Художественное проектирование экспозиции - составная часть проектирования музейной экспозиции, связанная с созданием своего рода художественного образа, адекватно отражающего содержание экспозиции. Художественный образ формируется в ходе разработки архитектурно-пространственного и цветового решения экспозиции, включения необходимого экспозиционного оборудования, использование оптимального освещения, а также системы ориентации посетителей в экспозиционном пространстве. Обычно включает разработку художественной концепции, эскизного проекта и монтажных листов.
Шифр – условное обозначение музейного предмета. Включает сокращенное наименование музея и порядковый номер предмета по книге поступлений.
Школьный музей (музей образовательного учреждения) – центр краеведческой, музейно-педагогической работы в школе, основными признаками которого являются: музейное собрание, экспозиция и музейный актив. В Ш. м. осуществляется сотворчество детей и взрослых (учителей, родителей, общественности) в процессе комплектования, учета, хранения и использования музейных коллекций. Ш.м. способствует углублению знаний, развитию творчества, познавательной активности, профессиональной ориентации школьников. Может иметь различные профили. Являясь особым подразделением учреждения образования, общеобразовательной школы, выступает одновременно как своеобразная часть музейной сети страны. Наиболее ценные музейные предметы его собрания необходимо ставить на учет в ближайшем или профильном государственном музее. Относится к группе негосударственных музеев (на основании Закона РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»). Управляется Советом музея, в который входят учащиеся, учителя, представители общественности. Действует на основании федерального Положения, местного Положения и собственного устава (положения).
Экскурсия музейная – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством специалиста (экскурсовода) по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью Э. м. является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями моторного характера: осмотр с разных точек, на различном расстоянии, в процессе перемещения в пространстве. Увиденное и услышанное на Э.м. усиливается благодаря общности эмоций, коллективности переживаний. Экскурсии делятся по широте тематики (обзорные, тематические); по целевой направленности (ознакомительные, учебные, уроки- экскурсии); по составу экскурсантов (для детей, взрослых, педагогов, ветеранов и др.). Развитие экскурсионного дела связано с внедрением новых форм работы (особенно с детьми): интерактивный, диалоговый и игровой характер экскурсии, использование театрализации и продуктивной деятельности (художественное творчество, различное проектирование), а также иных, учитывающих особенности и специфику детской психологии.
Экскурсия обзорная – экскурсия, во время которой дается общее представление о музее и его экспозиции. Имеет ознакомительный, отчасти поверхностный характер, в связи с чем некоторые специалисты музейного дела являются противниками экскурсий подобного типа.
Экскурсовод – сотрудник музея (член совета, актива школьного музея), специализирующийся на проведении экскурсий по музею. Э. – особая музейная профессия, имеющая свою специфику. Э. должен владеть темой, уметь работать с группой, иметь навыки общения с людьми разного возраста и характера, обладать необходимым артистизмом и психологической устойчивостью.
Экспедиция музейная – одна из основных форм работы музея в части комплектования его фондов. Э.м. предполагает основательную предварительную подготовку (определение целей и задач, составление программы, плана и маршрута и сроков экспедиции, изучение темы, круга проблем, литературы и источников в музеях, архивах и т. п., комплектование необходимого оборудование и снаряжения, распределение обязанностей в экспедиционной труппе и др.).
Экспозиционная работа – одно из основных направлений музейной деятельности, основным содержанием которой является организация и проектирование экспозиций. В процессе Э. р. музейные предметы становятся экспонатами, которые выстраиваются в определенную систему образов. При этом поставленная тема раскрывается при воздействии на познавательные и эмоциональные сферы посетителя. Включает проектирование экспозиции: разработка основных идей и содержания экспозиции, архитектурно-художественное решение (художественное проектирование). Помимо проектирования, в Э. р. входит реэкспозиция (частичная или полная смена музейной экспозиции), наблюдение за состоянием экспонатов и экспозиции, ее монтаж и демонтаж. Для школьного музея актуальна проблема взаимодействия детского актива и взрослых специалистов (педагогов, художников, дизайнеров и др.) в процессе подготовки экспозиции. Задача педагогов заключается в разумном использовании детского потенциала (идеи, проектные разработки, посильная помощь взрослым специалистам), чтобы не превратить музей в продукт творчества взрослых.
Экспозиционный комплекс – структурная единица экспозиции, включающая группу экспонатов, объединенных по содержанию и образующих целостную композицию для создания цельного эмоционального образа, Э. к. может включать в себя как однородные материалы (этнографическая коллекция, набор фотографий или документов), так и абсолютно разноплановые (например, мемориальный комплекс из вещевых и письменных предметов). Э. к. может считаться экспозиционный зал (комната), созданный по единому проекту и имеющий свой неповторимый облик.
Экспозиционный пояс – область стены экспозиционного помещения (а также любой вертикальной поверхности – стенда, витрины), наиболее удобная для обозрения. В пределах Э.п. обычно располагаются экспонаты небольшого формата – документы, фотоматериалы, вещи и др., которые удобно разглядывать с близкого расстояния. Нижняя граница Э. п. проходит на высоте 70-80 см от пола, верхняя – 2-2,5 метра. Границы пояса могут меняться в зависимости от объема экспонатов, возраста посетителей, на которых ориентирован музей. Ряд крупных экспонатов может располагаться за пределами Э. п.
Экспозиция ансамблевая – музейная экспозиция, в которой сохраняется или воссоздается реальная обстановка, связанная с историческим событием, жизнью или деятельностью конкретного человека или группы (социальной, этнической и др.). Благодаря этому каждый музейный предмет демонстрируется в обстановке, максимально приближенной к естественной среде бытования. Примером может служить интерьер жилого дома или хозяйственной постройки (в исторических и мемориальных музеях), комплекс архитектурных сооружений (в музеях под открытым небом, в музеях-усадьбах), биогруппа (в естественнонаучных музеях) и т. п.
Экспозиция монографическая – музейная экспозиция, посвященная деятельности одного лица, коллектива, раскрывающая одну достаточно узкую проблему, тему (история школы, предприятия и т. п.). Впервые появилась в литературных и театральных музеях.
Экспозиция музейная – часть музейного собрания, выставленная для обозрения. Иными словами – демонстрация музейных предметов. Критерием отбора предметов из музейной коллекции служат экспозиционный замысел и коммуникативные свойства будущих экспонатов. Одновременно является специфическим средством представления музейных исследований и одновременно произведением музейного искусства, в котором архитектурно-художественными средствами создается экспозиционный образ, раскрывающий тему. Э. м. представляет собой результат совместной деятельности ряда специалистов – экспозиционера, архитектора, художника, плотника и др. Является основой культурно-образовательной деятельности музея.
Экспонат – предмет, выставленный для обозрения. Является первичным структурным элементом экспозиции. В качестве Э. в музее могут выступать подлинные музейные предметы, их воспроизведения и научно вспомогательные материалы. Предмет, несущий в экспозиции особую смысловую, эмоциональную нагрузку, называется ведущим экспонатом. Он может выделяться на фоне других Э. при помощи различных архитектурно-художественных средств (обрамление, разность уровней, разрядка с помощью второстепенных материалов, использование цвета, особого фона, подсветки и др.).
Экспонент – лицо или учреждение, предоставляющее в музей для экспонирования принадлежащие им материалы. Передача Э. материалов музею оформляется актом приёма на постоянное или временное хранение.
Этикетка – текст в экспозиции, представляющий собой аннотацию (объяснительный текст), как правило, к отдельному экспонату. Содержит название экспоната, его атрибуционные данные и дополнительные сведения, зависящие от профиля музея и характера экспозиции. Один и тот же экспонат, будучи включенный в разные экспозиции, может иметь различные по содержанию и форме Э. Место, форма, цвет, размер и шрифт согласуются с другими элементами экспозиции и характером экспоната. Для решения образовательных, дидактических задач в музее может применяться этикетаж (совокупность этикеток) в виде вопросов, заданий и т. п.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методика музейной работы (основные направления и формы работы музеев внегосударственного финансирования) / Хабаров. краевед. музей им. Н. И. Гродекова.- Хабаровск , 2004.-184 с.