Смекни!
smekni.com

Платов Антон Магические Искусства Древней Европы (стр. 59 из 73)

Узлы Силы

Ещё одну, совершенно иную традиционную технологию мы сейчас условно называем «завязыванием» Силы (или информации) на предмете. Эта технология восходит к очень древнему представлению о магии завязывания узлов. Отголосками этого представления являются, например, «узелки на память», а одним из широко известных его применений — описанные этнографами способы переноса магии в узлах. Эти способы были распространены и на Руси: колдун или знахарь завязывал на верёвке или тряпице узел, «закрепляя» таким образом магию на материальном носителе; после этого либо сам этот узел использовался в качестве талисмана, либо магическое воздействие, «запасённое» в узле, высвобождалось в нужный момент путём развязывания узла[209].

Расширением этой технологии является, с одной стороны, перенесение магии завязывания с реальных узлов на их графические изображения, а с другой — применение многократного воспроизведения действия для увеличения магического эффекта[210]. Так появились плетёные магические орнаменты (вернее, орнаменты вообще, поскольку все они изначально почитались магическими); известны также магические «плетёнки» из верёвок и даже специальные магические плетёные коврики. Ещё одним вариантом применения той же технологии является, возможно, использование скани и сложного кручения при изготовлении ювелирных изделий.

Так или иначе, суть технологии остаётся одной и той же: в момент завязывания (рисования, закручивания) узлов и плетёнок «завязывается» и Сила, приложенная в этот момент.

26. Магические инструменты

В заключительном разделе этой главы мы скажем несколько слов о магических инструментах как о произведениях искусства Вёлунда, с одной стороны, и материальных средствах обеспечения магии, с другой. (Хотя следует оговориться, что понятие «магический инструмент», в общем, с трудом поддаётся определению.) И начнём мы с самых, вероятно, излюбленных ныне предметов такого рода — с магических колец[211].

Кольца

По мнению многих авторов, любое кольцо магично само по себе, уже вследствие своей особой формы. Действительно, традиция сохраняет огромное количество примеров почитания кольцеобразной формы (причём, неизвестно, что, собственно говоря, больше почиталось: сам предмет, заключающий в себе сквозное отверстие и «окружающий его» или само отверстие в этом предмете). Первое, что приходит на ум в этом отношении, — это, конечно, «куриные боги», камешки с дырками. Но можно вспомнить и почитание дуплистых деревьев, и священные «дырчатые» камни Европы. К последним относятся, например, британские Камень Гронва и Дырчатый Камень (Holed Stone) в Антриме. Дырчатый Камень представляет собой плоскую плиту, установленную вертикально, со сквозным отверстием в центральной части. До сих пор молодожёны на местных свадьбах приходят к этому камню, чтобы скрепить заключённый брак рукопожатием через отверстие[212]. Можно также вспомнить и то, что кольца в древности носили не только на пальцах, но и на запястьях (браслеты), на шее (гривны) и тд.

Однако вернёмся к тем кольцам, которые носили на пальцах рук. Как показывают данные археологии, кольца (в том числе и магические) делались не только из металла; известны каменные, костяные и, возможно, даже деревянные кольца. Так, например, из агата изготовлено одно из хранящихся ныне в Британском музее магических колец, любопытное рунической надписью, на нём выгравированной:

eruriufdol uriurithol wlestepotenol[213]

Надпись переводу не поддаётся, но, по мнению Н.Пенника, это «кольцо силы, предназначенное приносить магический успех носителю»[214].

Там же хранятся ещё два магических кольца, изготовленных из металла (одно — из золота, а второе — из бронзы) и несущих одинаковые непереведённые рунические надписи, связанные, вероятно, с предыдущей:

внешняя сторона кольца:

æruriuflturiurithonglæstæpon

внутренняя сторона:

tol

(Внутренняя надпись здесь скорее всего представляет собой трёхчастное руническое заклинание.)

Можно также упомянуть и известное ланкаширское кольцо, приводившееся нами ранее как пример сочетания в магических, вероятно, целях рунических знаков и букв англосаксонской латиницы в одной надписи.

Посох

Ещё одним традиционным магическим инструментом, также обязанным широкой «популярностью» литературным произведениям жанра фэнтэзи, является посох. Вероятно, посох (клюку, жезл, просто палку) можно считать одним из древнейших инструментов, применяемых в магии. В качестве магического орудия посохи и жезлы упоминаются, например, в валлийском «Мабиногионе», тексты которого сложились в начале тысячелетия. В более поздние времена (XVIII-XIX века) легенды и предания о волшебных жезлах дали жизнь распространённому в литературных сказках образу «волшебной палочки».

С точки зрения символики посох представляет собой отражение axis mundi — мировой оси, Древа Мира и соответственно священного копья бога света (Одина, Луга и т.д.). Именно роль Мирового центра играет в ряде магических ритуалов воткнутый в землю посох, организующий и, следовательно, сакрализующий пространство вокруг себя.

Как и нож (меч), посох или жезл может быть использован для направления магической энергии — в этом несложно убедиться, поработав с посохом в ночном тумане или внимательно присмотревшись к концу посоха в руках сильного человека. Кроме того, нередко считается, что посох прекрасно подходит для накопления на нём Силы тем или иным образом.

Традиционно посохи изготовлялись из древесины дуба, орешника или ясеня.

Метла

Метла, столь часто упоминаемая в сказках как непременный атрибут ведьм, действительно является традиционным магическим инструментом. С определённой долей условности можно сказать, что метла представляет собой своего рода «женский аналог» посоха. Вместе с тем метла лишена ряда возможностей посоха, хотя и обладает многими собственными функциями. Так, например, метла нередко присутствует в женских магических обрядах очищения места, дома и т.д.

Как и для посоха, для метлы также важно, из древесины и ветвей каких деревьев она изготовлена. Например, в восточноанглийской традиции, согласно сведениям Пенника, ручка метлы изготовлялась из древесины ясеня, а её «подметающая часть» — из прутьев берёзы, означающей очищение, орешника (посвящение) и рябины (исцеление)[215].

Меч и нож

И меч, и нож являются универсальными магическими инструментами, широко используемыми как в профессиональной, так и в бытовой (нож) магии. Речь в данном случае идёт не о волшебном боевом оружии, но о холодном оружии, находящем применение как средство традиционной магии.

Холодное орркие, насколько мы можем судить, было окружено магическими представлениями с самого момента своего появления. По всей Европе железо само по себе считалось до последнего времени сильным оберегом, которого не могут коснуться многие враждебные духи и вредоносная магия, а изготовленные из железа (стали) режущие и колющие предметы и сейчас наделяются в сознании людей магическими свойствами — вспомните, например, распространённый по всей России (в том числе и в городах) обычай втыкать в дверные косяки или оконные рамы иголки для защиты от ведьм и колдунов. Известны также раннесредневековые славянские железные амулеты-подвески, выполненные в форме небольшого ножа.

Самый процесс работы с металлом в традиционном сознании представляется сакральным и связывается с определённой магией; отсюда проистекает то огромное уважение и даже мистическое почтение, которым вплоть до наступления Нового времени пользовались в европейских деревнях кузнецы. Так, например, у галлов в раннем средневековье к кузнечному делу допускался только свободный человек, а когда кузнец умирал, его инструмент нередко хоронили вместе с ним, как оружие воина или орудия мага.

Задумываясь о месте меча (ножа) в магической традиции Европы, мы можем заметить, что «меч сакрален как таковой, что подтверждается как эпическими, так и юридическими источниками»[216]. Вероятно, древнейшие упоминания о поклонении мечу связаны с аланами (Аммиан Марцеллин) и скифами (Геродот). Меч или нож у многих народов древности служил не только оружием, но и символом личной свободы (см., например, описания мужских инициации германцев у Тацита) и, как уже говорилось, сильнейшим оберегом, и предметом, который при необходимости мог стать магическим инструментом.

Защитный (оберегающий) и активный аспекты равно присущи магии холодного оружия. Традиционно именно ножом проводится на земле черта, закрывающая доступ магии извне; будучи замкнута, такая черта образует магический круг. Однако тот же нож или меч может быть использован и как орудие активной защиты или магического нападения, выступая, подобно посоху, «направляющей» для магической энергии.