Смекни!
smekni.com

Сергей кара-мурза сергей смирнов политический бестселлер манипуляция сознанием 2 (стр. 47 из 106)

живет исключительно на траншах западных спецслужб; все

к этому уже привыкли. Но об этом как раз не говорится —

эта информация манипулятором опускается (специально по-

добранная информация, 14.6).

С помощью такой технологии навешивания соответст-

вующих ярлыков у читателя должно быть создано соответ-

ствующее представление о ситуации в Белоруссии, раскла-

де политических сил и вообще — «кто есть кто», кто там

«злой», а кто «хороший парень».

Вот пример «демонизации», используемой в дискуссии.

Передача «Времена» с Владимиром Познером», эфир 29 ян-

варя 2006 года. Обсуждается недавнее решение Парламент-

ской ассамблеи Совета Европы признать преступными все

коммунистические режимы в истории. Ведущий, В. Познер,

задает вопрос:

«...Но я бы вам хотел задать для' начала два вопроса, ко-

торые всех должны интересовать. Первый: почему спустя 15

лет ПАСЕ ставит этот вопрос [о признании коммунистических

режимов, в том числе СССР, преступными]? И второй: поче-

му на самом деле это вызывает такую негативную реакцию у

представителей новой России?»

Отвечает публицист либерально-проамериканского

толка А. Кабаков:

«А. Кабаков: Меня меньше всего интересует вопрос, по-

чему именно через 15 лет. Но меня очень заинтересовало то,

что сказали Геннадий Андреевич [Зюганов, говоривший о ле-

вых тенденциях в мировой политике] и Александр Андрее-

вич [Проханов, утверждавший, что в мировой политике до-

минируют либеральные тенденции]. С Геннадием Андрееви-

чем я согласен, все дело в покраснении мира. Все дело в том,

что происходит в Латинской Америке, все дело в том, что, на

мой взгляд, происходит и в Европе, где тоже абсолютно нали-

цо полевение. И в этом смысле я не согласен с Александром

Андреевичем. Никакой экспансии либерализма в последнее

время нет, а есть, на мой взгляд, серьезнейший кризис либе-

рализма. Но именно поэтому, я думаю, сейчас и своевременно

поставить вопрос о преступности, нигде не сказано, Советско-

го Союза, советской власти, сказано — тоталитарных комму-

нистических режимов. И то, что сейчас происходит на южно-

американском континенте, когда выступают такие фигуры, как

Уго Чавес, например, именно это навело на мысль инициато-

ров резолюции. Я не знаю кого, меня, например, наводит на

мысль, что если сейчас не напомнить о том, чем это кончается,

то этим и кончится. Вы понимаете, о чем я говорю, да?

Ведущий (В. Познер): Я понимаю.

А. Кабаков: Если не напомнить о том, что коммунистиче-

ская идеология, которая создала коммунистические режимы,

рано или поздно через эти режимы приходит к тоталитариз-

му и, следовательно, к преступной организации общества, то

все пойдет дальше. Уго Чавес будет восприниматься именно

так, как он воспринимается — борцом за свободу».

В данном случае не имеет смысла рассматривать инте-

реснейший момент: два виднейших левых идеолога — Зю-

ганов и Проханов — говорят вещи, принципиально проти-

воположные. Важно, что Кабаков сознательно ставит знак

равенства между «тоталитаризмом», «коммунизмом» и

«преступной организацией общества». Уже в выстраива-

нии этой смысловой цепочки (одно утверждение автомати-

чески следует из другого) применяется использование до-

пущений как аргументов (10), «лукавые термины» («тота-

литаризм», «преступная организация общества» — 15.1) и

навязывания жертве своего мнения (манипулятор даже не

оговаривается, что кто-то может считать иначе, например,

что в России, благодаря либеральным реформам «организа-

ция общества» как минимум не менее преступная, нежели в

СССР четверть века назад — 26). Здесь также присутству-

ет еще и «кретинизация» вопроса (5.3). В одну «кучу», име-

нуемую им «коммунизмом», манипулятор пытается свалить

столь разные явления, как советский «коммунизм» (если кто

забыл: «коммунизм» в СССР декларировался как цель, кото-

рая так и не была достигнута), «коммунистическую идеоло-

гию» «красных кхмеров» Пол Пота, которых успешно били

и свои, кампучийские, и вьетнамские коммунисты, и нацио-

налистический «социализм» КНР.

Главное же, что добивается манипулятор подобной

трактовкой вопроса, — навесить на «коммунистические»

идеологии однозначно отрицательный ярлык, придав им об-

лик исчадий ада. Это типичная «демонизация»: сваленные,

как отмечалось, в одну «кучу» разнородные политические

и даже культурно-цивилизационные течения объявляются

чем-то одним «нехорошим», заслуживающим осуждения.

Манипулятор, правда, пытается найти лазейку, чувст-

вуя логическую нестыковку: «нигде не сказано, Советского

Союза, советской власти, сказано — тоталитарных ком-

мунистических режимов». Этим он стремится вывести из

обсуждения пример СССР, который ни один нормальный

человек не назовет преступным (что — и Гагарин тогда «пре-

ступник»?!). Однако это — ложь прямая (18.1): сама по себе

резолюция ПАСЕ действительно не содержала ЮРИДИЧЕ-

СКИ оформленных претензий в адрес СССР-России. Одна-

ко инициаторы этой резолюции, «страны Балтии» и Поль-

ша, вряд ли стали бы выдвигать претензии к столь «близ-

кой» к ним полпотовской Кампучии. А вот «вина» СССР у

них стала уже дежурной темой.

Таким образом, «уходя» от детализации и объяснений,

манипулятор вешает на ВСЕ «тоталитарные коммунистиче-

ские режимы» ярлык «абсолютного, необсуждаемого зла».

Сюда же он приплел такого типичного «тоталитарного ком-

муниста», как Уго Чавес. Это объясняется тем, что для че-

ловека ортодоксально европоцентристского, «американо-

центристского» всякий, кто не принимает навязываемый

евро-американской Системой порядок действий, является

опасным бунтовщиком и потенциальным «чудовищем»-ком-

мунистом.

13.2. Навешивание положительных

ярлыков («Сияющее обобщение»)

Подробное описание

Данный случай — полная противоположность предыду-

щему. В задачу манипулятора входит идеализация предмета

манипуляции. Для этого рассматриваемому предмету при-

писываются несуществующие положительные качества или

гипертрофируются крайне несущественные имеющиеся. Все,

что имеет или может иметь отношение к предмету манипу-

ляции и может выставить его в лучшем свете перед реци-

пиентом, подбирается, суммируется и выдается как наибо-

лее характерные и типичные его особенности.

Все отрицательные качества, наоборот, тщательно скры-

ваются и объявляются либо абсолютно не свойственными

рассматриваемому предмету манипуляции, либо исчезаю-

ще мелкими величинами, либо «происками врагов» пред-

мета манипуляции, которые задались своей целью «опоро-

чить его честное имя».

В результате жертва манипуляции видит перед собой

образ, близкий к идеальному, эдакий ангел во плоти. За-

дача манипулятора — сделать так, чтобы жертва стала от-

носиться к предмету манипуляции максимально хорошо, с

симпатией и одобрением. Конечной целью этого является

добиться непротиводействия со стороны реципиента про-

цессу реализации планов манипулятора, если они связаны

с усилением, развитием или повсеместным установлением

предмета манипуляции.

«Сияющее обобщение» используется манипулятором

при необходимости предмет манипуляции (некую полити-

ческую или культурную «силу») выставить в максимально

выгодном свете. Это может быть в том случае, когда аудито-

рии (жертве манипуляции) предлагают некий новый «ориен-

тир», на который «стоит равняться», брать его за пример и

как следствие — менять неудобный манипулятору стерео-

тип поведения на тот, который манипулятору удобен (и опа-

сен для жертвы). Так было в период конца 80-х — начала

90-х годов XX века, когда «западный образ жизни», «капи-

талистическую организацию труда», «маленькую и удобную

безработицу» представляли лучшим вариантом организа-

ции социально-экономических отношений внутри государ-

ства. Манипуляторы тогда создавали у западного общества

устойчивый имидж «потерянного [нашим народом] рая на

Земле» — дескать, там ВСЕ настолько хорошо, что лучше и

быть не может! О недостатках, разумеется, умалчивалось...

В результате наше общество, обманутое манипуляторами,

позволило уничтожить свои собственные научные, техниче-

ские и промышленные достижения, рассчитывая, что после

этого мы станем «жить и работать, как на Западе». Резуль-

тат очевиден: «западное великолепие» к нам так и не при-

шло, а потери в результате рыночных реформ оказались по-

истине чудовищны.

Другим подобным.примером может служить раскручен-

ная кампания по созданию у советских «правозащитников»

имиджа «святых», людей, самоотверженно боровшихся ис-

ключительно за то, чтобы всем в стране было хорошо, никто

не страдал от «государственного тоталитаризма». И уж, ко-

нечно, никаких не «агентов Запада» — это особо подчерки-

валось манипуляторами, высмеивались утверждения совет-

ских органов безопасности о том, что «диссиденты» сотруд-

ничают с вражескими спецслужбами. Создавались мифы о

«пытках» «диссидентов» при Брежневе, о том, как «Ново-

дворской вводили жидкий кислород под кожу». В качестве

высшего зла преподносились действия Советских властей,

отправлявших «правозащитников» в сумасшедшие дома. Та-

ким образом, у ВСЕЙ «плеяды» антисоветских диссидентов

был создан имидж бескорыстных мучеников, живущих —

вовсе не на деньги вражеских спецслужб — одной только

заботой: «дать людям свободу».

В обоих этих случаях у каждой из двух общностей («аме-

риканский» образ жизни и хозяйствования и диссидентское

движение внутри СССР) манипуляторами был создан еди-