Смекни!
smekni.com

Сергей кара-мурза сергей смирнов политический бестселлер манипуляция сознанием 2 (стр. 36 из 106)

во от СПИДа». Третья убеждает: только деньги, девочки, их

нужно заработать любыми способами очень-очень много.

По коридору общаги к комнате девушек подходит моло-

дой парень. Он достает из кармана белую мышку и со слова-

ми: «Теперь твой выход, Эйнштейн!» — запускает ее в ком-

нату девушек. Через секунду звучит вопль: «Крыса!» — и вся

компания с визгом, едва не растоптав спрятавшегося за две-

рью парня, убегает из комнаты, где шло застолье.

Парень входит в опустевшую комнату и с удовольствием

доедает и допивает то, что оставили девушки. Ролик заканчи-

вается надписью: «Ставьте перед собой реальные цели!»

Для того чтобы понять суть данной манипуляции, нуж-

но вспомнить особенность того периода отечественной ис-

тории. Тогда, в период становления в России мародерского

режима худшей части советской партноменклатуры, наибо-

лее опасным для дорвавшейся до возможности беспрепятст-

венно грабить страну псевдоэлиты была традиционная для

русского-советского самосознания тенденция на постанов-

ку и достижения Сверхцелей. Важнейшая из них — величие

Державы, недопущение разграбления своей страны — под-

разумевала отказ от сиюминутно-шкурного интереса каж-

дого отдельного человека ради достижения этой великой и

достойной цели.

Разговор девушек как раз и идет о целях ВЕЛИКИХ: та-

лант и гений исследователя, любовь известного и яркого че-

ловека (актера Харатьяна). Даже установка на «зарабатыва-

ние очень-очень много денег» является целью неординар-

ной и, по своему, великой.

Властной элите необходимо было загнать народ в ло-

вушку сиюминутных, потребительских, обязательно мел-

ких целей — на грани выживания СЕГОДНЯ. Ей необходимо

было добиться, чтобы в сознании людей не возникали даже

мысли о постановке каких-либо значительных, масштабных

целей. Причем важно, чтобы эти сиюминутные цели люди

старались достигнуть незаконными, обманными методами.

Псевдоэлита стремилась всячески развить у людей стрем-

ление к дармовщинке, к отказу от созидательного труда (в

разгаре были операции МММ и других «Селенг»).

Образ молодого человека, имеющего одно только жела-

ние — поесть и выпить на халяву, как нельзя лучше вписы-

вался в эту задачу. Парень обманом разгоняет глупых и пуг-

ливых девчонок, мечтающих «о чем-то там великом», после

чего со вкусом поедает — ЧУЖУЮ — еду. Польза отказа от

великих целей ради сиюминутно-шкурных очевидна.

Приведенных выводов здесь сразу несколько.

Тот, кто ставит великие цели — глуп и труслив. Он

оторван от реальности; мечтатель, который ничего не добь-

ется и станет добычей ставящего цели «реальные». То есть

великие цели ставить глупо и бесперспективно. Потеря-

ешь даже то, что есть.

Ставящий «реальные» цели неизменно перехитрит

«мечтателей о великом», сможет их «обожрать», неизмен-

но побеждает в конкурентной борьбе. И следовательно, по-

становка мелочных целей есть средство достижения ус-

пеха в жизни.

3. Достигать успеха через постановку мелких, сиюми-

нутно-шкурных целей желательно обманным способом,

«на халяву». Труд (особенно честный), работа, пот, прило-

жение усилий — все это не даст эффекта, нужно обманы-

вать ближних.

Из этой же серии были рекламные ролики «Русский

цикл», где прекрасная актриса Нонна Мордюкова играла

жестокую и ограниченную «бабу», бездушную, истоптан-

ную безысходной «русской жизнью» и точно так же топ-

чущую всех вокруг (фразы «ненавижу тебя, все молчишь

и молчишь!», «эй, ты что, умерла, что ль?»). Приведенным

выводом было неприятие всего русского, всей нашей сущ-

ности, ломающей, по утверждению авторов этого реклам-

ного сериала, души людей. Манипулятивная установка в

данном случае была проста: вся предыдущая, русско-совет-

ская реальность, есть не что иное, как чудовищная бездуш-

ная машина, калечащая судьбы людей. А раз вся предыду-

щая жизнь столь жестока и бесчеловечна — разрушать ее не

только можно, но и должно на благо людей.

5 мая 2004 года по одному из центральных телеканалов

прошла передача «Мятежный форт», рассказывающая про

антисоветское восстание на форте «Красная Горка» и судь-

бу его командира Неклюдова.

Когда рассказ подходит к моменту подавления восста-

ния, ведущий, лысоватый «учено-благообразный» челове-

чек, сидящий к кабинете, заставленном книжными полка-

ми (апелляция к авторитету науки, 7.2), говорит следующую

фразу:

«К тому моменту в Петрограде еще были другие участни-

ки восстания, которые так же готовы были выступить совмест-

но с восставшими. Они, как и Неклюдов, помнили, ради КАКОЙ

свободы была свергнута самодержавная власть Романовых».

Создатели передачи умело подчеркивают: что Неклю-

дов, участвовавший в антисоветском мятеже и фактически

организовавший его, был не обычным мятежником, а «бор-

цом за свободу». Это подтверждается упоминанием, что он

и его соучастники боролись за свободу, ради которой были

свергнуты Романовы.

Но — в этом и состоит приведенный вывод — раз Не-

клюдов участвовал в восстании, одновременно являясь

«борцом за свободу», то, против чего он боролся, не есть

свобода. И, поскольку боролся командир форта против Со-

ветской власти, именно она и представлена олицетворени-

ем несвободы. И еще одно, не менее важное замечание: в

тексте звучит упоминание про «свободу, за которую боро-

лись, свергая власть Романовых». То есть разговор идет о

буржуазной Февральской революции, которая олицетворя-

ла те же ценности, что и антисоветский переворот россий-

ских «демократов». Второй приведенный вывод — что цен-

ности Февраля и были самой что ни на есть свободой (их

антипод — Октябрь — несвободой). И, следовательно, ан-

тигосударственная власть мародеров-«реформаторов», уст-

роивших невиданное разграбление страны после 1990 года,

есть Свобода, за которую можно и должно бороться.

Типичный приведенный вывод содержится в ответах

Михаила Маргелова, председателя Комитета по междуна-

родным делам Совета Федераций, политическому обозре-

вателю Михаилу Чернову в конце 2004 года.

«Михаил Чернов: Вы говорите о политических интересах

России в Грузии. А если посмотреть на ту же ситуацию с дру-

гой стороны? Я недавно был в Цхинвале. Осетины — это еди-

ная нация, у которой совершенно четкая позиция и интере-

сы, и все они связаны с Россией...

Михаил Маргелов: Русские, скажу вам, тоже единая на-

ция. Однако мы, русские, живем и в Латвии, и в Эстонии, и на

Украине, и в Польше, и в Грузии, и в Осетии, и везде. И что же,

нам дружно собраться в единую русскую республику?

МЧ: Пусть этот вопрос решают в том числе и сами рус-

ские, которые живут в этих странах, и действуют, исходя из

своих интересов...

ММ: Но не военными методами! Вы считаете, что в XXI

веке военные методы отстаивания культурных, языковых

и прочих этнонациональных интересов— это приемлемая

вещь?»

Приведенный вывод в данном случае таков: Россия не

имеет права использовать силу для отстаивания своих инте-

ресов, так как в XXI века ТАКИЕ средства «неприемлемы».

То есть Россия должна и далее следовать указаниям пред-

ставителей «цивилизованного человечества», которые для

достижения своих целей пускают в ход силу не задумыва-

ясь. На совести США, Великобритании, Израиля и других

«цивилизованных» стран за последние полтора десятиле-

тия сотни тысяч убитых ими лично и в организованных ими

«локальных войнах». Для этих стран определяющим являет-

ся только одно: можно ли захватить в ходе агрессии против

любой суверенной страны что-то, что им сегодня необходи-

мо. После этого все «общечеловеческие ценности» уходят на

второй план. Причем делается это не для защиты своих со-

граждан, не в соседней стране, а на другом краю земли и с

немыслимой жестокостью (только в ходе карательной опе-

рации в иракском городе Эль-Фаллуджа в конце 2004 года

было уничтожено свыше тридцати тысяч иракцев — из них

лишь около полутора тысяч были бойцами иракского Со-

противления).

Вместе с тем М. Маргелов, человек, неизменно отстаи- I

вающий антироссийскую деятельность «цивилизованных»

стран, убеждает аудиторию, что Россия не должна приме-

нять силу даже для защиты интересов своих соотечествен-

ников и братских, веками входивших в состав нашей стра-

ны, народов.

Так же можно отметить интересный пример использова- |

ния данного приема в журнале «Коммерсант Власть» от 15 мар-

та 2004 года. На одной из фотографий изображены весело*

танцующие украинский танец артисты в украинских нацио-

нальных костюмах. На переднем плане как основа компо-

зиции — нацистский флаг (это, кстати, свидетельствует, что

снимок является постановочно-рекламным; по всей види-

мости, у редакторов журнала не хватило ума этого понять),

танцоры пляшут, как бы осененные свастикой. Подпись под

фотографией гласит: «Рейхскомиссар изнывающей под гне-

том гитлеровских оккупантов Украины Эрих Кох» (его фо-

тография размещена рядом).

Для определения приведенного вывода нужно отметить

контраст слов «изнывающей под гнетом» и изображение ве-

село танцующих артистов. Конструкторы этой смысловой

связки выставляют в глупом виде утверждения советских

источников о зверствах немцев на оккупированных терри-

ториях СССР, в частности на Украине. Приведенный вывод

таков: никаких «страданий под немцем» не было, люди весе-

ло гуляли, отдыхали, веселились и танцевали. Все рассказы

о зверствах фашистов — ложь «красной пропаганды»...

РазделЮ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПУЩЕНИЙ

В КАЧЕСТВЕ АРГУМЕНТАЦИИ

Подробное описание

Данный прием построен на том, что, в контексте обсуж-