СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Орнамент в декоративно-прикладном творчестве и дизайне. 7
1.1. Понятие и виды орнамента. 7
1.2. Сущность орнаментального искусства. 9
1.3. Композиционное построение орнамента. 14
Глава 2. Орнаментальное искусство в изобразительной деятельности школьников.. 22
2.1. Воспитательное значение орнаментального искусства. 22
2.2. Орнамент как дидактическое средство. 29
2.3. План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. 40
Актуальность исследования. Характерные для России начала ХХI века процессы модернизации, инноваций в различных сферах общественного развития затрагивают и отечественное образование. Развитие личности становится смыслом и целью современной образовательной системы. Главная задача, стоящая перед педагогическим сообществом – создание условий для получения школьниками такого образования, которое обеспечивало бы их позитивную самореализацию в бурно изменяющемся мире. Дополнительное образование детей располагает большими возможностями для максимальной индивидуализации образовательного процесса, для раскрытия способностей учащихся, для подготовки их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В Концепции модернизации дополнительного образования детей российской Федерации на период до 2010 г. дополнительное образование рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования
Особая значимость дополнительного образования детей подчеркивается в национальном проекте «Наша новая школа», где большое внимание уделяется творческой деятельности детей, развитию их способностей, талантов. Для решения этих задач, в художественной сфере возникает потребность в подготовке специалиста нового типа, представляющего собой целостную, гуманную, всесторонне развитую личность с высоким уровнем профессиональной подготовки, хорошо воспринимающую современные тенденции развития этнохудожественного образования, человека остро переживающего ответственность за сохранение национальной культуры, за судьбу страны, понимающего важность осознания и понимания корневых духовных и художественных ценностей, личность творчески-активную, способную вовлечь детей в процесс освоения культурных традиций.
Орнамент, будучи одним из самых древних видов творчества человека, является важной частью исторической, художественной культуры. С давних времён орнаментика широко применялась: в быту, ритуалах и обрядовых церемониях, в праздничной культуре. Такое широкое его применение позволило сохранить многие мотивы, символические орнаментальные формы в качестве элемента культурной традиции. Орнаментальное искусство изучается многими науками (искусствоведение, культурология, этнография, археология, мифология и др.), считается вполне перспективным в области философских, культурологических, педагогических исследований, т.к. даёт возможность изучить образное отражение действительности посредством символа и знака, выявить воспитательные и образовательные функции народного орнаментального искусства, определить место орнамента в народном искусстве. Утрата магических, обереговых, мифологических функций орнамента выдвигает сегодня на первый план ряд его новых функций - информационная, коммуникативная художественно - эстетическая, арт-терапевтическая, педагогическая, социально-культурная и многие другие. Все это позволяет говорить об искусстве орнамента в дизайне как полифункциональном явлении.
Вместе с тем, интерес к изучению орнаментального искусства прослеживается в работах многих учёных современности:
- общие вопросы расшифровки древних знаков и символов рассмотрены в работах А.К. Амброза, Г.С. Масловой, М.А. Некрасовой, Б.А. Рыбакова и др.;
- орнаментальное искусство в целом, как знаковая структура, в символической форме отражающая знания о мире рассматривается в трудах А.К. Амброза, П.Г. Богатырева, А.К. Байбурина, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, В.А. Городцова, Г.А. Масловой, В.В. Стасова и др;
- орнамент как исторический источник исследуется в работах С.В. Иванова, Н.В. Кочешкова, Л.А. Молчанова, С.Б. Рождественской, Б.А. Рыбакова и др;социально-философский контекст о путях распространения орнаментальных композиций и социокультурной трансформации знаний, выраженных посредством символов представлены в исследованиях Л.Н. Гумилёва, В.В. Топорова.
В настоящее время создается множество программ по развитию и воспитанию детей средствами изобразительного искусства, в частности орнаментального. Большой вклад в это направление внесли Т.Я. Шпикалова, А.А. Грибовская, И.П. Ильинская, Т.Г. Казакова, Е.В. Алексеенко и др. Роль орнамента многогранна.
Анализ искусствоведческой, педагогической литературы, диссертационных исследований показал, что педагогический потенциал народного орнамента, его значение в образовательном процессе раскрыты недостаточно, исследований по выявлению значения педагогического потенциала народного текстильного орнамента в системе вузовской подготовки педагога дополнительного образования специально не проводилось.
Наличие выделенных противоречий позволяет сформулировать проблему исследования: при каких педагогических условиях педагогический потенциал орнамента в декоративно-прикладном творчестве и дизайне будет выступать как эффективное средство воспитания учащихся.
Гипотеза исследования: педагогический потенциал народного орнамента необходимо рассматривать как одно из средств, использование которого существенно расширяет мировоззренческие установки, обогащает личностные характеристики и творческий опыт учащихся.
Объект исследования – орнаментальное искусство в графическом дизайне.
Предмет исследования – педагогический потенциал орнамента в декоративно-прикладном творчестве и дизайне.
Цель курсовой работы – рассмотреть применение орнамента в изобразительной деятельности школьников.
Задачи курсовой работы:
рассмортеть понятие, сущность и виды орнамента в декоративно-прикладном творчестве и дизайне;
проанализировать воспитательное значение орнамента;
разработать урок с использование орнамента в декоративно-прикладном творчестве и дизайне с применением компьютерной графики.
Структура исследования. Данная курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Прежде чем говорить об орнаменте, сперва необходимо уделить внимание стилизации. Стилизация - это условность выразительного языка. Стилизация достигается обобщением, цель которого сделать объект более понятным зрителю и облегчить его выполнение для художнику.
"Стилизация, по своей содержательной сути применяется в дизайне для обобщения, системного соподчинения признаков, характеристик и свойств в содержании самого предмета". Чернышев.
Стилизация - это использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных идеологических и эстетических целей. Каждый материал диктует свой способ стилизации.
Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Поэтому при построении орнамента чаще всего используют принцип симметрии и приемы ритмических повторов одного или нескольких элементов (раппорт).
Орнамент не может существовать вне предмета, потому что главное в орнаменте – это подчиненность конструктивным особенностям и назначению украшаемого предмета, а также природной красоте материала.
Орнамент возник из подражания формам живой природы, но чаще всего при создании мозаичного набора мотивы реального мира в орнаменте подвергаются значительной переработке: стилизации или гипербо-лизации.
Вырезано.
Для доставки полной версии работы перейдите по ссылке.
Известно много разновидностей орнамента.
По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности предмета мозаичный орнамент может быть:
- ленточным – в виде прямой или криволинейной полосы, чаще всего окаймляющей поверхность предмета; ажурный рисунок ленточного орнамента, проходящий по краю изделия, называется каймой;
- сетчатым – сплошной геометрический узор, заполняющий всю поверхность;
- замкнутым – узор, заполняющий площадь определенной геометрической формы (квадрата, ромба, треугольника).
Основные мотивы в орнаменте
Для доставки полной версии работы перейдите по ссылке.
«Когда принцип красоты завладел художественным творчеством, то утилитарная пиктография превратилась в орнамент» - писал И.И. Мещанинов. [15, с. 447].
Становится меньше, чем раньше, загадочных геометрических знаков. Зато чаще встречаются стилизованные изображения, почерпнутые из органической природы и включенные в ритмическое чередование основных элементов орнаментального построения.
Таким образом, по мере забвения, потери семантической значимости те или иные элементы и композиции обретают иной, уже собственно художественный смысл. В то же время в орнаменте появляются новые значимые элементы, которые естественным образом вписываются в уже существующую орнаментально-декоративную канву, то есть имеют место как закрепление. обеспечивающее устойчивость первоначальных схем, так и обновление содержания орнамента.