Одним из важнейших направлений использования рун в позднее время стало, не считая чисто магических целей, создание рунических календарей. Распространены они были почти по всему северу континентальной Европы, а также в областях, соседних северным странам. В Норвегии эти календари называли primstav, в Дании — rimstok (от rim — «календарь» и stok — «палка»). В Скандинавии такие календари использовались до середины XIX века, в Карелии и северных районах России — значительно дольше.
Прорисовка знаков одного из таких календарей, изготовленного в начале XIX века в Карелии и хранящегося в данное время в Петрозаводском историко-архитектурном музее, показана на рис. 5.19. Знаки календаря нанесены на деревянный посох длиной 1,5 метра. Как и большинство рунических календарей, календарь Петрозаводского музея — вечный.
Другой интересный пример — литовский рунический календарь, хранящийся в Вильнюсском музее истории и этнографии. Этот календарь старше (XVII век); в отличие от большинства ему подобных, выполненных в виде посоха, этот памятник представляет собой книжку из 10 дощечек размером 6´8 см.
Использовать рунические знаки как алфавит перестали к XIV-XV векам. Однако руническая традиция оказалась чрезвычайно устойчивой, и отдельные случаи применения рун зафиксированы в более позднее время. Так, в Скандинавии для мемориальных надписей и построения заклинаний руны использовались вплоть до XVI века, а на острове Готланд — ещё и в XVII веке. Более того, существуют данные, что в отдалённых областях Швеции, таких, как: Даларна и Херьедален, для особо важных записей руны изредка использовались и в середине XX столетия.
Если же говорить о сугубо магическом использовании рунических знаков, то мы можем смело утверждать, что традиция рунической магии в полном своём объёме сохранялась, как минимум, до XI-XII веков, в повреждённом и частично деформированном виде — до позднего средневековья, а в качестве пережитков и останцев древней высокой магии — до последних десятилетий. Так, исландскими фольклористами XIX века записано множество интереснейших примеров применения народной магии, в том числе рунической. В этих записях можно найти, как отдельные вязаные (см. далее) руны, предназначенные для конкретных целей, так и целые рунические картинки, имеющие магическое назначение.
* * *
Необходимо сказать несколько слов об общепринятых знаках, употребляемых при записи фонетики рун. Знак «th» читается так же, как «th» в английском слове thing, а знак «d» — как «th» в слове this. Знаку «b» отвечает весь спектр звуков между «b» и «v», но чаще руна, обозначаемая таким знаком, звучит, как «b» лишь с небольшим сдвигом в сторону «v». Знак «ng» означает звук, обычный для «инговых» окончаний английский слов, например, в слове thing, т.е. произносится не как два звука «п» и «g», а как единый носовой звук. «R» означает вовсе не русский звук «р», а звук, подобный произношению «s» в английском слове is, ближе к русскому «з». Знаки «a» и «A» соответствуют разным рунам, несущим звук; «a», знак «e» — дифтонгу «ej» или «ei» с кратким «i».
Манускрипты и имена
В VIII веке в Британии, а чуть позже и в Скандинавии появились первые рукописи, содержащие списки рунических знаков с их латинскими фонетическими эквивалентами и, что крайне важно, с их именами[119].
Известно, что руны имеют имена, по мере возможностей языка отражающие их внутреннюю сущность.
Сейчас мы владеем именами ранних и поздних англосаксонских и средних скандинавских рун; самые поздние скандинавские руны, ставшие просто алфавитом, имён не имели. Таким образом, мы располагаем различными вариантами имён, но самое главное — имена рун Футарка, истинно магического строя, до нас не дошли. Сейчас публикуется немало работ, посвящённых рунической магии; описывается в них, как правило, именно Футарк, но имена, которые авторы ставят в соответствие рунам Футарка, не подлинные. Это — лишь реконструкция; истинные же имена этих рун нам, к сожалению, неизвестны. Но, как говорится, «лучше синица в руке...» Привожу здесь то, чем мы владеем:
Руна Реконструкция Русское значение имени
Руна | Реконструкция | Русское значение имени | |
1 | faihu | владение | |
2 | urus | бык | |
3 | thauris | турс (великан. — А.П.) | |
4 | ansus | послание | |
5 | raido | путешествие | |
6 | kanu (kano?) | пламя | |
7 | giba | дар | |
8 | winja (wunja?) | радость | |
9 | hagl (hagalas?) | град | |
10 | nauths (naud? nauthis?) | нужда | |
11 | eis (isa?) | лёд | |
12 | jer | урожай | |
13 | eiws (eihwas?) | защита | |
14 | painthra (perth?) | то, что скрыто | |
15 | algs (algis?) | тростник | |
16 | sauil | солнце | |
17 | teiws | Тюр (один из богов. — А.П.) | |
18 | bairkan | берёза | |
19 | aihos (ehwas?) | лошадь | |
20 | manna (mannas?) | человек | |
21 | lagus | вода | |
22 | ing (ingus?) | Инг (один из богов. — А.П.) | |
23 | othal | разделение | |
24 | dags | день |
Значительно позднее первых списков рун появились посвящённые рунам трактаты, содержащие уже не только имена рунических знаков, но и некоторую иную информацию о них. Хорошим примером такого рода рукописей может послужить Англосаксонская Руническая Поэма, состоящая из 29 строф, посвящённых каждой руне и написанных староанглийским аллитерационным стихом. Приведу перевод фрагмента, посвящённого руне Фех:
Feoch, богатство — хорошо для всех людей;
каждый щедро должен делиться им,
если хочет иметь славу пред Господом...
Это, пожалуй, один из самых коротких (но не судите по длине!) подобных трактатов; другие — более поздние и более обширные — содержали иногда и прямую информацию о магическом использовании рун.
Нередко оказывается, однако, что куда больше информации мы можем получить из древних текстов, прямого отношения к рунической магии не имеющих, и среди них первое по значимости место принадлежит, пожалуй, Старшей Эдде — сборнику священных текстов скандинавского язычества.
Классическая традиция приписывает создание этого сборника (т.е. именно «собирание», а не сочинение) исландскому учёному, одному из величайших, как говорят, магов средневековья Сэмунду Сигфуссону (умер в 1133 году), которому народная молва приписывала силу и мудрость почти такие же, как и более известному Мерлину. До середины XVII века этот сборник считался утерянным. Один из исландских учёных того времени, епископ Бриньольв Свейнссон, писал в 1641 году своему коллеге: «Где огромные сокровища всей человеческой мудрости, записанные Сэмундом Мудрым, и прежде всего прославленная Эдда, от которой у нас теперь осталось, кроме имени, едва ли тысячная доля..?»[120]. Именно этому человеку сркдено было два года спустя отыскать в Исландии одну из самых знаменитых рукописей мира, которую он назвал Edda Saemundi multiscii, т.е. Элла Сэмунда Мудрого. Это был пергаментный кодекс XIII века, представляющий собою, как было установлено, список с более древнего оригинала, о котором сейчас ничего не известно.