События на Майдане Незалежности в Киеве, в ноябре —
декабре 2004 года, ставшие кульминацией «оранжевой ре-
волюции», показали, как надо создавать атмосферу шоу для
достижения поставленных манипуляторами целей.
Основная цель использования шоу при манипуляции
сознанием — отключение критического восприятия у объ-
екта манипуляции. Яркое событие — концерт на площади,
драка кандидатов в прямом эфире, разъезжающие по ули-
цам города танки — все это должно ввести реципиента в со-
стояние ступора, когда он смотрит на происходящее и видит
только внешнюю сторону событий. Истинный смысл проис-
ходящего пусть и лежит на поверхности, но не вычленяется
реципиентом из-за «оглушения» критического восприятия
(здравого смысла) ярким, выходящим из обычных рамок со-
бытием (спецэффектами, 23.2).
Атмосфера шоу в период проведения «оранжевой ре-
волюции» создавалась всеми возможными средствами. По-
стоянные концерты звезд эстрады, непрекращающиеся вы-
ступления лидеров «оранжевых» и «гостей революции», по-
наехавших в Киев, нагнетание напряженности, вызванное
повторяющимися заявлениями о «присутствии рядом рос-
сийского спецназа», трансляция действа по телеканалам.
Призывы к людям «помочь демократии» (повязать оранже-
вую ленточку на машину или дерево, принести теплые вещи
или еду «защитникам свободы» и т. п.), огромные экраны,
показывающие происходящее на весь Крещатик, лазерные
надписи на стенах окружающих домов — все это было край-
не необычно, выбивалось из обыденной жизни. Люди, при-
сутствовавшие на Майдане и просто сочувствующие «оран-
жевым», проникались ощущением, что они делают что-то из
ряда вон выходящее, невероятно значимое и исключительно
необычное. Радостно-тревожное настроение («а вдруг вла-
сти попытаются силой подавить свободу?»), трансляция это-
го безумия по всем каналам СМИ, чувство кратковремен-
ного необычайного единения людей создавало атмосферу
немыслимого спектакля, праздника, в котором мог участ-
вовать и активно участвовал каждый. Люди ощущали себя
«творцами истории», это активно раскручивалось по всем
возможным коммуникационным каналам, от личных разго-
воров до спутникового телевидения. Такое эйфорическое
состояние и создало неповторимую атмосферу шоу, напрочь
отключившую здравый смысл у огромного количества ум-
ных и образованных людей.
Подобное в новейшей истории постсоветского про-
странства не является чем-то новым и необычным. Похожая
атмосфера царила в Москве и столицах союзных республик
СССР в дни так называемого «августовского путча» (на са-
мом деле, чудовищной оболванивающей людей провокаци-
ей, грандиозным спектаклем). Многие помнят тот, захваты-
вающий дух, «воздух свободы», ощущение «величия истори-
ческого момента», тревожные ожидания: как там, сдюжит
демократия в Москве? Или сомнут ее «красно-коричневые»
(лукавый термин, 15.1 — путчисты были частично жертва-
ми обмана, стремившимися сохранить страну, о распаде ко-
торой сегодня сожалеет большинство людей на территории
СССР, частично циничными участниками этого спектакля)?
Трансляция сначала «Лебединого озера», потом «пресс-кон-
ференции с похмелья», потом кадров «кровавого побоища,
устроенного советской военщиной», потом радостных лиц
«защитников демократии» — все это создало в стране небы-
валую до того атмосферу шоу. Очарование происходящим^
превращение происходившего в фантастический спектакль
лишили подавляющую часть населения возможности здра-
во и критически оценивать возможные последствия разру-
шение страны. Все казалось одной волшебной сказкой, не-
сущей свободу. Примерно такие же ощущения появляются
у наркомана, получившего одну из первых «доз». Естествен-
ное ощущение опасности, появляющееся у каждого челове-
ка, когда происходит нечто непонятное, но касающееся его
лично, у людей не возникало: ведь это происходило как бы
не с ними, а на грандиозной сцене политического театра.
Аналогичный механизм был использован при органи-
зации того, что происходило 11 сентября 2001 года в Нью-
Йорке. Части американской политической элиты, рвавшей-
ся к контролю над властными механизмами, требовалось
чудовищное шоу, которое потрясло бы всю Америку до ос-
нования, приучило бы общество к «необходимости» чрез-
вычайных полномочий властей (в ТАКОЙ ситуации толь-
ко они способны защитить каждую американскую семью) и
позволило бы сворачивать часть демократических свобод.
Возможность проводить более жесткую репрессивную по-
литику по отношению и к своим гражданам, и к гражданам
других стран (чего в обычных условиях американская обще-
ственность никогда бы не приняла), требовалась для утвер-
ждения глобального диктата наднациональных элит.
Принципиально важно, что это кровавое «шоу» долж-
но было быть понятно и «принимаемо» сознанием большей
части американцев. Оно должно было полностью коррели-
ровать с представлением американцев, выросших на боеви-
ках и киношных катастрофах о том, как должен выглядеть
«страшный теракт террористов». Как себе представляет
«злодеяние врагов свободы» среднестатистический амери-
канец, выросший на «Звездных войнах», «Терминаторе» или
«Людях-Х»? Грохот взрывов (пусть даже в космосе, где нет
воздуха), дым-вонь-огонь, летящие во все стороны осколки,
рушащиеся дома... Как точно заметил Бернард Шоу — «лю-
бой стопроцентный американец — 99-процентный идиот».
Режиссеры этого спектакля поставили его точно так, как это
было бы понятно даже для самого ограниченного американ-
ца. Как отмечалось выше, настоящим террористам, пожелай
они нанести чудовищный ущерб городу, оптимальнее было
бы действовать иначе, без взрывов и рушащихся под удара-
ми авиалайнеров небоскребов. Погибли бы десятки и сотни
тысяч людей — просто умерли бы, не имея даже возможно-
сти понять, что происходит. При этом террористы были бы
избавлены от риска не проникнуть на самолет, быть сбиты-
ми ПВО на подлете к цели или натолкнуться на активное
противодействие экипажа.
Правда, в этом случае эффект от такого шоу был бы
иной — пассивность и подавленность общества. Америка
могла бы не сплотиться внутренне, что требовалось мани-
пуляторам, а ослабнуть.
Необходимость понятного американцам шоу застави-
ла организаторов использовать самолеты, дистанционно
управляемые с земли (лет десять-пятнадцать назад такие
системы вовсю испытывались и у нас, и за рубежом: пило-
ты по команде с земли «отстранялись» от управления, и по-
сле этого самолет слушался не их, а тех, кто подавал коман-
ды в компьютерную сеть воздушного судна с расстояния в
несколько сотен километров). Цели выбрали наиболее из-
вестные: ВТЦ, Пентагон — та его часть, где располагалась
одна из военных антитеррористических служб, руководство
которой, по некоторым данным, могло активно противодей-
ствовать таким «мероприятиям» своих политиков (кстати,
подобное подразделение располагалось в одном из зданий
ВТЦ и было уничтожено одним из первых вместе со всеми
находившимися).
Шоу было проведено поистине с американским разма-
хом. Америка и весь мир завороженно следили за врезав-
шимися в башни-близнецы лайнерами, за обрушением ве-
личественных небоскребов, за пожаром, клубами пыли, тол-
стыми полицейскими с перекошенными от ужаса лицами, за
заторможенными от пережитого кошмара простыми людь-
ми (спецэффекты, 23.2)... «Чудовищное злодеяние Аль-Каи-
ды» удалось на славу; американская властная элита получи-
ла в свое распоряжение все силовые механизмы Америки.
В результате, под предлогом борьбы с «международным тер-
роризмом», США и их союзники внесли хаос в Афганистан
(поставив под удар сразу и Россию, и Китай, и исламский
мир), затем захватили Ирак, дестабилизировав огромный
регион, и заняли ключевые пункты в Средней Азии, полу-
чив плацдармы для одновременного давления на всех глав-
ных игроков евразийского пространства. Более того, объ-
яснение, что «Америка борется с терроризмом» позволяет
властной элите этой страны вообще творить по всему свету
все, что ей в голову взбредет. Хоть разворачивать в Восточ-
ной Европе современные системы ПРО, направленные про-
тив России, хоть похищать неугодных людей в любой точ-
ке земного шара и пытать их в секретных тюрьмах. И все
это под лозунгом «необходимости борьбы с международ-
ным терроризмом» (информационный повод, 27).
Шоу полностью достигло целей, преследуемых своими
режиссерами. Созданием атмосферы чудовищного спек-
такля его заказчики на краткое время получили практиче-
ски бесконтрольное право творить в своей стране и в мире
все, что им было необходимо. Способные здраво оценивать
ситуацию, были подавлены массовой кампанией «за спра-
ведливую борьбу мирового сообщества под руководством
США против международного терроризма».
Аналогичный механизм подавления сопротивления дей-
ствовал и в период «оранжевого безумия» на Украине в кон-
це 2004 года: способные думать и критически анализиро-
вать происходящее были деморализованы оголтелой масси-
рованной кампанией «шоу на Майдане». И на Украине, и в
США шоу использовались для создания заданной атмосфе-
ры (25). Это позволяло добиться от своих союзников мак-
симального напора в отстаивании своих целей, а от про-
тивников — пассивности, чувства безысходности и беспер-
спективности борьбы: как же можно сопротивляться, когда
вон что творится?! В обоих случаях у жертв манипуляции
(тех, кто оказался под воздействием создаваемой атмосферы