Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по организации школьного музея министерство образования и высшей школы Республики Коми (стр. 4 из 14)

Подобные рекомендации могут быть отнесены и к школьным музея других профилей: художественным, музыкальным, театральным и т.п. Поэтому, например, деятельность школьного музыкального музея может быть посвящена собиранию материалов о местном музыкальном творчестве: народных инструментах, песнях, танцах, частушках и т.п. Очень важно при этом, чтобы юные краеведы не только собирали музыкальные инструменты, записывали песни и частушки, но и сами учились играть на этих инструментах, исполнять произведения местного песенного и танце вального творчества, сохраняя тем самым живую культуру своего края,

Иногда школьным музеям даются условные названия или имена соб­ственные. Как бы ни романтично или патриотично ни звучали эти назва­ния, необходимо стремиться к тому, чтобы они отражали профильную специфику музея. Когда мы читаем название «Музей «Деревенька моя» Козловской школы общего образования Бутурлиновского района Воро­нежской области», то нам более или менее ясен профиль музея. Из на­звания можно понять, что он посвящен истории родной деревни, возмож­но, и окружающей природе.

Еще точнее можно определить профильную направленность музея «А музы не молчали» школы № 235 им. Д.Д.Шостаковича г. Санкт-Петербур­га. Хотя и здесь не все ясно со статусом учредителя музея.

Однако когда встречаешься с названием «Краеведческий музей «Ви­тязь» Караяшниковской школы общего среднего образования Ольговатского района Воронежской области», сочетание «краеведческий му­зей» и «Витязь» вызывает массу вопросов.

Сложно определить основную исследовательскую тематику и по на­званию «Музей «Космос и школа» классической гимназии г. Тамбова». Лишь только по Каталогу школьных музеев Тамбовской области, издан­ному тиражом всего 200 экземпляров, можно понять, что это преимущественно историко-биографический музей, посвященный Герою Советско­го Союза космонавту Л.С.Демину.

Особую типологическую группу составляют монографические музеи. Они посвящены всестороннему изучению, какого-либо объекта, явления или определенного лица. Например, музей хлеба, музей коня, музей книги и т.п. К монографическим музеям можно отнести военно-исторические музеи, посвященные конкретным воинским соединениям или военным событиям: «Государственный музей обороны Москвы», «Музеи героев-панфиловцев» и т.п. К монографическим музеям относятся и мемориальные музеи, создан­ные в память о выдающемся событии или лице, расположенные на памят­ном месте или в памятном здании (музей-усадьба, дом-музей, музей-квартира и т.п.). К сожалению, далеко не все юные краеведы и их руководители понимают, что мемориальный музей можно создавать только в том месте, здании, помещении, в котором произошло событие или жил человек. Например, в средней школе № 5 г.Хотькова Московской области много лет существует музей ленинградской школьницы, известной пар­тизанки Великой Отечественной войны Лары Михеенко, который юные музейщики называют мемориальным. Однако Л.Михеенко никогда не бывала ни в здании школы, ни даже в г.Хотькове. Правильнее было бы на­звать этот музей историко-биографическим. Не следует думать, что био­графические музеи менее важны, чем мемориальные. Помимо того, что в историко-биографическом музее могут храниться подлинные вещи, при­надлежавшие изучаемому лицу, эти музеи играют важную роль в выявле­нии и уточнении различных фактов биографии своего героя, в популяри­зации его жизни и деятельности среди учащихся и местного населения.

Приведенные примеры показывают, что название музея имеет важное информационное значение, призванное показать статус музея, его место в музейной сети, его профиль, специфику документирующей и образова­тельно-воспитательной функций, наименование учредителя. Таким обра­зом, составление названия музея - ответственный процесс музейного творчества. Перед руководителями и активом школьного музея стоит сложная задача - сформулировать название своего музея таким образом, чтобы оно, с одной стороны, было информативным и лаконичным, с дру­гой - позволяло реализовать романтические и творческие устремления детей и, наконец, соответствовало бы тем нормам и традициям, которые сложились в отечественном музееведении.

ФЕНОМЕН МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА

Краеведение как сфера научной деятельности по изучению особенно­стей развития природы, истории и культуры родного края зачастую свя­зано с выявлением памятников материальной и духовной культуры, ори­гинальных объектов природы. Особенно это характерно для школьного краеведения, которое традиционно используется для эффективного ре­шения двуединой задачи обучения и воспитания детей и молодежи в процессе их участия в выявлении, охране и использовании культурного и природного наследия. История отечественного школьного краеведе­ния свидетельствует о том, что наиболее распространенными источника­ми для изучения различных фактов и событий в истории края являются те, которые были собраны юными краеведами в процессе поисково-соби­рательской краеведческой деятельности.

Юные краеведы выявляют и собирают предметы быта и рабочие инст­рументы, газеты и фотографии, письма и воспоминания, образцы расти­тельности и почвы, осуществляют наблюдения за состоянием недвижи­мых памятников и окружающей среды. Все их находки и наблюдения ста­новятся основой для написания работ историко-краеведческой тематики, создания в школах предметных кабинетов, краеведческих уголков, музеев.

Анализ современного состояния школьного краеведения, осуществлен­ный в процессе реализации задач туристско-краеведческого движения обу­чающихся Российской Федерации «Отечество», показывает, что педагоги и учащиеся, участвующие в поисково-собирательской краеведческой работе, подчас недостаточно хорошо знакомы с основными правилами и методика­ми выявления объектов наследия, их определения, описания и учета.

Особенно это заметно при анализе опыта комплектования фондов школьных музеев, научного описания и атрибуции музейных предметов. В многочисленных статьях, докладах и сообщениях юных краеведов и их педагогов выявленные в процессе поисково-собирательской работы пред­меты музейного значения называются то памятниками истории и культу­ры, то реликвиями, то экспонатами и т.п. Юные краеведы и их педагоги часто не делают различия между подлинниками и копиями, оригиналами и новоделами, муляжами и моделями, не имеют элементарных представ­лений о порядке и содержании научного описания и атрибутирования музейных предметов, не говоря уже о выявлении их свойств и определении научной значимости как объектов наследия.

Среди причин, порождающих эти недочеты, можно назвать и недоста­точное количество издаваемых методических разработок, и отсутствие системы подготовки руководителей школьных музеев, и многообразие терми­нов для определения одних и тех же объектов в системе различных науч­ных дисциплин. Например, письменный документы в памятниковедении определяется как документальный памятник, в архивоведении - архив­ный документ, в музееведении - музейный предмет, в источникове­дении - исторический источник. Краеведение как научная дисциплина интегрирующего характера использует понятийный аппарат этих и других научных дисциплин, в зависимости от того, в рамках каких методик осуще­ствляется конкретное исследование. Поэтому один и тот же объект куль­турного наследия в различных краеведческих исследованиях или на разных этапах исследования может называться и памятником истории и куль­туры, и объектом природы, и историческим источником, и музейным пред­метом. Например, при выявлении объекта наследия в среде бытования он может классифицироваться участниками поисково-собирательской рабо­ты как памятник истории и культуры, и в случае, если принято решение о передаче этого объекта в школьный музей, то в полевых учетных докумен­тах он фиксируется как предмет музейного значения, а при поступлении в музейное собрание учитывается и описывается как музейный предмет. Ес­ли этот музейный предмет используется для изучения какого-либо собы­тия или исторического факта, то он выступает как исторический источник, а если для демонстрации в экспозиции, то как экспонат.

Таким образом, в процессе краеведческого исследования довольно ча­сто приходится прибегать к методикам и понятийному аппарату различ­ных дисциплин или использовать профильные приемы и термины на раз­ных этапах исследования. Например, группа краеведов приступает к изу­чению какого-нибудь события или явления в истории края. На первом этапе осуществляется выявление публикаций по теме исследования с це­лью выяснения степени ее изученности. На этом этапе краеведы прибега­ют к методикам, разработанным отечественной библиографией.

Изучение опубликованных работ, их сравнительный анализ, выявле­ние подходов к описанию и оценке события различными исследователя­ми осуществляется с использованием приемов и методов историографии. Здесь же может применяться и источниковедческий анализ с целью определения полноты и достоверности фактов, их соотнесения с другими фа­ктами и событиями, с уточнением датировки, имен, топонимов и т.п. Ис­точниковедческий анализ, в свою очередь, предполагает использование методик и данных других научных дисциплин: хронологии, метрологии, сфрагистики, геральдики, палеографии и т.д. Так, уже на начальном этапе исследования краеведам приходится прибегать к разнообразным методи­кам, использовать терминологию различных научных дисциплин.

Нередко анализ литературы по теме исследования не дает полного представления о степени изученности темы. Поэтому полезно обратиться в местные музеи с целью выяснения, изучалась ли эта проблема музеевед­ческими средствами и какими данными располагает музей об этом собы­тии или явлении.