Экспозиционные материалы. Тематическая структура - это лишь «скелет» экспозиции. Она должна быть реализована через экспозиционные материалы.
Основные виды экспозиционных материалов: музейные предметы: культурно-исторические памятники, исторические источники всех типов, выступающие в роли экспонатов. Фотодокументы тоже относятся к музейным предметам.
Экспозиционные научно-вспомогательные материалы: наглядное пояснение музейных предметов и отраженных в них исторических явлений; тексты и фонокомментарии, облегчающие понимание идейного содержания экспозиции и дающие информацию об экспонатах. Указатели облегчают ориентировку в экспозиции.
Музейные предметы. Каждый тип музейных предметов играет свою особую роль, требует специфических приемов показа. Например, вещественные памятники привлекают наибольшее внимание посетителей, так как именно они в наибольшей мере вводят посетителей в обстановку прошедших или совершающихся событий, способствуют созданию ощущения причастности к этим событиям и, вместе с тем, удостоверяют их.
Письменные источники. В условиях музейного показа процесс прочтения более сложный и длительный по сравнению со зрительным восприятием. Поэтому письменный источник-экспонат выступает, в первую очередь, в качестве знака времени, памятника, констатации факта и т. п. Письменный источник может иметь и мемориальное значение. Все это роднит его с вещественным источником. Посетители видят особенности формы, оформления документа, шрифта, почерка, другие особенности.
Документ должен сопровождаться подробной аннотацией. Часто рядом с рукописью помещают строчный печатный текст. Иногда к документу дается цитата из него, фотографии отдельных его листков, выкопировка отдельных строк или абзацев. Таким образом, надо с особым вниманием относиться к превращению письменного источника во впечатляющий доходчивый экспонат.
Документальные фоно- и видеоматериалы. Опыт включения в экспозицию фонодокументов и видеоматериалов распространен очень широко. Это, чаще всего, уникальные звукозаписи воспоминаний ветеранов труда, войны, очевидцев событий, которым посвящена экспозиция. Это могут быть песни, записи шумов, сигналов, звук сирены и т. п.
В настоящее время стало возможным использование видеоматериалов, дающих возможность не только услышать, но и увидеть очевидцев событий - тех, чьи воспоминания бережно хранятся в музее. Целенаправленный подход к этой «сквозной», проходящей через всю экспозицию теме источниковедческого характера значительно расширит познавательные возможности экспозиции.
Экспозиционные научно-вспомогательные материалы. Для повышения познавательного значения экспозиции в нее могут быть включены научно-вспомогательные материалы. Это могут быть карты, схемы, диаграммы, чертежи, цифровые таблицы и т. п. Достоинство этих материалов - наглядность и быстрота восприятия. Но, вместе с тем, не рекомендуется перегружать экспозицию научно-вспомогательными материалами, они не должны подменять музейные предметы.
Основные принципы размещения, группировки
и выделения экспоната в экспозиции
1. Размещение экспонатов должно отражать тематические связи между ними. Материалы тематического комплекса размещаются компактно, а внутри него группируются по смыслу вокруг ведущего экспоната.
2. Ведущие экспонаты, которые несут на себе основную смысловую нагрузку, необходимо выделить, помещая их в центральных витринах, на подставках; дать больше свободного пространства для такого экспоната, подчеркнуть его цветом фона, придать «плоскостному» материалу (фото, документу и т. п.) объемность, удалив его от стены (планшета) на некоторое расстояние.
3. Заголовки тем, подтем, тематических комплексов и интервалы между ними облегчают посетителю восприятие и помогают понять замысел экспозиционера.
4. Наиболее удобен для обозрения экспозиционный пояс, расположенный начиная с 70-80 см от пола до высоты 1,7 м. Над ним могут быть помещены изобразительные материалы крупного размера (плакаты, картины, большие портреты и т. п.).
Тексты в экспозиции. Бывает так, что, сколько бы посетитель ни рассматривал выставленный в экспозиции предмет, он не может обнаружить скрытую информацию, которая лежит за пределами зрительного восприятия. Поэтому в экспозицию включаются письменные тексты разного характера. В процесс восприятия экспозиции на посетителя воздействует как визуальная информация (предметная основа экспозиции), так и вербальная (система текстов). Их взаимодействие позволяет полностью раскрыть значение музейного предмета, прочесть «музейное сообщение». Для экспозиции разработана система текстов, в которой каждый их вид имеет свою функцию.
Оглавительные тексты или заголовки применяются для того, чтобы отразить тематическую структуру экспозиции, дать названия залов, разделов, тем, т. е. помочь в определении маршрута осмотра. Отказ от этих текстов затрудняет использование экспозиции.
Ведущие тексты - это название указывает на их значительную и активную роль в экспозиции. Ведущие тексты, включенные в экспозицию, представляют собой определенное единство и отражают научную концепцию экспозиции. Эти тексты имеют целью привлечь внимание к ним каждого посетителя. Их даже можно сравнить с эпиграфом к литературному произведению. Широко используются в качестве ведущих текстов отрывки из воспоминаний, писем, дневников, записей, сделанных героями экспозиции, то есть материалов, имеющих ярко выраженный личностный характер.
Объяснительные тексты относятся к отдельным темам или к залу в целом. Они имеют обобщающий характер и, как правило, относятся не к конкретным музейным предметам, а, в целом, к теме экспозиции.
Чтение больших текстов в условиях экспозиции очень утомительно. Все тексты должны быть четкими, лаконичными и соответствовать содержанию экспозиции. Так, ведущие тексты выделяются особым текстом, соответствующим единому стилю оформления. Текст разбивается на строки не произвольно, а по смысловому звучанию. Для облегчения восприятия объяснительного текста в нем могут быть использованы курсив, жирный шрифт и т. д. Стилизация «под старину» не рекомендуется.
Этикетаж оформляется, как правило, в виде этикеток и обязателен для любой экспозиции как аннотация к отдельным экспонатам. В этикетке, прежде всего, выделяется название предмета. В каждой этикетке используются атрибуционные данные предмета, доказывающие правомерность его включения именно в эту часть экспозиции. Даются разнообразные дополнительные сведения, поясняющие способ употребления, указывающие на историю создания или бытования предмета, а иногда и на то, какой попал в музей; выясняющие связь предмета с патриотическим событием. Подробных аннотаций требуют предметы мемориального значения. Если данные четко и ясно обозначены на самом экспонате (например, название газеты), они не нуждаются в повторении. При большом количестве мелких материалов (предметы нумизматики, личной коллекции, ювелирные украшения и др.) нужно их пронумеровать, а этикетку, в соответствии с нумерацией, дать тут же на отдельном листе.
Название предмета, атрибуционные данные, дополнительные аннотации выделять разными шрифтами, располагать отдельными строками или абзацами. Возможно использование цветного фона для создания этикеток. Ниже приведены примеры правильно и неправильно составленных этикеток.
Ниже приведены примеры правильно и неправильно составленных этикеток.
Неправильно | Правильно |
П. Г. Кирсанов руководил партизанским отрядом в Заречье, погиб при рейде по тылам врага в 1943 г. Название не выделено. Нет сведений о Кирсанове. Не указаны данные об экспонате (техника, дата). Неудачна композиция. | П. Г. Кирсанов (1912-1943) Рабочий Н-ского завода. Руководил партизанским отрядом в Заречье. Погиб при рейде по тылам врага 2 мая 1943 года. С фотографии 1941 года. Название выделено. Даны сведения о Кирсанове и характеристика экспоната. Композиция улучшена. |
Знамя | Знамя рабочих Н-ского завода |
Возглавляло демонстрацию рабочих в дни стачки 1912 года. Неправильно выделено название. Неудачна композиция. Не указан завод. Не уточнена дата. Не дана история поступления в музей. | Возглавляло демонстрацию в дни стачки в мае 1912 года. Хранилось в областном архиве в качестве вещественного доказательства. В 1923 году передано в музей. Название уточнено. Улучшена композиция. Раскрыта история поступления в музей. |