Смекни!
smekni.com

Сергей кара-мурза сергей смирнов политический бестселлер манипуляция сознанием 2 (стр. 54 из 106)

ровым финансовым структурам». Но, если быть логичными,

получается, что долги своим гражданам отдавать нужно в

первую очередь. Ведь именно население является донором

и государства, и власти. И в случае, если денег на выплату

этих долгов нет, законным было бы провести зачет этих дол-

гов за оплату жилья и модернизацию ЖКХ. Ведь нынешнее

Российское государство — плоть от плоти то самое, либе-

рально рыночное, которое обокрало миллионы своих граж-

дан, приватизировав огромную собственность, этим граж-

данам принадлежавшую. Вот и появляется возможность от-

дать долги хоть таким образом!

Признание этого факта недопустимо для ведущих. Если

они согласятся с трактовкой слушателя — они вслух, в эфи-

ре, ОТКРЫТО признают, что а) факт колоссального воров-

ства имел место, б) рыночно-либеральная система в России

сегодня является воровской по сути своей, несмотря на ее

внешнюю респектабельность и в) представители либераль-

ной модели экономики не имеют никакого права говорить

не только о «выселениях», но и вообще о том, что им насе-

ление что-то. «должно». Такое признание, повторимся, для

сторонников антироссийско-либеральной доктрины совер-

шенно неприемлемо.

Спорить с таким утверждением они так же не могут.

Правда слишком очевидна и, что называется, «бьет в гла-

за». Вклады населения были украдены? Были — сегодня это

признают и сторонники либеральной доктрины (правда, на-

зывают это, как правило, округлым термином «вклады об-

нулились» — лукавый термин, 15.1). Должна своим гражда-

нам система, кинувшая их? Если убеждает, что «долги [«Па-

рижскому клубу»] надо отдавать» — должна. Тут не особо

и поспоришь...

В результате невозможности спорить, согласиться или

опровергнуть слушателя, ведущие просто отключают его от

эфира и делают вид, что продолжают обсуждать его вопрос.

То есть совершают классическую подмену понятий (1): вме-

сто конкретной темы долга «молодой российской демокра-

тии» перед своими гражданами начинают болтать что-то ма-

ловразумительное «про реформу ЖКХ». Они уходят от об-

суждения принципиального и неудобного для них вопроса,

честно ответить на который они не смогли бы...

При использовании такого приема в печатном СМИ ма-

нипулятору даже проще действовать: нет необходимости

«отключать» неудобного собеседника. Тот все равно ниче-

го не может возразить так, чтобы другие услышали. Задача

манипулятора облегчается. Вот пример из «Российской га-

зеты», номер от 2 июля 2004 года, статья Е. Ясина «Если вы-

гнать менял из храма»:

«Я сам публично критиковал условия продажи «Нориль-

ского никеля». И перестал это делать, когда увидел, что новые

хозяева управляют им гораздо лучше, чем старые. Не спорю,

тогда, в 90-х годах, можно было повременить с продажей ка-

ких-то активов, оставить в государственной собственности,

например, нефтяные промыслы. Возможно, были варианты

более эффективные, более успешные. Об этом уже 10 лет спо-

рят ученые. Я теперь говорю о другом. Чего мы хотим? Какая

польза от всех этих разговоров? Нет ее».

В данном случае предельно простым приемом — по-

строением связки «вопрос-ответ» («Какая польза от всех

этих разговоров? Нет ее».) — манипулятор уходит от прин-

ципиально важного вопроса: А ПОЧЕМУ БЫ СЕГОДНЯ НЕ

ПОГОВОРИТЬ О ВОЗВРАЩЕНИИ В СОБСТВЕННОСТЬ

ГОСУДАРСТВА ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ? Ведь

это логично: то, что при любом раскладе может приносить

прибыль и принадлежало государству, то есть каждому че-

ловеку в стране, может и должно находиться в руках госу-

дарства. Почему некий Абрамович может покупать на неф-

тяные доллары футбольный клуб «Челси», а государство на

эти же нефтедоллары не может купить дополнительное ору-

жие для армии (чтобы повысить обороноспособность), обо-

рудование для больниц (чтобы укрепить здоровье населе-

ния), построить несколько сотен новых школ (чтобы улуч-

шить систему образования) или повысить нищенскую оплату

труда военных, учителей, врачей, милиционеров? Такой ход

был бы крайне неприятен для Абрамовичей — но он укре-

пил бы Государство и Государственность.

Безусловно, обсуждать подобные шаги можно и нужно.

Но именно этого не хотят те, кто платит Ясину деньги (и не-

малые). Им нож в сердце — сама возможность такого пуб-

личного обсуждения. Поэтому Ясин стремится доказать, что

«пользы от таких разговоров нет».

Но доказать это не удастся: слишком очевидно несоот-

ветствие прибыли а) для одного вороватого человека и б) для

всего государства. Поэтому Ясин просто утверждает, говоря

О пользе такого обсуждения: «нет ее» (5.1). Этим он, с одной

стороны, создает себе имидж объективного судии: пробле-

му-то, и весьма острую, он обозначил. А с другой — пресе-

кает дальнейшее ее обсуждение: и «нет ее», и ответить ему

своевременно никто не сможет. Это же газета, а не Интер-

нет-форум.

Еще один пример, на этот раз из телевизионной дискус-

сии. Передача «Времена» с Владимиром Познером», эфир 6

февраля 2005 года. Обсуждается так называемое «Письмо

пятисот» — удачно устроенная сионистскими международ-

ными структурами провокация, в результате которой депу-

таты Государственной думы подали бессмысленный, глупый

и бестолковый запрос в Генеральную прокуратуру с требова-

нием запретить ВСЕ еврейские организации. Именно к это-

му слову «все» прицепились правозащитники всех мастей и

проводники международных сионистских интересов в Рос-

сии. Письмо было использовано ими как превосходная воз-

можность в очередной раз обвинить Россию и русский народ

в антисемитизме (информационный повод, 27).

На передаче ведущий Познер и его единокровник Слуц-

кер вцепились в авторов этого письма, приглашенных в эту

студию. В ходе дискуссии Познер постоянно пытался заста-

вить одного из них, депутата от фракции «Родина», С. Соб-

ко, «сознаться» в «умышлении противу евреев». Необходи-

мо отметить, что поддавшийся на эту провокацию Собко ни-

чего вразумительного возразить не мог.

Однако в один из моментов дискуссии он наносит не-

ожиданный и точный контрудар по своим оппонентам, цити-

руя религиозно-националистическую книгу «Кицур Шулхан

Арух», действительно пестрящую жутковатыми рекоменда-

циями евреям, как им следует относится к «гоям»:

«Сергей Собко: Тогда, если можно, я отвечу на ваш во-

прос. Прежде всего, если бы мне тоже дали кнопку, я бы на-

жал, да, что я категорический противник каких-либо измов,

каких-либо фобий в нашей многонациональной, поликонфес-

сиональной стране. У меня отец — инвалид Великой Отечест-

венной войны, пришел без ноги. И я, как любой нормальный

человек, всеми фибрами души ненавижу всякие ксенофобии,

фашизмы в.любых их проявлениях, абсолютно. Но когда я про-

чел в той самой книге «Кицур Шулхан Арух», которая в 2001

году была издана и рекомендована той организацией, кото-

рую представляет мой уважаемый коллега из Совета Федера-

ции, где написано, что «евреи полноценные и совершенные

человеческие существа, не евреи со своей стороны, хотя и

люди, однако неполноценны и несовершенны, различия ме-

жду евреями и другими народами подобно различию между

душой и телом, между людьми и животными, а христиане —

это идолопоклонники, которые рассматриваются как таковые,

во всяком случае, в теории, подлежат смертной казни». Так

кто же развивает ксенофобию? Кто забивает клин в межна-

циональные отношения?

Владимир Познер: Понятно. И все-таки еще раз, время

опубликования письма или подачи — это вот расчет или это

просто так случилось?»

Очевидно, что Познеру нечего возразить на этот ар-

гумент Собко. С тем, что написано в книге, не поспоришь.

Тем более что Собко приволок на передачу эту книгу с со-

бой. Поэтому Познер просто уходит от обсуждения, начи-

ная выпытывать у оппонента: с чем связан срок появления

такого письма?

На самом деле, момент обнародования этого документа *

точно совпал с международной информационной кампани-

ей, создающей у России имидж государства, в котором мах-

ровым цветом растет антисемитизм. Совпадение это было

более чем очевидно, а заказчики этой провокации определя-

лись уже по тому, что никому из «официальных патриотов»

(КПРФ, «Родина» и пр.) такое выступление было совершен-

но не выгодно. Как говорится — «ищи, кому выгодно, и ты

раскроешь преступление». Навязывая Собко вопрос «время

опубликования письма или подачи это вот расчет или это

просто так случилось?» и не добившись от него вразуми-

тельного ответа, Познер достиг сразу две цели.

Во-первых, он ушел от обсуждения человеконенавист-

нической сути «Кицур Шулхан Арух». Как раз из-за таких

книг к евреям зачастую складывается предвзятое отношение

со стороны некоторых представителей других национально-

стей. Спорить с этим было бы для Познера и Слуцкера край-

не сложно. Правда позднее, несколько оправившись, Слуц-

кер в дискуссии разгромил своих оппонентов — на фоне

Слуцкера и Познера они выглядели, как безногие, бегущие

наперегонки со всадником.

Во-вторых, своими невразумительными объяснениями,

Собко начисто «заболтал» вопрос о поразительной своевре-

менности появления этого «письма». Получилось, что сам

автор вроде бы как бы дал понять: никакой сознательной

привязки выхода этого документа к какому-то определенно-

му времени не было (очень интересная форма «упреждающе-

го удара», 4.4). То, что это письмо за спиной таких горе-пат-

риотов — если только не сознательных пособников прово-

каторов — было инициировано теми, кому оно как раз было

выгодно, даже не обсуждалось. Таким образом, в данном слу-