Смекни!
smekni.com

Сергей кара-мурза сергей смирнов политический бестселлер манипуляция сознанием 2 (стр. 99 из 106)

ных людей.

Раздел 25

СОЗДАНИЕ ЗАДАННОЙ

ИНФОРМАЦИОННОЙ АТМОСФЕРЫ

Краткое описание

Целью данного приема является подготовить эмоцио-

нальное состояние реципиента и информационное про-

странство вокруг него таким образом, чтобы действия ма-

нипулятора не встречали неприятия со его стороны. В зави-

симости от целей манипуляции, ее жертва целенаправленно

вводится в состояние испуга, радости, аффекта, в ее соз-

нании создаются устойчивые стереотипы восприятия окру-

жающей действительности (фактов, событий, физических и

юридических лиц, процессов и пр.), на которые потом будет

эффективно накладываться следующая манипулятивная ин-

формация и благодаря которым она будет восприниматься

реципиентом не как враждебная, опасная или неоднознач-

ная, а как истинная и полностью соответствующая его ви-

дению мира.

В качестве предельно упрощенного примера создания

заданной информационной атмосферы можно привести

следующее. Многие часто замечали, как вечером рабоче-

го дня безобидная, не слишком смешная в иных условиях

шутка вызывает у аудитории безудержный, едва ли не нерв-

ный смех. Расскажи ее утром или в выходной день — люди в

лучшем случае улыбнутся (хорошо, если не из вежливости).

А вечером после работы она имеет такой же успех, как ост-

рота самого популярного комика.

Психологическое объяснение данному феномену про-

стое. Организм, накопив за целый день работы усталость

(в данном случае — информационную; это характерно в

первую очередь для людей умственного труда), стремится

«сбросить» ее, как сбрасывает балласт перегруженный воз-

душный шар. Стремление освободиться от этого вредного

груза понятно — зачем тащить отрицательные эмоции? По-

этому, как только появляется подходящая возможность —

неожиданная шутка, нечто, вызывающее смех, одну из силь-

нейших эмоций — организм немедленно использует ее для

«разрядки».

Успех шутки в таком случае не случаен — он подготов-

лен тяжестью и напряжением рабочего дня. Это нервное на-

пряжение в итоге создало ту заданную атмосферу, что делает

исключительно успешной не слишком смешную в обычных

условиях шутку. Создание специальной атмосферы изме-

нило характер воздействия и эффективность принимаемой

реципиентом информации. То, что в этом случае заданная

атмосфера является, скорее, «эмоциональной», нежели ин-

формационной, несущественно. Ведь эмоциональное пере-

напряжение создано переизбытком информации, получен-

ной реципиентом за день.

Поскольку механизм создания заданной атмосферы ис-

ключительно эффективен, хоть и требует определенных за-

трат времени, он применяется достаточно часто.

Сегодня любой центральный телеканал является сред-

ством создания заданной информационной атмосферы,

проецируемой на всю зрительскую аудиторию. Чтобы ра-

зобраться в этом, достаточно взглянуть на «общий тренд»

телепередач современного российского телевидения. Подав-

ляющая часть телепередач — яркие, крикливо-пестрые, от-

влекающие внимание и нагоняющие на зрителя ощущение

«вечного праздника, который всегда с тобой». Телешоу, се-

риалы, переполненные глупостью передачи (реалити-шоу

типа «Дом», «Фактор страха», «Большие гонки» и пр.), «кон-

церты» вопиюще-бездарных «Фабрик звезд» — все это отуп-

ляет зрителя, прививая ему «непритязательный вкус» и при-

учая «жрать то, что дают, и быть довольным». Одновремен-

но зритель привыкает к устойчивому ощущению, что «у всех

вокруг все нормально, страна отдыхает и веселится». Кро-

ме того, что в данном случае срабатывает прием «приведен-

ный вывод», зритель погружается в атмосферу безмятежно-

го спокойствия — что бы ни происходило в стране на самом

деле. «Объективная информация» — репортажи о чудовищ-

ных терактах и голодающих людях, данные о разрушенной

промышленности, армии, космосе и науке — все это «сгла-

живается» наводимой «заданной информационной атмосфе-

рой»: есть отдельные недостатки, но в основном у нас все

хорошо! Создание такой атмосферы призвано усыпить гра-

жданское чувство или просто инстинкт самосохранения на-

селения: пусть не догадываются, что происходит вокруг них

на самом деле, пусть спят у телевизора, убаюканные телеви-

зионной птицей Феникс...

Ранее создание заданной информационной атмосферы

использовалось для разрушения политико-идеологических

устоев советской системы. Например, нормальному челове-

ку, только что посмотревшему фильм «Иди и смотри», прак-

тически невозможно вложить в сознание мысль о том, что

«СССР бездарно выиграл войну», и «если бы воевали поху-

же — пили бы сейчас баварское пиво»... Он просто не при-

мет эти информационные установки; после просмотра та-

кого фильма они вызовут у него омерзение.

Однако если до этого долго и кропотливо лить грязь

на образ подвига советского человека в Великой Отечест-

венной войне, вымазывать грязью имена Зои Космодемь-

янской, Александра Матросова, снимать фильмы о том, что

воевали солдаты исключительно благодаря заградотрядам,

а блокаду Ленинграда инициировал Сталин, чтобы уничто-

жить побольше ленинградцев (чем-то они его сильно дос-

тали), — постепенно эта отрицательная информация скап-

ливается в сознании реципиента. В какой-то момент ее ко-

личество может перейти в качество, и человек перестает

воспринимать историю Великой Отечественной так, как он

делал это раньше. В этом случае вбрасываемые информаци-

онные установки («зря воевали с немцами — нужно было

сдаться и не защищать нецивилизованную страну и пре-

ступный тоталитарный режим; тогда жили бы сейчас, как

в Германии») падают на благодатную почву. И еще одним

бастионом, защищающим страну от развала и деградации,

становится меньше...

Вот более детальный пример создания заданной ин-

формационной атмосферы. Период во время и после раз-

рушения Советского Союза и создания на его обломках ма-

родерской по сути своей новой политико-экономической

системы требовал от организаторов данной акции введе-

ния населения России в состояние устойчивой депрессии и

«социального ступора». В таком состоянии люди в принци-

пе не способны отстаивать какие-либо коллективные, груп-

повые интересы, кроме исключительно узких, личных. На-

ходясь в таком состоянии, люди не могли активно сопро-

тивляться разрушению среды их обитания, даже невзирая

на то что это разрушение несло угрозу жизни им лично и

их близким.

Оптимальным средством введения общества в такое

социально-депрессивное состояние являлось создание мас-

совой информационной, а зачастую даже неуловимой для

каждого конкретного человека атмосферы подавленности,

безысходности, апатии и отсутствия «жажды к жизни». Над

созданием подобной информационной атмосферы в стра-

не работала «волна» телесериалов и кинофильмов о пре-

ступном мире и бандитизме, захлестнувшая отечествен-

ные экраны с середины 90-х годов. Вал фильмов, начинав-

шихся «Ворами в законе», а продолжавшихся шедеврами

вроде «Бандитского Петербурга», «Бригады» и «Бумера» и

других, призван был достичь сразу нескольких, необходи-

мых манипуляторам целей. Кроме фильмов, для этого же

использовалась массовая криминальная хроника в различ-

ных СМИ, демонстрация передач «про жизнь бандитов» (в

каких домах они живут, на каких машинах ездят, что едят,

где учатся их дети и йр.). Неизменно подчеркивалось: эти

люди, так роскошно устроившиеся в жизни, — бандиты, и,

хотя все про это знают, никто их тронуть не посмеет. По-

тому что «законы такие теперь». «Правовое государство»:

пока вина не доказана в суде, человек невиновен и не мо-

жет быть осужден.

Одна из главных задач создания такой информаци-

онной атмосферы — «мы теперь живем в обществе, где

больше всего бандитов и они сильнее официальной вла-

сти» — состояла в том, чтобы приучить общество к тому,

что «преступность — это, конечно, плохо. Но она естест-

венна, неизбежна, и жить с ней теперь придется всегда».

Общество должно было с покорностью принять неизбеж-

ность массовой, наглой, сильной, сросшейся с властью пре-

ступности как реалии «новой России» и согласится на ее

«легитимизацию».

Для этого был выбран очень интересный механизм.

Преступников в СМИ показывали как нормальных, обыч-

ных людей, с присущими таким нормальным людям стран-

ностями и слабостями. Пусть зачастую с отрицательными

чертами характера, но именно в быту, «изнутри», в условиях

семьи, школы, армии (когда они еще не были преступника-

ми) — то есть именно как нормальных людей. В различных

игровых фильмах акцент делался на личностные пережива-

ния преступников, на их отношения с женщинами (любовь)

и законопослушными друзьями детства (дружба). С началом

пропагандистской кампании даже убийц и рэкетиров стали

показывать в кругу семьи как любящих отцов и заботливых

мужей. Все это приучало аудиторию к тому, что преступ-

ность — это нормально; она естественна, и с ней, как ни бо-

рись, окончательно не справиться.

До этого периода, по советской еще инерции, даже в на-

чале «демократизации общества», сохранялся советский еще

принцип демонстрации образа преступников: преступник

в принципе не может быть показан с положительной точ-

ки зрения. Он всегда отрицателен, вроде как не совсем даж

и человек. А уж если он показан с нейтральной или пол"

жительной стороны, то только тогда, когда в итоге он рвет

с системой нарушения закона и принимает правила игры

обычного, законопослушного общества. Безусловно, это от-