Смекни!
smekni.com

Платов Антон Магические Искусства Древней Европы (стр. 57 из 73)

Спирали

Спирали также являются весьма распространённым магическим символом, однако более всех прочих народов Северо-Запада спирали были любимы кельтами. Традиции использования кельтами спиралей и спиральных орнаментов посвящены целые исследования[204].

Кельты использовали спирали в самом разном качестве — начиная с астролого-астрономических символов и заканчивая священными орнаментами, позволявшими изменять магический характер места или достигать необходимой степени концентрации. В целом же считается, что амулет, на котором начертана спираль, гармонизирует владельца с магическими проявлениями окружающего мира, а также стабилизирует его (владельца) энергетический баланс. Кроме того, многие исследователи сходятся на том, что спираль, равно как и лабиринт, является одним из символов Змея, бога Нижнего Мира.

Лабиринты

О лабиринтах мы уже говорили в главе, посвящённой магии Земли; здесь же речь пойдёт об использовании их в качестве магических символов.

Традиционный уникурсальный лабиринт издревле считался могущественным символом, связанным как с защитой от вредоносных сил, так и с инициатическими и иными магическими действиями. Изображения традиционного лабиринта использовались как средство для достижения глубокого транса и медитации.

На Британских островах, например, в качестве магического инструмента применялись плоские камешки с выбитым на них изображением лабиринта, известные под названиями «лунных» или «змеиных» камней. Чтобы достигнуть транса, человек концентрировал внимание на изображении и водил пальцем по извилинам лабиринта туда и обратно до тех пор, пока не входил в нужное состояние. Днём для этого использовались «змеиные» камни; ночью, при свете Луны — «лунные», причём изображение на последние должно было быть нанесено ночью («лунные» камни никогда не должны были видеть солнечный свет)[205].

Священные алфавиты

Если рассматривать магическую графику в её историческом развитии, то вслед за священными знаками следует рассказать о появлении священных алфавитов. Наиболее ранние свидетельства отношения к алфавиту как к магическому инструменту мы можем встретить у этрусков, которые ещё в I тысячелетии до н.э. использовали перечисление знаков своего (сакрального) алфавита как графический элемент талисманов. Позже подобный приём возродился в Северной Европе, где скандинавские жрецы и маги считали оберегом запись Футарка — рунического строя. Такого рода амулеты были распространены достаточно широко; примеры их известны даже на Руси — таков, например, амулет из свиной кости, найденный при раскопках в Новгороде и датируемый IX-X веками.

Применение алфавитного письма в искусстве Вёлунда является следующим уровнем действия магической графики и имеет две стороны. Во-первых, любая запись представляет собой явление глубоко магическое, тем более если использован священный алфавит. Во-вторых, применение алфавитов позволяет привлекать магию заклинаний и магию собственных имён.

Примером использования священного алфавита для создания волшебных предметов может послужить скандинавский амулет, найденный в Городище (Новгородские земли). Амулет представляет собой металлическую пластину длиной около 5 см, на обе стороны которой нанесены рунические надписи. Надпись А древнее надписи В (которая датируется первой половиной X века) и содержит по меньшей мере четыре старшие руны; остальные знаки этой надписи, кроме последнего, — «коротковетвистые» руны; последняя руна является, вероятно, знаком тайнописи. Предположительно надпись читается Е.А.Мельниковой как

g w a R i f a r l a d

«защищённый [на пути] в опасную землю»

Назначением этой надписи является, таким образом, «сбережение» владельца амулета в дороге.

Надпись В содержит 12 знаков, из которых 11 являются младшими рунами, усложнёнными различными способами, а последняя руна — знаком тайнописи. Надпись может быть прочитана следующим образом

p a r n i s k p æ R k i u

«да не будешь ты лишён мужской силы»

Другим способом применения письма в искусстве Вёлунда является нанесение на предмет его имени, что позволяет закрепить на нём свойства, из этого имени вытекающие. В основном этот способ применялся при изготовлении оружия и магических инструментов.

Действительно, в Средние Века многие клинки имели собственные имена. Так, например, саги рассказывают о короле Магнусе, что тот владел великолепным мечом, гарда которого была сработана из моржового клыка, а рукоять покрыта золотом. Имя меча было Leggbitr, что значит «Ногокусатель». Среди других известных нам имён мечей можно назвать «Пламя Одина», «Лёд Битвы», «Огонь Щитов», «Огонь Князя Моря», «Факел Крови», «Змей Раны», «Молот Вязи Боя», «Пёс Шлемов» и т.д. Точно так же часто имели собственные имена и ножи, и копья.

Прекрасным примером нанесения имени на клинок может служить наконечник копья, найденный близ Бреста (бывш. СССР) и датируемый III в. н.э. По стальному клинку серебром инкрустированы священные знаки (свастика и солярные символы) и руническая надпись tilariths — «Нападающий», представляющая собой имя наконечника.

Ещё один пример — наконечник копья из Овре Стабю (Скандинавия, II в. н.э.), имя которого звучит как raunijaR, что означает, по разным версиям, «Ранящий» («Наносящий ранения») либо «Испытывающий». Другие начертанные на клинках рунами имена оружия звучат как ranja — «Нападатель» или «Пронзающий» (Германия, III век), gaois — «Лаятель» («Тот, кто лает»), dorih — «Могучий-в-Храбрости» и т.д.

Известны предметы, на которых одна надпись соединяет заклинание (подобное по структуре заклинанию на городищенском амулете) и собственное имя предмета. Так, на клинке одного из раннесредневековых мечей можно видеть руническую надпись, гласящую: «Да не щадит никого Марр»; «Марр» здесь как раз является именем меча.

* * *

Какие же алфавиты можно назвать магическими? В принципе любая система письма (в том числе и неалфавитная — слоговая, иероглифическая и т.д.) связана с магией. И всё же можно выделить несколько алфавитов, самое начертание знаков которых придаёт им дополнительное значение. Разумеется, для северо-западной Традиции таким алфавитом являются прежде всего руны, однако следует, вероятно, упомянуть по крайней мере ещё один алфавит, также считавшийся священным — речь идёт об огаме.

Огамические алфавиты — и прежде всего традиционный огам — являются одними из наиболее древних североевропейских систем письма. Древнейшие памятники, которые допускают интерпретацию как огамические, датируются концом III тысячелетия до н.э. В основном огам был распространён на Британских островах — в Ирландии и Шотландии, реже в Уэльсе.

В ирландской Традиции создание огама приписывается богу Огме или одному из его воплощений. «Книга Баллимот» (рукопись XV века) так говорит об этом: «...произошло это во времена Бреса, сына Элаты, верховного короля Ирландии. Создателем стал Огма из [...] рода МакЭлатан [...] он был братом Бреса»[206]. В средневековой Ирландии было известно довольно много огамических алфавитов, служивших разным целям. Некоторые из них упоминаются в ирландском трактате «Auraicept na n-Éces» («Руководство для учёных»), составленном в XI веке и сохранившемся в списке середины II тысячелетия: «огам книжников», «огам свиней», «огам рек», «огам трав» и т.д. Однако мы здесь приводим только классический традиционный огам.

Древнейшие огамические надписи вырезались вертикально (снизу вверх) на ребре предмета или камня; при этом само ребро являлось центральной линией. Позднее огамические знаки стали вырезать и на плоскости, проводя основную линию горизонтально и нанося буквы слева направо.

В магическом контексте огам всегда ассоциировался в кельтской традиции с деревьями. Центральная линия надписи называлась в Ирландии flesc, «ветвь», а каждая буква — fid, «дерево». Это нашло отражение, в частности, в том, что каждый огамический знак посвящён тому или иному дереву и носит соответствующее имя.

Ниже мы приводим список имён основных знаков традиционного огама в том виде, который принят ныне в большинстве западных изданий.

Буква Имя Дерево
b Beth Берёза
l Luis Рябина
f Fearn Ольха
s Saille Белая ива
n Nuin Ясень
h Huath Боярышник
d Duir Дуб
t Tinne Падуб
c Coll Орешник
q Quert Яблоня
m Muin Виноград
g Gort Плющ
ng Ngetal Тростник
z/st Straif Терновник
r Ruis Бузина
a Ailm Вяз
o On Утёсник
u Ur Вереск
e Eadha Осина
i Iubhar Тис