того, как он «открыл дверь», что «страны не стало». А лич-
но он ничего такого плохого не задумывал и не делал... Все
самой собой случилось, никто не виноват — эту установку
пытается протащить Горбачев в сознание читателей.
При этом манипулятор стремится выставить Горбаче-
ва не сознательным участником операции по уничтожению
СССР, а жертвой обстоятельств. Именно для этого на чита-
теля высыпаются множественные факты и обстоятельства,
уточнения и эмоциональные оценки. Все это призвано «по-
топить» в потоке ненужной и прямо ложной информации
то, что манипулятор стремится скрыть: истинную роль Гор-
бачева, руководителя страны, в период ее уничтожения.
Эффективный пример «забалтывания» чего-либо — соз-
дание и раскручивание различного рода скандалов, ругани
между партиями и лидерами в современной политике. Вза-
имные обвинения, скандальные истории вроде «коробки из-
под ксерокса», угрозы «судебных процессов» .(практически
никогда не приводящиеся в исполнение, но крайне шумливые
и широко тиражируемые в СМИ), громкие «разоблачения»
неприглядных действий публичных политиков — все это соз-
дает дезориентирующий население («электорат») фон.
Смысл «забалтывания» в данном случае в том, что дез-
ориентирующими потоками информации население уводит-
ся от простого вопроса: насколько достойны находиться во
власти ВСЕ те, кто там сейчас находится? Талейран говорил:
«Если бы народы мира узнали, какие недостойные люди ими
управляют — они бы ужаснулись». Осознание людьми это-
го факта опасно для существующей политической системы,
так как ставит под сомнение ее легитимность. Это успеш-
но использовалось при разрушении СССР, путем личност-
ной дискредитации политических и государственных лиде-
ров страны («негативизация как разрушение», 4.1, «демони-
зация», 13.1, «групповое обобщение», 13.3, «тенденциозно
подобранная информация», 14.6, «ложь историческая», 18.2,
и некоторые другие). Поэтому она прячет свои недостатки,
парадоксально не скрывая их. Обилие шумных скандалов
призвано заставить людей начать обдумывать все перипе-
тии «политической жизни» (кто кого оскорбил, кто у кого
что приватизировал, кто на кого подал в суд и пр.), вместо
того чтобы задуматься: с какой стати такие люди вообще
присвоили себе право решать за целые народы?
Здесь, кроме «забалтывания», мы имеем еще несколько
приемов манипуляции сознанием. Это «отключение крити-
ческого восприятия» (23), когда «политические спецэффек-
ты» и «атмосфера шоу» мешают людям трезво оценивать
ситуацию. А также «создание заданной информационной
атмосферы» (25), когда обилием скандалов и ругани людей
заставляют прийти к выводу «да они все там гады, никого
нормального нет в принципе». Следствием этого становит-
ся безоговорочное принятие населением практически любой
навязываемой политической кандидатуры. Ведь если они
там все плохие, не имеет смысла и выбирать, не так ли?
Побочный эффект от такого рода манипуляции — по-
вышенная восприимчивость электората к «святым полити-
кам». На фоне «остальной грязи» властной злите достаточ-
но более-менее удачно подать в выгодном свете любого по-
литика (Горбачева на фоне предшественников, Ельцина на
фоне болтовни Горбачева, Лебедя, Жириновского, Глазье-
ва-Рогозина, Путина на фоне пьянства и маразма Ельцина
и пр.), рассказать «по секрету» о его достоинствах — элек-
торат принимает этого раскручиваемого политика «на ура».
Максимальный эффект при минимальных временных затра-
тах (в политике это, зачастую, имеет решающее значение) в
таких случаях гарантирован.
Не стоит, однако, думать, что использование такого рода
приемов — исключительно российская специфика. Родона-
чальником манипуляции сознанием была западная цивили-
зация. Как уже отмечалось, традиционная («крестьянская»)
цивилизация изначально предпочитает использовать откры-
тое насилие, жесткое, но ЧЕСТНОЕ, а не обман и психоло-
гическое воздействие, которыми является манипуляция.
Типичным примером «забалтывания информации»
(14.3) могут служить «судьбы» таких известных голливуд-
ских фильмов, как «Звездная пехота» («Starship troopers»)
и «Матрица» («Matrix»). Оба эти фильма — первые их час-
ти — являются редким примером выступления представи-
телей западной масскультуры против зверства и диктата за-
падной (прежде всего американской) цивилизации.
В «Звездной пехоте», снятой талантливым режиссе-
ром П. Верховеном по роману Р. Хайнлайна, великолепно
высмеяны сразу несколько родовых черт «цивилизован-
ных стран». Например, жестокий экспансионизм западно-
го мира, присвоившего себе право самолично решать: какой
народ достоин существования, а какой подлежит уничтоже-
нию. В фильме, словами одного персонажа, тонко подмеча-
ется: «жуки пришли на эти планеты на тысячи лет раньше,
чем люди». И при этом люди (в к/ф — западные) бесцере-
монно вторгаются на территории, освоенные и колонизиро-
ванные «жуками». А когда те начинают защищаться — что
в их положении совершенно естественно, — западный «но-
ситель цивилизации» в лице других героев фильма начина-
ет воспринимать это как «агрессию» и «объявление войны».
Нимало не смущаясь тем, что на самом деле войну-то объ-
явил он сам... Верховен талантливо подмечает этот крова-
вый и безапелляционный экспансионизм, «отработанный»
на других народах Земли и стоивший колонизированным
народам десятков миллионов жизней. Кроме того, он тонко
показывает жесткий диктат западной цензуры. Людям одно-
значно навязывается однобокая трактовка конфликта чело-
вечества с «жуками». («Жуки — агрессоры, потому что мы
правы. А правы мы потому, что мы — люди, а они — жуки,
агрессоры!») С помощью массмедиа проводится компания
оболванивания населения (кадры детей, давящих обычных
земных жуков на асфальте), не допускающая трезвого и объ-
ективного анализа ситуации (с какой стати человечество с
оружием влезает на территории, занятые иными культурами
уже много тысяч лет?). Сами же главные «герои» мастерски
изображены как «типичные американские парни», картин-
но-красивые и без раздумья палящие во все, что шевелится
и что не похоже на них самих. Типичный принцип «демо-
кратии по-американски»: все, что не такое, как мы, — пло-
хое и должно быть уничтожено...
В к/ф «Матрица» гениально, исключительно точно пока-
зывается, что в реальности человечество (западный мир —
действие происходит именно там) существует совсем в иной
реальности, коренным образом отличающейся от той, что
люди видят каждый день вокруг себя. Реальная жизнь, кото-
рая скрыта от них иллюзией сияющих витрин и «красоток в
красном», есть плен, в котором они порабощены эффектив-
ной и бездушной системой, сделавшей из них бессловесных
поставщиков «ресурсов». Режиссер создает потрясающую
аналогию с сегодняшним западным миром, в котором люди
видят и знают только то, что им позволяют видеть и знать
«властелины умов», оставаясь при этом в глубочайшей уве-
ренности, что именно этот их иллюзорный мир и есть самый
что ни на есть реальный... Исключительный по силе и смело-
сти откровения ход — картина «пробуждения» Нео: он ви-
дит реальный, чудовищный, мерзкий, людоедский, враждеб-
ный человеку и пожирающий человека мир того, ЧТО оста-
лось от некогда великой цивилизации.
Оба эти фильма были опасны для западной системы, по-
роки которой в них Продемонстрированы слишком умело;
она не могла не отреагировать на них как на опасный эле-
мент. Однако запрещать эти фильмы не пришлось: манипу-
ляторы действуют тоньше и эффективнее. Вместо запрета
были выделены деньги на продолжения и рекламную «рас-
крутку» картин. Последующие серии рекламировались боль-
ше и активнее, чем первые фильмы (особенно это относит-
ся к «Матрице»). Таким образом, создавался имидж «куль-
товых фильмов».
В продолжениях «Матрицы», особенно во втором филь-
ме, упор был сделан на спецэффекты, которыми авторы
стремились «затмить» воспоминания о предыдущем филь-
ме. Еще более головокружительные, доходящие до полного
маразма сцены погонь, драк и перестрелок, загружали соз-
нание зрителя массой ненужных образов, отвлекая от сути
фильма. Правда, в данном случае вторым элементом, при-
званным разрушить информационную конструкцию первого
фильма, было утверждение, будто бунт Нео против Систе-
мы (Матрицы) был запрограммирован самой же Матрицей.
Именно она создает «мятежников» и не только управляет,
но и «питается» ими. Борцы против тоталитарной Системы
лжи и обмана, какой является Матрица — куклы, несамо-
стоятельные и слепые зомби. Матрица создала их, чтобы они
находили в ней «слабые места» и помогали их ликвидиро-
вать. Более того, сам Нео не первый; таких уже было много.
Он клон и иллюзия, а не самостоятельный боец; марионетка
вездесущей, все контролирующей Матрицы. Это особенно
сильно разрушает информационную конструкцию первого
фильма, так как в нем Нео пробуждается и начинает осозна-
вать себя наконец-то реальным, настоящим человеком, идя
ради этого на жертвы и риск. Точно так же разбивается и *
еще несколько принципиально важных положительных ус-
тановок, заложенных создателями первой «Матрицы». На-
пример — «избранность», величие того, кто бросает вызов
неправедной лживой Системе (во втором фильме просты-
ми и доходчивыми словами объясняется: избранный — ду-
рак, если поверил в свою «избранность», на самом деле она
запрограммирована Системой).
Таким образом, содержание первого фильма в значи-
тельной мере оказалось заболтанным и разрушенным.