Если так усердно ищешь правду — за что ж тебе такие день-
ги платят? За правду? Не смешно...
Чтобы показать, что он «такой же, как и все», так же
ездит на работу на автобусе, Познер и выдумывает эту бай-
ку со своей «поездкой». Она призвана убедить аудиторию:
тот, кто уверяет с экрана, что он «всего лишь ищет прав-
ду» и потому ему необходимо верить, отнюдь не богатый
человек. Разве богатые ездят на автобусах? Он не отделен
от простых людей, выживающих от зарплаты до зарплаты,
он такой же, как и они. И, следовательно, его интересы та-
кие же, как и интересы других, столь же простых и небога-
тых людей...
22.2. Покаяние
Подробное описание
В случае с «покаянием» манипулятор паразитирует на
традиционной черте всех порядочных людей — способно-
сти прощать, а зачастую и оказывать действенную поддерж-
ку раскаявшемуся грешнику (преступнику).
Само по себе покаяние свидетельствует: человек ис-
кренне раскаялся в своих грехах и достоин не только про-
щения, но и лучшего к себе отношения, так как смог найти в
себе силу и порядочность прилюдно признать свои ошибки.
Он честный и порядочный — соответственно, и отношение
нему может быть зачастую значительно лучше, чем к обыч-
ному, рядовому человеку.
На это улучшенное отношение и рассчитывает манипу-
лятор, демонстрируя «покаяние». Его задача — заставить'
реципиента отнестись к нему с жалостью, расположением
и, самое главное, с доверием.
В России покаяние как попытку втереться в доверие
нельзя считать распространенной формой манипуляции
сознанием. Вероятно, это связано с особенностью мента-
литета народов, населяющих нашу страну. В массовом соз-
нании покаяние есть институт божественный, почти свя-
той, и общество на него реагирует очень чутко. Обмануть
российскую аудиторию, используя такой прием, достаточ-
но сложно: фальшь распознается быстро. В случае разобла-
чения — вдобавок к «технической» сложности исполне-
ния «покаяния» — манипулятор-неудачник вряд ли сможет
впредь рассчитывать на доверие аудитории.
Другое дело цивилизация западная. В мире, где все про-
дается и покупается, покаяние так же, как и все остальное,
стало товаром, который практичный западный человек, его
продающий (манипулятор), довел до необходимого товар-
ного вида. Настолько, что «потребитель» (жертва манипуля-
ции), часто принимает эту манипуляцию за истину. Скорее
даже не за «истину», а за то, что ее заменяет — как прости-
туция заменяет любовь для тех, кто морально на это готов.
Вообще, прилюдное покаяние в западной психологии —
дело обыденное. Политика в понимании западного челове-
ка есть исключительно бизнес, не несущий «божественной
печати» Всевышнего. В этом заключается коренное отличие
западной цивилизации от традиционной российской. Ло-
зунг царских еще времен «мы слуги Царю, Царь слуга Богу»
трансформировался в подсознании массового российского
человека в понимание «правильной» власти не как бизнеса,
а как «креста», который человек из Власти, Вождь, призван
нести, чтобы укреплять страну и делать ее Великой, вести
ее по «пути к Богу».
В последнее время на Западе вышло сразу две книги, яв-
ляющиеся превосходными примерами использования по-
каяния как манипуляции сознанием. Обе они важны и как
материал для изучения и понимания сути процессов, про-
исходящих в западном, прежде всего в американском, мире,
и как пример рассматриваемой в данной главе формы ма-
нипуляции.
Первая книга — упоминавшаяся выше «Исповедь эко-
номического убийцы» Дж. Перкинса. Автор рассказывает о
своей работе в так называемых «Фабриках мысли», Think
tanks, осуществляя разрушение экономик государств, под-
лежащих и «приватизации» транснациональным капиталом.
Работа достаточно подробно описывается, автор рассказы-
вает обо всем, что творил он и его коллеги, откровенно при-
знавая: да, это было не ошибкой, но, преступлением. Мы со-
вершали зло, зачастую непростительное. И это ужасно! Мы
раскаиваемся, простите нас:
«Глобальная империя в значительной степени зависит от
того, что доллар имеет хождение как резервная мировая ва-
люта и что Вашингтон имеет право печатать эти доллары. Мы
даем кредиты таким странам, как Эквадор, прекрасно зная, что
они никогда не выплатят их. Фактически мы и не хотим, что-
бы они их выплачивали, потому что неспособность возвратить
долг дает нам в руки рычаги давления, наш фунт живой пло-
ти. При нормальных обстоятельствах мы рисковали бы опус-
тошить наши собственные резервы: в конце концов, ни один
кредитор не может позволить себе, чтобы количество невоз-
вращенных долгов было слишком большим. Однако мы нахо-
димся не в обычных обстоятельствах. Соединенные Штаты пе-
чатают деньги, не обеспеченные золотом. Они вообще ничем
не обеспечены, кроме уверенности всего мира в нашей эконо-
мике и способности руководить силами и ресурсами империи,
которую мы создали для поддержания самих себя.
Возможность печатать деньги дает нам безмерную силу.
Она означает, кроме всего прочего, что мы можем продолжать
раздавать кредиты, которые никогда не будут возвращены что мы сами можем накапливать значительные долги. К начаг
лу 2003 года национальный долг Соединенных Штатов пре-
высил ошеломляющую отметку в шесть триллионов долларов
и к концу года должен был достичь семи триллионов — при-
мерно по 24 ООО долларов на каждого гражданина США. Зна-
чительную часть этой суммы мы должны азиатским странам, в
частности Японии и Китаю. Они приобретают ценные бумаги
министерства финансов США (в основном облигации) на день-
ги, которые получают от продажи потребительских товаров,
включая электронику, компьютеры, машины, одежду, в Соеди-
ненных Штатах и на мировом рынке.
Пока мир принимает доллар как резервную валюту, этот
громадный долг не является серьезным препятствием для кор-
поратократии. Однако если появится другая валюта, способная
вытеснить доллар, и если кто-то из кредиторов США (например,
Япония или Китай) потребуют выплаты по долговым обязатель-
ствам, ситуация может радикальным образом измениться. Со-
единенные Штаты окажутся в весьма шатком положении.
...Вэтих статьях [о «восстановлении» Ирака, разрушенно-
го американскими оккупантами, американскими же компания-
ми — притом, что деньги, которые получают американские ком-
пании, приближенные к ключевым фигурам в Белом доме, про-
водились как «американская помощь Ираку»], как в капле воды,
отражалась вся суть современной истории, движение к глобаль-
ной империи. Описанные в утренних газетах события в Ираке
были результатом работы, которой обучала меня Клодин [со-
трудница ЦРУ с соблазнительными формами и соответствую-
щими методами вербовки] тридцать пять лет назад, и работы,
которую делали другие люди, стремившиеся построить карьеру,
сходную с моей. Происходившее там показывало, на какой точ-
ке находится корпоратократия в своем движении к установле-
нию влияния над каждым человеком на планете.
Газетные статьи говорили о вторжении в Ирак в 2003 году
и о подписанных сейчас контрактах для устранения причинен-
ных нашей же армией разрушений и для строительства стра-
ны заново по западному образцу. Новость этого дня, 18 апре-
ля 2003 года, возвращала нас, хотя и не упоминая об этом, к
началу 1970-х и операции по отмыванию денег Саудовской Ара-
вии. SAMA [операция по нелегальному отмыванию денег Сау-
довской Аравии, выполнявшаяся западным миром для помо-
щи своему союзнику] и контракты, выросшие оттуда, созда-
ли новые прецеденты, позволившие — а фактически, давшие
предписание— американским инженерным и строительным
компаниям и нефтяной промышленности монополизировать
развитие этого государства в пустыне. Тем же мощным уда-
ром БАМА установила новые правила для глобального управ-
ления в нефтяной сфере, пересмотрела геополитику и заклю-
чила с саудовской королевской семьей союз, обеспечивший ее
правление и обязавший играть по нашим правилам.
Читая эти статьи, я не мог удержаться от мысли: многие
ли знали, как я, что Саддам [Хусейн] до сих пор находился бы
у власти, играй он по тем правилам, которым следовали сау-
довцы? У него были бы и ракеты, и химические заводы; мы бы
сами построили их ему, и наши люди отвечали бы за их модер-
низацию и обслуживание. Это могла бы быть замечательная
сделка — такая же, как у саудовцев.
...Похоже, история о марше к глобальной империи проби-
валась на поверхность. Ни детали, ни тот факт, что это была тра-
гическая история долгов, обмана, порабощения, эксплуатации,
самая страшная в истории попытка завладеть сердцами, умами,
душами и собственностью людей во всем мире, ничто в статье
не намекало на то, что события 2003 года в Ираке [агрессия
США и союзников против этого суверенного государства] яви-
лись продолжением этой постыдной истории. Не упоминалось
и то, что эта история, такая же старая, как сама империя, при-
обретает сейчас новые, устрашающие размеры и по причине
своего разрастания во времена глобализации, и вследствие той
изощренности, с которой она проводится в жизнь. Пусть скуд-
ным ручейком, неохотно, но информация [о чудовищных делах
западного мира] все же просачивалась на поверхность.
...Язнал, что, если бы сомнения, боль и вина постоянно
не изводили меня, я бы никогда не выбрался. Я бы застрял, по-
добно многим другим. Я бы никогда не смог принять решение
уволиться из МЕЙН [международная консалтинговая фирма, ис-
следовавшая целесообразность выдачи Всемирным банком ог-