Смекни!
smekni.com

Сергей кара-мурза сергей смирнов политический бестселлер манипуляция сознанием 2 (стр. 24 из 106)

ву оказался исключительно точен. В рамках одного отдель-

но взятого Майдана такого «всенародного единения» уда-

лось достичь. Находившиеся на нем обманутые люди глубо-

ко чувствовали, что «все мы — один народ; нас не запугать».

Ощущение этого было совершенно искренним; так же силь-

но пьяный человек искренне верит, что его сиюминутные

собутыльники его «уважают». Он хочет, чтобы его уважа-

ли; нормальное это желание гипертрофировано алкоголь-

ным опьянением. Им же отключено его критическое вос-

приятие. Результат: он совершенно искренне, хоть и недол-

го, будет верить в то, во что хочет верить, и что ему говорят

другие участники попойки.

Без информационного «наркотика», которым, через

средства воздействия на психику (в большинстве своем пас-

сивные), «накачивался «оранжевый» электорат, данная ма-

нипуляция не была бы столь эффективной. Однако главен-

ствующим для достижения успеха был все-таки правильный

выбор манипуляционных установок организаторов «оранже-

вого» путча. Сочетание паразитирования манипуляторов на

скрытых желаниях аудитории и использование для парази-

тирования на этих желаниях популярных, доходчивых и лег-

ко запоминающихся лозунгов привело к тому, что сообще-

ство «оранжевых» людей на Майдане искренне верило, что

оно «едино» и «всем гуртом» борется за свободу и против

коррумпированной воровской власти. Скрытым желанием

украинского общества было его стремление к коллективиз-

му, в значительной степени усилившееся, благодаря коллек-

тивно-подсознательному пониманию подавляющим боль-

шинством украинцев губительности «реформирования» и

«построения демократического общества» на Украине.

Столь же интенсивно паразитирование на популярной

терминологии используется и в России, как ранее в СССР.

Кще в начале «перестройки» один из политических обозре-

вателей в процессе обсуждения вопроса «легко ли быть мо-

лодым?» (был такой подленький фильм, рассказывающий,

как плохо живется молодежи при социализме) обронил фра-

зу «с молодежью нужно разговаривать на их языке». Авто-

ру этого перла досталось за вопиющую безграмотность, од-

нако смысл популизма он уловил совершенно точно: чтобы

быть популярным у не-интеллектуальной, но активной час-

ти населения, нужно говорить с ними на одном языке, нуж-

но, чтобы тебя «приняли за своего».

Примеры использования этой методики манипуляции

из предвыборных кампаний в России у всех свежи в памя-

ти. Перед парламентскими выборами 1999 года СПС актив-

но использовала лозунг «Ты — прав», устраивая бесплатные

рок-концерты для молодежи, демонстрируя танцующую «со-

временные танцы» Хакамаду и кривляющегося в «молодеж-

ной» футболке Немцова. Тогда же, на этих концертах, актив-

но выступали с раскруткой этого лозунга популярные арти-

сты. Более других старался экс-«секретовец» Н. Фоменко,

за что был награжден «повышением» в шоу-бизнесе и уве-

личением гонораров... В период той же предвыборной кам-

пании аналогично использовал популизм и обычно солид-

ный Явлинский, пришедший на несколько рок-концертов в

молодежном «прикиде» (кожаная куртка, джинсы, «стиль-

ный» свитер) и дававший интервью о том, как ему близ-

ки эти молодые люди, «фанатеющие от музыки» и «тусую-

щиеся тут». Перед выборами нужно было набирать популяр-

ность — и скрытое обращение к молодежи «ну хоть вы нас

поддержите, мы ж такие же, как и вы!» было вынужденным

ходом. Дела у партий либеральной направленности уже то-

гда шли хуже некуда; им позарез нужна была поддержка хоть

какой-то части общества. По этой причине они и вынужде-

ны были обратиться к молодому поколению, рассчитывая,

что молодежь внесет новую, активную «струю» в праволи-

беральную «массовку». На популистское заигрывание с мо-

лодыми были потрачены огромные средства, однако эффект

оказался нулевой: искренней поддержки правые в молодеж-

ной среде не получили. Сразу после концертов «многоты-

сячные ряды правой молодежи» просто испарялись. Одно

дело «тусоваться» на бесплатном концерте, и совсем дру-

гое — искренне поддерживать жиреющих преступников, не

предлагающих никакой зажигательной Идеи (эту ошибку,

кстати, учли и исправили организаторы «оранжевых» мя-

тежей в Сербии, Грузии и на Украине).

Ярким примером использования такого рода манипуля-

ции является известный кинофильм начала 90-х годов «Хочу

в тюрьму!». В нем рассказывается, как русский изобретатель,

гений-одиночка, ввязывается по наивности в опасную ис-

торию (его «вслепую» используют для организации ограб-

ления). Чтобы спастись, он вынужден бежать из страны за

границу, «в сытую и гуманную Европу». Но, так как денег

на проживание за границей у него нет, он специально попа-

дает в тюрьму за совершение мелкого преступления: там и

покормят, и проживание бесплатное.

Весь этот фильм — одно сплошное паразитирование

на «народных» коммуникативных средствах. Внешность

«типичного слесарюги» (главного героя), его простова-

тый жаргон, привычка выпить, покурить «Беломор», сдер-

жанный стеб над «тупыми европейцами» (тюремный врач,

считающий, что «Беломор» — это марихуана) и простова-

тое превосходство «наших» над «ними» (на вопрос врача

«marihuana?» главный герой простодушно переспрашивает:

«чо те надо? Какая еще Мариванна?») — все это полностью

соответствует «народным мифам» начала 90-х годов о том,

какая она — Европа.

Манипулятивная установка фильма проста и полностью

соответствовала навязываемой тогда обществу реформато-

рами «общественно-идеологической» парадигме. Умному

человеку, умеющему то, что другие не умеют, в России де-

лать нечего. Ни перспектив, ни безопасности, ни общества

нормального: все плохо! Нужно бежать отсюда за границу.

Там хорошо, сытно и уютно. Настолько, что в самых тяже-

лых условиях «там» однозначно лучше, чем «здесь». Так что

бегите из России куда подальше, дорогие россияне!

Данная парадигма морально поддерживала отток наи-

более талантливых и активных людей, которые могли бы ос-

тановить мародерскую политику разрушения страны либе-

ралами и реформаторами, из страны. Это нанесло России

непоправимый ущерб. Огромное количество тех, кто потен-

циально мог стать элитой страны, были для нашей страны

потеряны. Многие навсегда. Направление воздействия этой

парадигмы на общество было разносторонним и широким;

каждый раз оно менялось в зависимости от той «целевой

аудитории», на которую было ориентировано (научная ин-

теллигенция, научная элита, студенчество, молодые офице-

ры запаса и пр.). Рассматриваемый фильм обращался к ос-

новной массе не-элитной молодежи до 40 лет, которая, обла-

дая неплохим советским, хоть и не научным, образованием

(чаще — техническим или военным), активностью, желани-

ем самореализоваться, была исключительно интересна для

западных стран. Показывая простыми, «народными» сло-

вами и образами, как хорошо устроился за границей про-

стой, хоть и весьма талантливый, слесарь и как плохо ему

пришлось, когда он вернулся (его ограбили на трассе наши

бандиты), людей убеждали: свое будущее они должны свя-

зать не с Россией, где им ничего хорошего «не светит», а с

«заграницей»...

Такого же рода «простонародный коммуникативный ме-

ханизм» был использован в рекламной «раскрутке» полити-

ческого блока «Родина» на выборах 2003 года. Многие пом-

нят рекламный ролик, в котором Рогозин и Глазьев захо-

дят в пивную и пьют там пиво под вяленую воблу «вместе

с простым народом». Тому, кто знает и Рогозина, и Глазье-

ва, крайне сложно представить рафинированного бывшего

«представителя России в Страсбурге» (а ныне благополучно

представительствующего в Брюсселе) и бывшего министра

в правительстве Гайдара в столь демократических услови-

ях. Но апофеозом той рекламы был диалог «героев»: «Зна-

ешь, что-то мне в последнее время олигархи не нравятся!» —

говорил один. «Не нравятся — не ешь!» — разделывая при

этом воблу, отвечал ему второй.

Оба «политика» паразитировали на скрытых желаниях

аудитории (ненависть к ворюгам-олигархам, 7.4) и исполь-

зовали целый набор «народных» коммуникативных средств,

призванных показать людям, что «это свои, такие же, как и

вы». И эти «свои» так же не гнушаются пить дешевое пиво

в дешевой «пивнухе», так же не любят «олигархов» и так

же цитируют бородатые анекдоты, известные каждому еще

с детского сада («не нравится — не ешь!»).

На тех же выборах лидерами «Родины» был использован

для раскрутки певец и композитор, лидер группы «Любэ» Н.

Расторгуев. Учитывая, что человек он честный и порядоч-

ный (несмотря на то, что шоумен), хотелось бы думать, что

его участие в этом политическом спектакле было продикто-

вано желанием оказать поддержку партии с таким патрио-

тическим названием и патриотической же символикой. Его

имидж «музыканта-патриота» и, что важнее, «своего в дос-

ку парня из народа» (а также немалая популярность — па-

разитирование на авторитете, 7.2), оказался как нельзя бо-

лее кстати при срочной раскрутке новой партии, призван-

ной оторвать часть электората у КПРФ и, одновременно,

создать в Думе внешне «патррррриотичную», а на деле пол-

ностью послушную властям политическую фракцию.

7.2. Паразитирование на авторитете

Подробное описание

Паразитирование на авторитете кого- или чего-либо вы-

ражается в употреблении манипулятором, в контексте об-

суждения, названия или имени объекта паразитирования.

Часто это преподносится как доказательство: вот, что на

эту тему сказал такой-то ученый (наш уважаемый прези-