Упражнение с закрытым ртом на сонорный звук М служит основным для развития носоглоточного резонатора.
Упражнения со слогами выявляют ряд трудностей: только что приобретенные навыки установки голосового аппарата применять сначала будет сложно.
Упражнение 8
При звучании гласного необходимо уже заранее подготовить рот к следующему за ним согласному звуку. Сочетание сонорного звука М и гласного И (и-ми-ми-ми) произнести на повышение и понижение по скользящей гамме. После каждых трех слогов берется добавочное дыхание. Упражнение хорошо служит для сглаживания регистров, т. е. гладкого перехода в речи от одной ноты в другую, и вырабатывает красоту звука.
Упражнение 9
Звук М произносится нараспев и на речь с гласными звуками на одной длительной строке и на одной высоте, на монотоне (одном тоне). Делая это упражнение, вы приучаетесь держать гортань в удобном для этих звуков положении и одновременно слышать себя.
Дыхание берется на каждую строчку в звучании: ми, мэ, ма, мо, му, мы (без добора дыхания). Это дает возможность посылать звук плавно и правильно.
Подобные упражнения рекомендуется делать и с другими сонорными звуками. В обычной речи эти звуки съедаются и не получают той красоты, какая должна быть при произнесении фразы.
Упражнение 10
Произнесение звука Н на повышение и понижение скользящей гаммы развивает носовой резонатор. После каждого слога добирается дыхание. Это упражнение особенно полезно тем, у кого наблюдается гнусавость в разговоре.
При подходе к более низкому звучанию упражнение выполняется следующим образом: приложив руку к груди, берете дыхание спокойно, наблюдаете за звучанием резонатора и за артикуляцией рта по мере приближения к крайней ноте грудного регистра - до первой октавы, си, си бемоль, ля, ля бемоль, соль малой октавы. Это упражнение произносится не только нараспев, но и на речь.
При усилении и ослаблении звука наполураспев и на речь сохраняйте ровное дыхание. Только при этом условии можно достигнуть равномерного звучания.
Упражнение 11
Произносите наполураспеве согласный сонорный звук Н с гласными: ни, нэ, на, но, ну, ны. Повторяйте фразу: «На мели мы лениво ловили налима. Для меня вы ловили линя».
Упражнение 12
Упражнение полураспевом на согласный сонорный звук Л на повышение и понижение скользящей гаммы на усиление, и ослабление звука способствует развитию резонирования в области твердого неба, являющегося как бы дном носового резонатора. В результате вы овладеваете звучным произношением Л в речи.
Упражнение 13
Наполураспеве и на речи дойдите по скользящей гамме вверх до вашей крайней ноты, затем легко и быстро спуститесь вниз по слогам на ноту ниже также по скользящей гамме на звуки: ли, лэ, па, по, лу, лы. Это упражнение приучает к легкости в произношении звука.
Упражнение 14
Для закрепления длительной звуковой волны рекомендуется чтение короткой стихотворной строки, например, «Белеет парус одинокий»: нараспев - на повышение и понижение звука по скользящей хроматической гамме от до или ре до фа, соль первой октавы, до первой октавы или си, си бемоль, ля малой октавы; на речь - на повышение и понижение звука по скользящей гамме.
3. УКРЕПЛЕНИЕ ДЫХАНИЯ
Звуки человеческого голоса как речевые, так и певческие, прежде всего, связаны с дыханием. Несомненно, процессу дыхания обучаться не следует - он непроизвольный. Вырабатывать нужно правильное дыхание и владение им.
Разные по размеру помещения, их акустические данные, наполненность аудитории требуют от выступающего различного напряжения голоса. А полное владение голосом возможно только при хорошо поставленном дыхании.
Процесс дыхания начинается с дыхательных путей. Воздух попадает в носовую полость, идет через верхнюю и нижнюю часть глотки, потом - гортань и дыхательное горло, проходит через бронхи и их разветвления, попадает в легочные пузырьки, альвеолы легких. При дыхании воздух, находящийся в легких, постоянно сменяется. Смена воздуха происходит путем вдоха и выдоха, причем, некоторый запас воздуха в легких остается.
При постановке дыхания следует вырабатывать, прежде всего, активный вдох и выдох, воспитывать работу мышц, ведающих этими процессами.
Вдох - процесс активный, вызван расширением грудной полости. Механизм вдоха заключен в следующем: сокращаются мышцы, происходит некоторое поворачивание и поднятие ребер, что влечет за собой увеличение грудной полости как в переднем, заднем, так и в боковом направлениях. За счет опускания грудобрюшной преграды (диафрагмы) объем грудной полости увеличивается в вертикальном направлении. Воздух поступает в легкие - происходит вдох.
Выдох - процесс пассивный, связан с расслаблением мышц, произвольным опусканием ребер и уменьшением за счет этого размеров грудной клетки. При выдохе диафрагма расслабляется, брюшные органы, давящие на нее снизу, делают ее купол более выпуклым, грудная полость в вертикальном направлении уменьшается, вытесняя воздух из легких.
Дыхание регулируется с помощью мускулов-антагонистов: одни сокращаются при вдохе, другие - при выдохе. Наиболее интересная из этих мышц - диафрагма, так называемая мышечная пластинка куполообразной формы с сухожилием в центре. Диафрагма участвует как во вдохе, так и в выдохе. Она расположена между легкими и брюшной полостью и разделяет их. В то же время диафрагма связана с другими внутренними органами. К ее центру приращена околосердечная сумка. Через отверстия из грудной полости в брюшную проходят аорта, пищевод и нижняя полая вена.
Есть ли различия между нетренированным и воспитанным дыханием? Да, есть.
При нетренированном дыхании ритм следующий: вдох, выдох, пауза, после чего делается новый вдох. Причем, вдох и выдох почти равны - выдох на одну секунду длиннее вдоха.
При тренированном дыхании вдох должен быть коротким, а выдох длинным. После того как взят вдох, делается задержка дыхания, необходимая для активизации голосовых связок, затем происходит медленный выдох. Для этого нужно, чтобы диафрагма, как можно эластичнее, делалась куполообразной, а грудная клетка при выдохе не слишком быстро спадала.
Развитое дыхание характеризуется тремя элементами: сокращением диафрагмы и ее уплотнением, расширением межреберных мышц грудной клетки, поднятием нижних стенок или косых мышц брюшного пресса.
Рекомендуется научиться соразмерять количество вбираемого воздуха с потребностью его расходования в речи. Нужно брать воздух в меру, чтобы было приятно, никогда не переполнять легкие воздухом и не задерживать его. Во время речи воздух, имеющийся в легких, до конца не выдыхать.
Воспитывать дыхание рекомендуется на замедленной речи.
Существуют различные типы дыхания:
• ключичное (плечевое) - во вдохе и выдохе участвует лишь верхняя часть легких; средняя и нижняя части, межреберные мышцы остаются в бездействии;
• грудное - во вдохе участвуют верхняя и средняя часть легких; межреберные мышцы подключаются не полностью. Такое дыхание часто применяется пловцами;
• боковое (реберное) - расширяются межреберные мышцы в боковой и задней частях грудной полости; этот тип дыхания необходим спортсменам, занимающимся борьбой;
• брюшное (диафрагматическое) - развито у артистов цирка, занимающихся акробатикой и эквилибристикой;
• смешанно-диафрагматическое - объединяет диафрагматическое и боковое типы дыхания. Доказано, что в ораторском искусстве, в работе педагогов и актеров драматических театров этот тип дыхания самый приемлемый;
При укреплении дыхания необходимо отрабатывать следующие элементы дыхательного процесса:
• сокращение диафрагмы: при вдохе она выпрямляется,
становится более плоской, давит на внутренности, отчего наружные верхние стенки живота несколько выпячиваются вперед;
• небольшое расширение грудной клетки внизу и в середине: легкие заполняются воздухом, и грудная клетка используется как резонатор;
• подтягивание нижних мышц брюшного пресса: это делается для опоры звука и удержания диафрагмы в сокращенном состоянии; легкие заполняются воздухом без использования ключичного дыхания, плечевой пояс остается в покое.
3.1. Упражнения для укрепления дыхания
Упражнение 1
Обучающийся, стоя, кладет правую руку на диафрагму и делает свободный выдох. При этом диафрагма сокращается, и рука невольно идет вслед за ней, несколько вдавливаясь внутрь. После этого - свободный вдох, причем, рука так же идет вслед за идущими немного вперед диафрагмой и животом.
Вдох и выдох в этом упражнении одинаковы. Обычно после упражнения бывает легкое головокружение.
Рекомендуется не перегружать организм воздухом при вдохе, при выдохе оставлять некоторый запас его в легких.
Упражнение усваивается обычно после двух занятий.
Упражнение 2
Берется вдох диафрагмой. Межреберные мышцы грудной клетки расширяются. После этого воздух задерживается на секунду, затем при выдохе межреберные мышцы грудной клетки расслабляются. Уменьшение грудной клетки влечет за собой и уменьшение объема легких. Диафрагма расслабляется и становится опять куполообразной.
Для закрепления упражнения достаточно двух занятий.
Упражнение 3
Объединяет все три элемента вдоха.
Встать в исходное положение и опустить левую руку вдоль корпуса. Положить правую руку на область диафрагмы и произвести свободный выдох на звук ССССССС или беззвучно, примерно на пять секунд по счету.