Смекни!
smekni.com

Сергей кара-мурза сергей смирнов политический бестселлер манипуляция сознанием 2 (стр. 49 из 106)

спустя полвека их последователям. В жестокой войне выиг-

рали вторые — и первые были уничтожены. Финальный этап

схватки с последующей расправой и стали теми «репрессия-

ми», которые мы все знаем. Кстати, не стоит думать, что,

победи «космополитичная» группировка, она обошлась со

своими оппонентами гуманнее: жестокость Троцкого, Яки-

ра, Тухачевского и Ягоды известна всем и давно стала на-

рицательной...

Таким образом, из приведенного отрывка мы видим, как

автор, противопоставляя Сталина (и его «команду») и «ре-

волюционеров-космополитов», пытается создать у послед-

них положительный имидж, приписывая всем им исключи-

тельно положительные качества.

13.3. Навешивание групповых ярлыков

(приписывание группам безоговорочных

свойств, «групповое обобщение»)

Подробное описание

В рассматриваемом случае манипулятор производит

предельное, зачастую доходящее до гротеска и полного ис-4

кажения, упрощение качеств различных групп (социумов,

общественно-политических движений, общественных сис-

тем и пр.). То есть приписывает этим группам какие-либо

свойства, объявляя их доминирующими для каждой кон-

кретной группы.

Манипулятор умышленно «забывает», что любая груп-

па не является однородной. В ней есть как положительные

личности и течения, так и нейтральные, разноплановые и

отрицательные. Сводить какое-либо сложное (особенно —

новое по сути) групповое явление к упрощенной схеме нель-

зя, это является грубейшей логической ошибкой, влекущей

крайне негативные последствия. Подобный подход не даст

полной и достоверной картины. В результате сформировать

правильное и разумное отношение к такому явлению (груп-

пе) будет невозможно.

Цель манипулятора как раз в том и состоит, чтобы,

упростив явление, навязать реципиенту свое собственное

представление о данном предмете манипуляции. Для это-

го используется обобщение упрощенных качеств и припи-

сывание каких-то отдельных, подобранных манипулятором

качеств ВСЕМУ явлению (группе). На это явление распро-

страняется качественная характеристика либо вовсе ему не

свойственная, либо свойственная отдельной, незначитель-

ной (а зачастую — отторгаемой) его части. И такая харак-

теристика объявляется манипулятором «присущей» всему

групповому явлению.

«Групповое обобщение» может преследовать цель как

улучшить образ «группы», так и «демонизировать» его, в за-

висимости от отношения манипулятора к данной группе.

Приписывание обсуждаемым группам безоговорочных

свойств (в том случае, когда эти группы являются предме-

том манипуляции) — прием достаточно старый и весьма

грубый. Так, на заре т. наз. «перестройки» словечком «сов-

ки» именовали всех, кто жил полностью в культурном, мо-

рально-правовом и социальном поле, декларируемым Со-

ветской властью позднего периода. Проще говоря — всех

тех, кого более-менее устраивала «та» жизнь и кто не хо-

тел менять ее на «прелести» «цивилизованного» общества.

Создав обидное прозвище «совок», «по умолчанию» обозна-

чавшее туповатого, «нецивилизованного», ленивого, косно-

го и вороватого «советского человека», прозападно настро-

енные «интеллектуалы» создавали у самих себя и у всех,

не приемлющих советский образ жизни и советский строй,

положительный образ. Тут использовалась целая «икеба-

на» приемов манипуляции сознанием: кроме приписывания

группам безоговорочных свойств, здесь и осмеяние как раз-

рушение, 3.1, и негативизация как разрушение, 4.1, и созда-

ние новых мифов, 11.2, и «лукавые термины», 15.1, и ложь

прямая, 18.1.

Вот еще пример использования такого приема — статья

Ю. Луканова «За что мне любить донбасян?», опубликованная

информационным ресурсом «УП» 23 декабря 2004 года:

«Виктор Ющенко призывает нас любить донбасян. Я, по-

нятное дело, понимаю, что он, как гипотетический глава госу-

дарства, должен любить всех своих сограждан — богатых и

бедных, умных и глупых, интеллектуальных и дурноватых.

Я понимаю, что с точки зрения политической корректно-

сти он полностью прав. Но вот уже с месяц у меня внутри за-

село какое-то мерзкое создание, которое чихать хотело на

мою профессиональную беспристрастность, и ставит не ме-

нее мерзкий вопрос: Ющ пусть себе любит донбасян, так как

ему это по будущей должности надлежит делать, а ты здесь

при чем?

Правда, политкорректный профессионал во мне тут же

исправляет, что речь идет не столько о жителях соответствую-

щего региона самих по себе, сколько о носителях определен-

ных обычаев. А вышеупомянутое мерзкое создание ехидно

улыбается и напоминает, что эти обычаи присущи весьма мно-

гим жителям региона.

И в самом деле: а почему я должен любить людей, кото-

рые на голом месте, без каких-либо аргументов предъявляют

обвинение нелюбимым им политикам в фашизме и в то же

время сами исповедуют фашистские принципы? Да-да, я не

оговорился — на Донбассе основан режим, который большей

мерой напоминает творение бесноватого фюрера. Правда, ре-

жим этот имеет не национальный, а региональный оттенок и

большей мерой носит карикатурный характер.

Хотите убедиться? Давайте сравним. В Германии 30-х го-

дов прошлого столетия из всех средств массовой информа-

ции, надежно контролируемых одной партией, пропаганди-

ровалась идея национального превосходства. На Донбассе с

приходом к власти Виктора Януковича образовали под кон-

тролем малюсенькой группки людей своеобразный информа-

ционный зонтик.

Все тамошние СМИ с подачи властьимущих начали вкла-

дывать в голову донбасянам идею регионального превосход-

ства. Результатом стало то, что жители региона свято верят,

что они являются самыми крутыми и кормят всю Украину. Дон-

басяне регулярно рассказывали мне, что если бы не перечис-

ляли столько денег на пропитание особенно Западной Украи-

ны, то они бы жили значительно богаче, чем сейчас.

Тем временем, как и при фюрере, все сферы жизни на Донбас-

се контролируются именно этой небольшой группой людей.

Можно сделать смелое предположение, что и главные прибы-

ли оседают именно в их карманах, а не в госбюджете Украи-

ны. Правда, фюрер в этом плане был более практичен: он не

разрешал грабить государство.

В Донецке вы можете встретить признаки культового

мышления, которое присуще фашизму и другим тоталитарным

режимам. А именно вы увидите прижизненные памятники

прыгуну с шестом Сергею Бубке и певцу Иосифу Кобзону.

Сразу подчеркиваю: я признаю заслуги этих людей и ни-

чего не имею против них. За исключением разве того, что хо-

дят настойчивые слухи, будто выдающийся певец советской

эпохи имеет украинский паспорт вопреки украинскому зако-

нодательству.

Но прообразы этих памятников, слава богу, живы и здо-

ровы — и пусть себе дальше живут во здравии. Но напряжем

память и припомним, где ставили памятники живым людям.

Правильно, это было в фашистской Германии, а также в ком-

мунистическом СССР при Сталине и в эпоху позднего мараз-

ма этого государства, когда увековечивали живых дважды Ге-

роев Социалистического Труда и Героев Советского Союза.

Я даже фотку видел, где вечной памяти Леонид Ильич Бреж-

нев, который имел, если не ошибаюсь, пять звездочек, стоит

возле собственного бюста. И, ясное дело, подобные монумен-

ты радовали глаз граждан античной Римской империи в те

эпохи, когда там властвовали тираны. А именно в тираниях

властьимущие стремились воспитывать у своих подчиненных

граждан культовое мышление.

Надежному мужику Виктору Януковичу в Донецке пока

что ничего такого не поставили. Но мой коллега-телевизион-

щик рассказал о том, как он его увидел впервые. Это случи-

лось на фестивале «Золотой скиф» в Донецке, когда нынеш-

ний кандидат в президенты еще занимал там должность об-

ластного главы.

Он вышел на сцену во время церемонии закрытия. Вы-

ступил с речью. Потом взял на руки маленькую девочку, кото-

рая вымолвила в микрофон: «Спасибо Виктору Федоровичу

за...» Как вы думаете, за что? Вы удивительно догадливы: «За

детство счастливое наше».

Как-то я поделился этими своими соображениями в при-

сутствии знаменитого Леся Подеревьянского. А он потом ска-

зал: «Мне нравится, что там на Донбассе есть такое. Это очень

своеобразно». А я себе подумал: «Еще бы! Я бы удивился, если

бы Лесю это не понравилось. А где же еще он будет искать

прообразы для своих пьес?»

Эстетичным воплощением отношений, которые сложи-

лись на Донбассе, является выступление госпожи Людмилы

Янукович на митинге в Донецке, когда она рассказывала об

американских валенках. Я слышал о ней много хорошего. Она

якобы от всего сердца помогает беспризорным детям, опека-

ет детские дома.

Как сказал о ней ее муж (кстати, чуть ли не единственный

момент во время дебатов, где он был искренним и соответст-

венно вызвал сочувствие), она простая, добрая женщина, с ко-

торой он прожил тридцать лет. И она в самом деле вызывает

симпатию, пока не выходит в публичную сферу. Она там на-

столько же неадекватна, насколько неадекватны те донбасян-

ские отношения современному демократическому обществу.

Все люди имеют право жить так, как они хотят. Если донбася-

нам нравится такая их жизнь, то и пусть себе. И я никогда не

стал бы писать о них эту хамскую статью, если бы не один мо-

мент: они хотели этот свой образ жизни навязать мне.

Не только Янукович и его патроны из администрации прези-

дента Кучмы. А и десятки тысяч или даже сотни тысяч донба-

сян, которые специальными поездами и автобусами ездили

страной и голосовали по открепительным талонам по несколь-