Смекни!
smekni.com

Сергей кара-мурза сергей смирнов политический бестселлер манипуляция сознанием 2 (стр. 1 из 106)

Сергей КАРА-МУРЗА

Сергей СМИРНОВ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ 2

«Манипуляция подчиняет и омертвляет душу, это антихристиан-

ская сила, прямое служение дьяволу. Не будем возноситься так высоко,

рациональный подход и даже просто здравый смысл ведут к выводу, что

для России переход к манипуляции сознанием как главному средству

власти означает разрушение нашего культурного ядра и пресечение ци-

вилизационного пути.

В последние десятилетия положение тех, кто желал бы сохранить

свое «Я» и закрыться от манипуляции, резко изменилось: наука и техно-

логия дали для манипуляции столь сильные средства, что старые системы

психологической защиты людей оказались беспомощны. Требуются их

укрепление и модернизация, и долг всех, кто ценит свою духовную сво-

боду, — помогать в этом друг другу...

У Сергея Смирнова это — вторая книга, и, на мой взгляд, очень цен-

ная. Еще три-четыре книги, посвященных разным конкретным практи-

ческим способам манипуляции, и мы имели бы хороший запас учебного

материала. Значит, мы как общество взрослеем и набираемся системати-

зированного опыта. Значит, взять нас голыми руками манипуляторам

будет все труднее и труднее».

СОДЕРЖАНИЕ

С. Кара-Мурза. Предисловие 3

Введение 8

Раздел 1. Подмена понятий 20

Раздел 2. Мозаичность информации («перескок») 30

Раздел 3. Осмеяние символа 39

Раздел 4. Негативизация 56

Раздел 5. Оглупление (примитивизация) темы разговора . . 87

Раздел 6. Ассоциативная цепочка («перенос значения») . . 109

Раздел 7. Паразитирование 118

Раздел 8. «Расхваливание товара» («продажа») 170

Раздел 9. Приведенный вывод 176

Раздел 10. Использование допущений в качестве

аргументации 184

Раздел 11. Использование мифов (информационно-

идеологических или иных штампов) 196

Раздел 12. «Троянский конь» 215

Раздел 13. Навешивание ярлыков (обобщение) 227

Раздел 14. Тенденциозный подбор информации 254

Раздел 15. Использование специфических

дезориентирующих терминов 313

Раздел 16. Опережение ; 337

Раздел 17. Логический подлог 356

Раздел 18. Использование лжи 362

Раздел 19. «Жертвенная корова» 396

Раздел 20. Реклама 404

Раздел 21. Искажение сказанного оппонентом 414

Раздел 22. Втирание в доверие 443

Раздел 23. Отключение критического восприятия 461

Раздел 24. «Единение с аудиторией»

(«фургон с оркестром») 481

Раздел 25. Создание заданной информационной

атмосферы -. 487

Раздел 26. Навязывание собственного видения вопроса

или своего вывода 499

Раздел 27. Информационный повод 510

Заключение 520

Памяти моего отца, настоящего

человека и офицера, в смутное время не

изменившего присяге и Родине, посвя-

щается эта книга

ПРЕДИСЛОВИЕ

Во время перестройки нам предъявили новое средст-

во господства, которое якобы соответствует общечелове-

ческим ценностям и нормам демократии — манипуляцию

сознанием. Относительно этого нововведения в нашем об-

ществе произошел раскол. Часть людей приветствовала пе-

реход от открытого принуждения, которое в советское вре-

мя многим казалось нестерпимым, к манипуляции. Кнут —

это больно, а духовный наркотик — приятно. Если уж все

равно сильный заставит слабого подчиниться своей воле,

то пусть он это сделает с помощью наркотика, а не кнута.

Другие считают, что наркотик хуже кнута, называют мани-

пуляцию «наиболее изощренной и злокачественной формой

тоталитаризма».

Так что речь идет о выборе не между демократией и то-

талитаризмом, а между разными типами «тирании». Пред-

ставление, будто наличие «демократических механизмов»

обеспечивает свободу человека, а их отсутствие ее подав-

ляет, — плод наивности.

В Новое время разошлись пути двух типов общества —

гражданского (либерального, «демократического») и тради-

ционного (общинного, «тиранического»). Первое построе-

но на матрице рынка, второе — на матрице семьи. В первом

главное средство господства — манипуляция сознанием, во

втором — открытое принуждение («тиран не манипулиру-

ет, а повелевает»).

Какой вид господства больше нравится — дело лично-

го вкуса. Надо только отдавать себе отчет в том, что разни-

ца принципиальная. Даже западные противники манипуля-

ции считают, что она лишает индивида свободы в большей

степени, нежели прямое принуждение. Жертва манипуляции

утрачивает возможность рационального выбора, ибо ее же-

лания программируются извне. Объект манипуляции лиша-

ется статуса человека, он становится вещью. Это — ликви-

дация главных гражданских прав, а значит, и самой основы

западной цивилизации. На ее месте возникает Новый ми-

ровой порядок как худший вид тоталитаризма, превращаю-

щий человека в программируемый робот.

Русские мыслители (Гоголь, Достоевский) ставили во-

прос фундаментальнее. Манипуляция — подчиняет и омерт-

вляет душу, это антихристианская сила, прямое служение

дьяволу. Не будем возноситься так высоко, рациональный

подход и даже просто здравый смысл ведут к выводу, что

для России переход к манипуляции сознанием как главно-

му средству власти означает разрушение нашего культурно-

го ядра и пресечение цивилизационного пути.

В последние десятилетия положение тех, кто желал бы

сохранить свое «Я» и закрыться от манипуляции,.резко из-

менилось: наука и технология дали для манипуляции столь

сильные средства, что старые системы психологической за-

щиты людей оказались беспомощны. Требуются их укрепле-

ние и модернизация, и долг всех, кто ценит свою духовную

свободу, помогать в этом друг другу.

Поэтому в 90-е годы в России возникли несколько ин-

теллектуальных групп, которые собирали теоретические

сведения о манипуляции сознанием, изучали ее практиче-

ские применения, обсуждали это между собой и в Интерне-

те. Из всего этого родились тексты и целые книги. Сначала

их было немного, теперь с каждым годом все больше. Это

хорошо, книг таких все равно не хватает. Проблема очень

обширна, набор средств манипуляции быстро расширяет-

ся, опыт накапливается, наглядные примеры устаревают и

забываются. Каждая новая книга полезна, чем-то дополняет

наше знание. А главное, каждая такая книга обращена уже

к новой аудитории. Сегодня разница в три года — это уже

новая молодежь.

У Сергея Смирнова это — вторая книга и, на мой взгляд,

снова очень ценная. Еще три-четыре книги, посвященные

разным конкретным практическим способам манипуляции,

и мы имели бы хороший запас учебного материала. Пере-

ход от общих рассуждений к освоению нашей актуальной

реальности очень хороший признак. Значит, мы как обще-

ство взрослеем и набираемся систематизированного опы-

та. Значит, своими голыми грязными руками манипулято-

рам нас будет взять все труднее и труднее.

Сергей Кара-Мурза

ВВЕДЕНИЕ

Поздней весной вечер в Павловске, что под Питером,

тих и как-то необычно обворожителен. Он по-особенному

обволакивает умиротворенностью и теплом, настраивая на

душевный лад и интересный разговор. Неподалеку шумят

кроны старинных деревьев Павловского парка, на мангале

жарится шашлык, только что закопченная нежная рыба раз-

ложена по тарелкам, в стопки разлита ледяная водка. Со-

бравшиеся, включая автора, уютно разместившись в саду за-

городного дома, разговаривают о том, что их интересует.

Разливая по стаканам холодный квас, хозяин дачи, ин-

женер-электронщик, рассказывает:

— Ну и вот, вечером смотрю телевизор. Там рассказы-

вает какой-то... баран, прости господи... из телевизионщи-

ков, про Афганистан: чего там сегодня происходит? Мест-

ные жители, говорит, кроме как воевать, ничего не умеют.

Единственное, наладить производство чего они смогли, по-

мимо героина — так это советские автоматы Калашникова.

И показывают: сидит афганец ужасного вида, режет ножов-

кой по металлу какую-то металлическую трубу небольшого

диаметра. Диктор продолжает: конечно, те автоматы, кото-

рые производятся в афганских деревнях таким вот кустар-

ным способом, значительно хуже оригинальных, произве-

денных в России. Но и стоят они дешевле. Потому и поль-

зуются спросом в нищей стране. Далее снова показывают

ряды висящих в хибаре с земляным полом полуразобран-

ных АКМ, под которыми местные жители в афганских одеж-

дах ковыряют какие-то железные детали напильниками. Что

они там делают — непонятно, но, судя по тому, что «по те-

левизору показано», похоже, что автоматы! Ну, я посмеялся

этой галиматье: как можно сделать автомат, хоть на десять

процентов соответствующий заводскому «калашу», в таких

условиях? Явная глупость! Прихожу на следующий день на

работу. А там коллега мой, тоже инженер, мне рассказывает:

ты представляешь, говорит, выпучив глаза — они там, в Аф-

ганистане, наши автоматы делают! Качество хуже, но сами

делают!.. Я ему объясняю: ты что, совсем из ума выжил? Ты

же инженер, технарь. Вот объясни: как ты себе представля-

ешь термообработку металла в горах?! А литье? А прецизи-

онную инструментальную металлообработку? Это же требу-

ет сложнейшего оборудования, цехов, энергии! На свете во-

обще не так много производств, которые могут это делать.

А уж в афганских горах, где и электричества-то нет... Это же

дурь, глупость, рассчитанная на отупевших москвичей, кото-

рые верят всему, что им впаривают по телевизору!..