Смекни!
smekni.com

Платов Антон Магические Искусства Древней Европы (стр. 55 из 73)

Помимо чистых металлов, в практике волшебных искусств часто использовались и их сплавы, причём их спектр был в древности гораздо разнообразнее, нежели спектр сплавов, применяемых ныне в ювелирном деле. Думается, прекращение широкого применения различных сплавов было немалой утратой не только в магическом, но и в чисто эстетическом плане.

Описания значительного количества древних сплавов содержат тексты кельтских и скандинавских саг и сказаний. Вот лишь небольшой пример (из цикла древнеирландских саг о Кухулине):

Два длиннохвостых и длинногривых коня были в его колеснице — серый и чёрный. Из белой бронзы были сделаны, колёса его колесницы и оглобли — из белого серебра. Будто покрытый кровью, стоял на колеснице Кухулин, в алой рубахе с пятью складками, в светлом плаще, расшитом золотой нитью. Золотая пряжка на груди его; алый щит с серебряной кромкой на его плечах. В руках у его возницы жезл красного золота, которым он правит конями.

Из четырёх упоминаемых в отрывке металлов — белая бронза, серебро, золото, красное золото — два являются сплавами, не используемыми современными ювелирами. Но составы и способы изготовления многих древних сплавов сохранились, и об этом стоит сказать несколько слов.

Белое золото

Пожалуй, это самый известный из древних сплавов — именно из него изготовлены многие великолепные скифские украшения; греки называли этот сплав золота с серебром электрум. Европейское белое золото — это электрум, богатый серебром (70-90%), по внешнему виду подобен серебру, но с неярким золотистым отливом. Классический скифский электрум содержит, как правило, больше золота и отличается более насыщенным жёлтым отливом. При ещё более высоком содержании золота (серебра менее 40%) сплав приобретает зеленоватый оттенок.

Красное золото

Этот материал, который широко применялся европейскими, и российскими в том числе, ювелирами ещё в XIX столетии, представляет собой сплав золота с медью. Даже небольшая примесь меди (10-15%) позволяет получить очень красивый красноватый оттенок с сохранением золотистого цвета; увеличение доли меди до 20-25% придаёт сплаву ярко-красный цвет. Применение красного золота, как и многих других сплавов, имеет вполне определённое магическое значение: соединение меди и золота в одном материале позволяет объединить воздействие мужских и женских ипостасей сил плодородия.

Бронза

Ныне мы понимаем под бронзой только сплав меди и олова; в большинстве случаев именно такой состав и имеют сплавы, называемые в сагах просто «бронзой», без прилагательного. Однако в широком смысле термин «бронза» объединял некогда все сплавы меди с металлами белого цвета.

Светлая бронза

Прекрасный материал, называемый иногда «биллон». Сплав меди с серебром. Варьируя соотношение двух этих металлов, можно получить целый ряд очень красивых сплавов: от белых с нежным красноватым отливом (10-20% меди) до золотисто- и яркокрасных. К слову, само сочетание меди и серебра традиционно для северо-западной магии. Известны, например, серебряные магические кольца со вставкой из меди, соединяющие влияние Фригг и Фрейи (Луны и Венеры).

24. Знак и форма

Второй элемент древнего искусства Вёлунда — графика. Или, вернее, использование магических знаков и символов путём нанесения их на предметы или путём придания самим предметам той или иной магической формы.

Несомненно, что самые первые знаки, начертанные человеческой рукой или вырезанные из кости и дерева, носили именно магический характер. Древнейшие памятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII-XVI тысячелетиями до н.э. Примерами таких памятников могут послужить символы, начертанные охрой на мамонтовом черепе, найденном на упоминавшейся уже Межиричской стоянке на Украине, знаки, высеченные на европейских скалах, или «солнечные колёса», вырезанные из кости и обнаруженные на Сунгирской стоянке неподалёку от Владимира.

Уже среди столь древней графики мы можем обнаружить символы, которые стали праформами будущих распространённых магических знаков — свастики, креста, кельтского креста, колеса, некоторых рун и т.д. Вероятно, постепенно эти символы, получаемые в откровениях или иными путями, собирались и накапливались, подвергались классификации и изменениям. Примерно к VI-V тысячелетиям до н.э. относится необычайный подъём культуры в Центральной Европе, сопровождавшийся мощным, развитием ремёсел и искусств, в том числе и искусств волшебных. От того времени до нас дошли глиняные фигурки божеств, великолепная керамика, остатки святилищ, храмов и поселений. Керамика этой культуры, обнаруженная на территории современных Румынии, Болгарии, Чехии, Словакии, Венгрии, богата магическими изображениями, многие из которых следует, вероятно, считать прямыми предшественниками как рунического алфавита, так и неалфавитных европейских магических символов.

В III-I тысячелетиях до н.э. сложившиеся ранее системы магических знаков стали понемногу превращаться в священные алфавиты, которые осмысливались в те времена именно как набор священных символов с присвоенными им фонетическими значениями, что позволяло использовать эти знаки для письма. Так возникли родственные финикийский, греческий, латинский, этрусский и рунический алфавиты, но весьма значительная часть древних символов осталась за пределами этих алфавитов и продолжала использоваться исключительно в магических и художественных целях.

Таким образом, абсолютное большинство известных ныне магических знаков восходит ко временам незапамятной древности. О некоторых из них — наиболее распространённых в северо-западных волшебных искусствах — мы расскажем.

Священные символы

Руны

Как уже говорилось в главе, посвящённой руническому искусству, каждый знак рунического строя представляет собой магический символ, который может быть употреблён в тех или иных целях при изготовлении магического предмета или для придания предмету необходимых волшебных качеств. Известно немало случаев такого применения рун. Так, например, на наконечнике копья англосаксонской работы, найденном в Холборо (Англия) и датируемом VI веком, выгравирована руна Тюра Тейваз в полном соответствии с «Советами Сигрдривы»[200]:

Руны победы,

коль ты к ней стремишься,

вырежи их на меча рукояти

и дважды пометь

именем Тюра!

(Речи Сигрдривы, 6)

Ещё более древние подобные памятники были обнаружены при раскопках в Нидамском болоте, где были погребены четыре корабля. На борту одного из них было найдено более сотни обоюдоострых мечей с деревянными рукоятями, покрытыми серебром, бронзой или костью. Там же было найдено около полутысячи наконечников копий и стрел, древки многих из которых несли руны Тейваз и Альгиз. Захоронение датируется примерно рубежом III и IV веков.

Разумеется, применение рунических знаков не ограничивается теми областями, где эти знаки использовались как литеры алфавитного письма. Пример тому — довольно многочисленные древние кельтские и славянские амулеты, на которых начертаны рунические или близкие к ним символы. Это не может вызвать удивления, если вспомнить о том, что сами по себе знаки, вошедшие в раннесредневековые рунические алфавиты, на несколько тысячелетий старше любой известной системы письма.

Относительно широкое применение в искусстве создания магических предметов нашли вязаные руны, позволяющие объединить в одном символе магию сразу нескольких знаков. Кроме того, необходимо сказать несколько слов и о традиции применения так называемых «неалфавитных» рун, никогда не входивших ни в один рунический строй, но использовавшихся так же, как и алфавитные руны, хотя и несколько реже.

Волчий крюк (нем. Wolfsangel)

Руна повторяет форму специального орудия — «волчьего крюка», с помощью которого в древности ловили волков. Предполагается, что руна могла передавать звук ai. Магическое назначение — охрана, пленение, сковывание движений и намерений противника, обеспечивающее собственную свободу. Нередко руна требует весьма осторожного обращения.

В Средневековье руна использовалась для магической охраны от волков. В XV веке эта руна стала эмблемой крестьянского восстания в Германии; в XX веке некоторое время была символом немецкой нацистской партии, затем — знаком одной из дивизий СС.

Руна Вальда

Предположительно имеет фризское происхождение, фонетическое значение ue; посвящена богу зимы и неба (фриз. Wald, сканд. Ullr). По мнению Найджела Пенника, «является руной личной силы». Насколько это так, судить сложно, а вот то, что руна Вальда связана с зимним солнцеворотом (сканд. Yule), можно утверждать однозначно.

Руна Эрды

Руна Земли и земной богини, носящей в германских языках то же имя (Earth, Erda и т.д.). Символизирует, с одной стороны, собственно Землю, её святость и её магию, с другой — родную землю, Родину, Род. Благодаря этому руна Эрды оказалась эмблемой расового отдела СС. (В Германии нередко не делают различия между рунами Эрда и Отал.)

Руна Зиу

Четвёртой внеалфавитной руной (также немецкого, вероятно, происхождения) является руна Зиу, одного из древнейших германских богов. Имя Ziw (Ziu) практически совпадает с именем античного Зевса; действительно, Зиу долгое время оставался верховным небесным богом, властелином молний, пока не был лишён этой функции новопоявившимся Тором и не превратился во второстепенного бога воинских искусств — скандинавского Тюра. Руна объединяет начертания руны Зиг и руны Тюра и считается руной силы, сосредоточения энергии, справедливости и воздаяния по заслугам.