Смекни!
smekni.com

Платов Антон Магические Искусства Древней Европы (стр. 73 из 73)

[165] Вариант перевода: Я был тропой, я был орлом, я был челном в океане.

[166] Каэр Невенир — замок в Уэльсе.

[167] Гвидион — Гвидион ап Дон, один из могущественнейших магов древнего Уэльса, упоминаемый многими источниками. Его мать Дон большинством исследователей отождествляется с богиней Дану ирландских преданий.

[168] Вариант: И заколдовали деревья...

[169] Перевод затруднителен. Вариант: Испустила девушка горький вздох [...], первая по знатности, прекрасная девушка, жизнь без сна...

[170] В этих строках речь идёт о Потопе, распятии Христа и Страшном Суде.

[171] Вариант: Орешник оружье считал в смятении боя.

[172] Вариант: Могучий хранитель Врат против врага, имя его во всех землях.

[173] Гвархан Маэлдэру — имя либо могущественного мага, либо некой божественной силы.

[174] Мат — Мат, сын Матонви, ещё один могущественный чародей валлийских преданий, брат Дон, матери Гвидиона.

[175] Дилан Мор — весьма предположительно, один из валлийских морских богов.

[176] Эта часть текста «Битвы» весьма сложна для перевода и понимания. Другой возможный вариант: Любой другой певец, кто знает полностью все девять сотен, которые известны мне, о запятнанном кровью мече. Честь — мой проводник. Полезное знание — от Бога. Я знаю убийство быка, его появление и исчезновение, его знание языков.

[177] Вариант строки: Я прорицаю: не будет зла.

[178]между морем и брегом — возможно, это выражение как-то связано с древним северным преданием о том, что находящаяся между собственно морем и собственно сушей полоса земли, заливаемой в прилив, не принадлежит ни миру моря, ни миру земли. В таком случае всю строку в целом — и сам я не слаб между морем и брегом — можно было бы попытаться трактовать как «на границах миров».

[179] Вариант: Разве не лучший я на кровавом поле? Сто частей — моя доля в добыче.

[180] Вариант: Красные камни в моём венце, златом окован мой щит.

[181] Горонви из Доли Эдрыви — валлийский маг, упоминаемый «Триадами Острова Британия».

[182] ...пророчили Артуру — имеется в виду король Артур.

[183] Золотистый, золотошкурый — барды-маги в древнем западном мире нередко ассоциировались с драконами.

[184] Известное сейчас имя артурова меча — Экскалибур — представляет собой позднее французское искажение (от промежуточного Калибурн) древнего кельтского имени.

[185] Немного меньше миллиона фунтов стерлингов в современной валюте.

[186] Гнилая Кожа — рукопись Старшей эады, обнаруженная в 1643 году епископом Бриньольвом Свейнссоном.

[187] См., напр.: А.Андреев. Русские боги в Зазеркалье. Баба Яга // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 3, 1997.

[188] О связях между Дивным Народом и Иным Миром см.: А.В.Платов. Дорога на Аваллон. М, 1998.

[189] Автор благодарит БГ за прекрасный образ.

[190] См. четвёртую главу этой книги.

[191] В следующей главе см. раздел, посвящённый боевым искусствам.

[192] Здесь же следует упомянуть о культовых и магических предметах, выполненных в виде когтя, зуба или лапы животного-тотема.

[193] Что естественно, ибо копьё Одина (Луга) — это всё то же Древо Мира.

[194] N.Pennick. Magie du Nord. La magie practique dans la tradition nordique. Puiseaux, 1996.

[195] Та же основа dru/drw в русском слове древо.

[196] Некоторые исследователи полагают, что на Севере такое рябиновое ожерелье считалось отражением Брисингамен, священного ожерелья Фрейи...

[197] Rowan. Crystals — who are we fooling? // White Dragon, Samhain is., 1994.

[198] См.: Изборник великого князя Святослава Ярославича 1073 г. СПб., 1880.

[199] Тем не менее, представление о том, что самородный или «звёздный» металл обладает особенно мощной магией, не исчезло. Ещё в Средние Века маленькие самородки серебра, меди или золота нередко носили как амулеты, а меч или нож, выкованный из метеоритного железа, всегда считался магическим.

[200] Полный текст см. в разделе 15 пятой главы, посвящённой руническому искусству.

[201] Валаам вообще в значительной степени тяготеет к кельтской культуре, так что появление на острове креста, форма которого содержит традиционные кельтские священные мотивы, не случайно (см.: Е.Лазарев. Валаам — твердыня чудес // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 1, 1995).

[202] А.Андреев, частное сообщение. 1994.

[203] См.: Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян. М., 1981. Его же: Язычество древней Руси. М., 1988.

[204] См., напр.: A.Meehan. Celtic Design: Spiral Patterns. L, 1995.

[205] N.Pennick. Magie du Nord. La magie practique dans la tradition nordique. Puiseaux, 1996.

[206] Брес сын Элаты — в ирландском эпосе верховный король острова из рода фоморов, воевавшего с богами Племён Богини Дану. Согласно другим источникам, Огма сам принадлежал Племенам.

[207] Rowan. Crystals — who are we fooling? // White Dragon, Samhain is., 1994.

[208] Имеются в виду Британские острова.

[209] Найджел Пенник, например, так описывает сдерживающий магию, «закрывающий» эффект узлов: «Магические узлы [...] служат для создания магического препятствия входу (выходу) духов и сущностей и для психологической поддержки тех, кто их использует» (Magie du Nord...)

[210] Такой приём известен, например, в рунической магии, где нередко использовалось многократное начертание нужной руны для усиления воздействия.

[211] Несомненно, огромную роль в формировании современного «широкого интереса» к волшебным кольцам сыграла знаменитая трилогия Дж.Р.Р.Толкиена.

[212] J.Bord, С.Bord. The Secret Country. L, 1978.

[213] Транслитерация данной надписи приводится по Найджелу Пеннику (N.Pennick. Rune Magic. L, 1992.), но я не считаю эту транслитерацию полностью верной.

[214] Ibid.

[215] N.Pennick. Magic du Nord. La magie practique dans la tradition nordique. Puiseaux, 1996.

[216] Ф.Кардини. Истоки средевекового рыцарства. М., 1987.

[217] Рунемейстер — человек, владеющий руническим письмом и магией рун.

[218] Мы не затрагиваем здесь примыкающие к данной проблеме внутренние шаманские техники, такие, как «вытанцовывание зверя» и т.д.

[219] В данном случае имеется в виду Один «земной», скандинавский вождь — воплощение Одина «небесного».

[220] Вполне возможно, что некоторые из рун или сакральных знаков, им предшествовавших, появились именно как символическое изображение человека, занимающего определённую магическую позу.

[221] См., напр.: F.В.Marby. Der germanische Einweihungsweg in Sinnbildern und Symbolenmittel der germanischen Runen-Gymnastik. Stuttgart, 1989.

[222] О современном состоянии данного вопроса см., напр.: К.Würthner. Das Arbeitsbuch zu den Runen. München, 1995.

[223] N.Pennick Magie du Nord. La magie practique dans la tradition nordique. Puiseaux, 1996.

[224] Один из крупнейших «стеклянных замков» расположен близ Ивернена в Шотландии. Размеры внутренней стены крепости превышают 100 на 30 метров. Камни различных пород расплавились и, остыв, образовали однородную массу.

[225] Т.Graves. Needle of Stone. L, 1978. Цит. по: Н.Брутальский. Метамифология истории // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 5, 1997.

[226] Текст приводится по английскому изложению проф. Гвина Джонса: Scandinavian legends and Folk Tales, by Gwyn Jones. Oxford, 1956.

[227] Ботвар сын Бьорна Медведя владел волшебным мечом, у которого было три свойства: его можно было обнажать лишь в случае смертельной опасности; его едва можно было вытащить из ножен, а если уж он появлялся оттуда, то с пронзительным криком; использовать его во время жизни его владельца можно было лишь три раза.

[228] Западные историки — раз уж зашла об этом речь — частенько вообще игнорируют сам факт сокрушительного поражения тевтонов в битве 1242 года, выявившей разительное превосходство русского оружия. Мне доводилось встречать публикации немецких историков, в которых число погибших на весеннем льду Чудского озера немцев оценивается всего в несколько десятков!

[229] См. об этом и о сеёде вообще прекрасную работу Фрейи Асвинн: F.Aswinn. La magie du Seidr // IRMIN, 1995, № 4. (Сокращённый перевод статьи опубликован в альманахе «Мифы и магия индоевропейцев», вып. 9, 1998).

[230] Следует полагать, что термин вёльва восходит к той же древней основе wal/wel, что и имя Велеса/Волоса, а созвучный термин ведьма — к не менее древнему ведать.

[231] Имеется в виду Исландия.

[232] Резные столбы-опоры дома считались на Севере священными, связанными с культом предков и домашнего очага. Поэтому, переезжая, их всегда выкапывали и везли с собой, чтобы вновь установить в новом доме на новом месте.

[233] См. напр.: N.Pennick. Magie du Nord...

[234] См., напр.: Дж.Вуд. Солнце, Луна и древние камни. М., 1981.

[235] Записки Юлия Цезаря. М., 1962.

[236] См.: А.Платов. Священные камни Земли Вантит. О древнем обсерваторном комплексе на Куликовом поле // Мифы и магия индоевропейцев, вып.2, 1996; А.Перепелицын. Тайны Чёртова Городища // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 3, 1996.

[237] N.Pennick. Magie du Nord. La magie pracuque dans la tradition nordique. Puiseaux, 1996.

[238] D.Tyson. Rune Correspondences // Llewellyn's Magickal Almanac, 1991.

[239] Ibid

[240] J.Vertemont. Runes et astérismes védigues // Antaios, 1995, No 8/9.

[241] Любая древняя традиция — от северной до китайской — содержит представление о существовании пяти стихий; четыре же стихии появились в Европе только в Средние Века как результат деградации традиции.

[242] Глад — голод.

[243] Глаголется — «сказывается», здесь: «описывается, как...».