Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации в помощь педагогам организаторам поисковой и краеведческой работы (составлены на основе книги автора «Мы однажды придём в ваши сны. Алгоритмы поисковой работы.» Чебоксары, чг (стр. 18 из 30)

Назад в «Оглавление»

43.Что делать, если воин пропал без вести, но место и время неизвестны?

Действия исследователя в данном случае идентичны тому, что описаны в главе «Что делать, если воин погиб», но обстоя­тельства, место и дата гибели неизвестны?».

Назад в «Оглавление»

44.Что делать, если воин пропал без вести, но известна дата его пропажи?

Это достаточно частый случай в практике поисковой работы. Считать, что эта информация не дает никаких зацепок для поиска, было бы неверно. Исследователю наверняка будет полезно знать, что в соответствии с приказом Народного Ко­миссариата Обороны № 138 от 15 марта 1941 г. в списки пропав­ших без вести воин зачислялся через 15 дней после того, как в ходе очередной поверки не удавалось однозначно выяснить его судьбу. В ходе непрерывных боев возможность выполнить эту уставную процедуру выпадала не всегда. Не случайно у многих пропавших дата пропажи указывается на первое число какого-то месяца.

Дальнейшая задача исследователя — выясне­ние воинской части, в составе которой воевал и пропал без вести исследуемый воин, изучение ее боевого пути. Это направ­ление поисковой работы позволит исследователю максимально приблизиться к месту вероятной гибели воина, где наверняка всплывут многие подсказки для дальнейшего поиска.

Назад в «Оглавление»

45. Что делать, если воин пропал без вести, но известно место пропажи?

Исследователю крупно повезло! Можно и нужно расши­рить и углубить поиск. Прежде всего нужно указать, что в дан­ной ситуации возможны два основных направления поиска.

Во-первых, следует выяснить номер и наименование воинской части, в составе которой воевал и погиб (пропал без вести) воин. Исследователь должен с точностью до одного дня восстановить боевой путь этой части накануне, в момент и после гибели воина. Для этого нужно использовать любые возможности: справочники и военные энциклопедии, мемуары, источники в интернете, музеи, архивы и др. Наиболее содержательную информацию можно найти в ходе непосредственной работы исследователя с фондами ЦАМО.

Второй путь предполагает переписку со всеми заинтересованными организациями района гибели воина: с местной администрацией, военным комисса­риатом, отделом культуры, местными государственными, муни­ципальными и общественными музеями, редакцией районной газеты, местными школами, редакцией региональной Книги Памяти, местными поисковыми отрядами, местными краеве­дами и др. Иногда такая переписка завязывается с представите­лями самых неожиданных регионов, например, с поисковым отрядом из тылового региона, традиционно организующим поисковые экспедиции в район гибели исследуемого воина.

Совершенно не будет излишним и обращение во все органи­зации, создающие или имеющие базы данных безвозвратных потерь: фонд «Народная память», ассоциацию «Военные мемо­риалы», телепередачу «Забытый полк» и др. Цель всех этих обращений — уточнение возможного места гибели и захоро­нения воина. В данной книге Не затрагивается методика работы непосредственно на местах боевых действий, т.к. это — удел уже сформировавшихся поисковых объединений, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на проведение поисковых работ на местности и организуют специальную подготовку своих членов к полевой поисковой экспедиции.

Назад в «Оглавление»

46. Что делать, если воин погиб, но обстоятельства, место и дата гибели неизвестны?

Исследователю в ходе поиска придется проделывать одну и ту же работу по несколько раз. И в таком случае исследователю не миновать повторного обращения в ЦАМО. Алгоритмы поиска в данном случае и для исследователя, и для работников архива одни и те же. Первоначально необходимо выяснить номер и наименование воинской части, в которой воевал воин в момент гибели или накануне этого рокового события. Затем по доку­ментам безвозвратных потерь определить дату его гибели или дату, когда воин в последний раз был на поверке в этой части.

Дальше потребуется определение боевого пути части за данный период и восстановление хода боя, из которого не вышел воин.

На этом же участке фронта могли действовать и другие части (как в качестве приданных, так и совершенно отдельно). Иссле­дователю необходимо знать и потери этих частей. Ведь хоронили-то всех вместе, не подразделяя на отдельные полки и батальоны.

В принципе нужно знать, сколько было всего потерь на данной территории. Иногда бывает важно знать, сколько было потерь в этих местах и в другие периоды войны, ведь многие местности неоднократно переходили из рук в руки, многие местности проутюжены фронтом дважды — при отступлении и при осво­бождении. И в каждом случае — неизбежные людские потери.

При работе на местности часто приходится суммировать все наши потери за войну — ведь не всегда при опросе населения, раскопках и подъеме останков погибших в данной местности удается определить, к какому периоду войны можно отнести это заброшенное и неучтенное захоронение либо найденные в заплывшем окопчике останки неизвестного воина. Полезно знать и потери войск противника. Поисковики с опытом знают, как иногда трудно определить, чьи же это останки — наших воинов или солдат противника.

Дальнейшая работа на местности, подъем останков, проведение возможных раскопок в соответствии с действующим законодательством может проводиться только зарегистрированными поисковыми объединениями по согласованию с местными администрациями и военными комисса­риатами. Но это не значит, что индивидуальный исследователь не может участвовать в полевых поисковых работах.

Перво­начально, до накопления необходимого опыта, рекомендуется работа в составе одного из имеющих опыт поисковых объеди­нений или отрядов. Затем исследователь может создать свою поисковую группу (отряд, объединение) и по мере накопления опыта и по согласованию с местной администрацией плани­ровать поисковую экспедицию на местности в местах бывших боевых действий и вероятной гибели воина.

Назад в «Оглавление»

47.Что делать, если воин погиб, но обстоятельства гибели неизвестны?

См. «Что делать, если воин погиб, но обстоятельства, место и дата гибели неизвестны?»

Назад в «Оглавление»

48.Что делать, если воин погиб и известны место и дата его захоронения?

Исследователю повезло — он близок к конечной цели поиска. Ему остается лишь проверить эти сведения по другим источникам, выяснить состояние захоронения. Это можно про­верить по Книге Памяти региона. Для этого можно обратиться в библиотеку Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе (г. Москва), в центральную библио­теку региона, военный комиссариат региона или района, ре­дакцию Книги Памяти региона.

Уточнить необходимые адреса исследователю помогут поисковые объединения своего региона, в Чувашской Республике — поисковое объединение «Алые маки». Далее исследователю предстоит уточнить сохранность захоро­нения и посетить саму могилу либо организовать ее посеще­ние родными и близкими воина. (См. Как узнать, где и с кем вместе похоронен воин? Как и когда посетить могилу погибшего воина? Как участвовать во встрече ветеранов на месте гибели воина?).

Назад в «Оглавление»

49.Что делать, если воин умер от ран и известны дата и место захоронения?

Действия исследователя в данном случае те же, что и в предыдущем пункте. См. Что делать, если воин погиб и известны место и дата его захоронения?

Назад в «Оглавление»

50. Что делать, если воин умер от ран, но место захоронения неизвестно?

Самый простой способ выяснить это — расспросить старожилов среди родственников воина, односельчан. Возможно, кто-то помнит о том, в каком городе он лежал в госпитале(если вообще успел попасть в госпиталь и успел написать хотя бы одно письмо). Возможно, были письма от персонала госпиталя, от тех, кто лечился вместе с воином, от шефствовавших над госпиталем школьников и др. Если есть какая-то зацепка, нужно смело писать письмо-запрос в администрацию этого территори­ального образования, населенного пункта с просьбой уточнить место захоронения умерших от ран. Такое письмо непременно должно содержать примерную дату смерти воина, возможную рану и др. конкретизацию. Ведь нередко воинские захоронения устраивались так: заполнялось захоронение в одном выделенном для этого месте — открывалось следующее захоронение рядом или в другом месте. Как правило, захоронения примыкали к существовавшим гражданским кладбищам. Нередко получалось так, что в данное захоронение попадали только умершие от ран в конкретном госпитале.

Если же никакой информации о лечении воина в госпитале или его местонахождении, о месте захоронения умершего от ран воина не сохранилось, то можно порекомендовать обратить­ся в архивные учреждения и базы данных безвозвратных потерь. Задача исследователя — уточнить, в каком госпитале лечился на момент смерти воин (№ госпиталя), и где находился в это время (запрашивать необходимо место дислокации госпиталя) данный госпиталь. Может быть полезна и информация о преды­дущей и последующей дислокации госпиталя. Не исключено, что документы о смерти заполнялись по новому месту дисло­кации, а захоронение производилось до переезда госпиталя в другую местность. Такая информация может быть уточнена архивом Военно-медицинского музея МО РФ (191180 г. С.-Пе­тербург, Лазаретный переулок, д. 2). Также исследователь вправе обратиться с такой же просьбой в ЦАМО. Возможно, более оперативный и полный ответ можно получить, обратившись в поисковые объединения, в передачу «Забытый полк» и др.