Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации в помощь педагогам организаторам поисковой и краеведческой работы (составлены на основе книги автора «Мы однажды придём в ваши сны. Алгоритмы поисковой работы.» Чебоксары, чг (стр. 4 из 30)

Можно порекомендовать составить на населенный пункт небольшую справку по его принадлеж­ности к разным административно-территориальным образова­ниям. Для этого лучше всего воспользоваться справочником «Населенные пункты Чувашской АССР» под редакцией В АНес-терова.

Следующее, что Вы должны знать — каким военкоматом и когда был призван на фронт. В поисковой литературе Вы встретите устоявшийся термин — военкомат призыва или РВК призыва. Здесь также нужно помнить, что до и в период войны названия и границы районов республики значительно отли­чались от сегодняшних.

Нельзя забывать и о правописании — ведь названия не всегда писались одинаково, да еще нужно дать людям и право на ошибку. Кто-то в своих анкетных данных наряду (или вместо!) с официальным русским названием мог использовать чувашское, татарское или мордовское. Кроме этого, мы должны предположить, как может расшифровать небрежно написанное либо плохо сохранившееся название человек, не владеющий сведениями о местной топонимике.

Намного облегчит поиск наличие сведений о военном звании исследуемого. Понятно, что оно не было одинаковым на про­тяжении всей войны. Воин наверняка «рос» в звании. Особенно это было возможно для тех, кто имел хотя бы гражданское среднее специальное либо высшее образование. Но и понижение в звании в годы войны далеко не исключение. Не выполнил батальон приказ, не взял высоту к назначенному времени (а ты попробуй это сделать с полуголодными уставшими от мно­годневных боев и мороза бойцами под кинжальным огнем пулеметов противника!), вот уже ты и не комбат, и не старший лейтенант. Указывая военное звание, необходимо уточнить, на какую дату воин был в этом звании.

В условиях войны для обеспечения секретности передвижения войск почтовые отправления адресовались не конкретной воинской части, а обслуживавшей ее ППС — полевой почтовой станции. Знание номера ППС бойца накануне его гибели значительно ускорит поиск сведений о нем. Узнать же номер ППС можно из содер­жания последних писем бойца семье, близким или знакомым (обычно каждое письмо завершалось припиской о том, на какой адрес писать впредь), адрес мог сохраниться на конверте (хотя письма с фронта чаще всего писались на «треугольниках»), на

конверте письма на фронт, вернувшемся обратно в связи с выбытием (гибелью) адресата, в блокнотах и записных книжках тех, кто переписывался с бойцом и т.д. Проще выяснить данные о родственниках воина до войны. Обычно указывались самые близкие люди, кому надлежало сообщить в случае его гибели. Это, как правило, были мать, отец, жена, муж (если воевала жена, а невоеннообязанный по какой-то причине муж оста­вался в тылу), старшие дети. Эти сведения в документах во­инских частей фиксировались вместе с данными об их месте жительства, поэтому Вам необходимо выяснить и записать точ­ный довоенный адрес родственников. Пожалуй, это минималь­ный перечень сведений, который неминуем при обращении в любой архив.

Назад в «Оглавление»

6. Не поздно ли начать поиск?

Любой исследователь понимает: каждый ушедший из жиз­ни ветеран, каждое выцветшее письмо, каждый несохранив-шийся документ многократно снижает результативность поиска. Но вместе с тем в связи с лавинообразным развитием ин­формационных технологий также повышается и возможность получения планируемых результатов исследования судеб погибших и пропавших без вести защитников Отечества. Это развитие сопровождается беспрецедентным открытием для исследователей ранее сверхзасекреченных архивных фондов ФСБ, МО, МВД и др. Причем с каждым днем уменьшается время на обработку больших массивов информации. Если раньше подобный поиск требовал многих месяцев работы исследователя, то сегодня компьютер может выдать эту информацию за считанные секунды. Отсюда и ответ на поставленный вопрос: не поздно. Не поздно и завтра, не поздно и послезавтра. Но все же лучше сегодня — тогда у Вас есть шанс успеть встретиться еще с каким-то здравствующим участником исследуемых со­бытий, шанс сберечь для себя и истории какие-то докумен­тальные реликвии тех лет.

Всё же я туда вернусь, постучусь в ту дверь.

Ведь не зря я обещал: «Я вернусь, ты верь

…Обжигает щеку слеза –

На погост провожаем солдата.

Неизбежна пусть эта судьба,

Отодвинуть бы только дату…

Назад в «Оглавление»

7. В какой последовательности вести поиск?

Как бы ни хотелось исследователю получить желаемый результат поиска, он не всегда подчиняется воле человека. Иногда годами не удается выяснить простейший вопрос, в то же время совершенно неожиданно без каких-либо усилий решается сложнейший вопрос исследования. Опыт поисковой работы подсказывает: нельзя отказываться от единовременного поиска по всем возможным направлениям, углубляя те из них, которые оказываются более результативными, доступными, достоверными, значимыми и др.

Конечно же, задача иссле­дователя — максимально быстро приблизиться к восстановлению картины боя, в котором погиб либо пропал без вести воин. Именно точное знание всего, что происходило во время того боя (слово «бой» в данном случае использован условно, т.к. воин мог пропасть без вести и в период затишья между боями, и во время марша, и во время отдыха), где располагался каждый сол­дат, какую задачу должен был выполнять, как менялось их рас­положение, их действия, поставленные им цели и задачи, была ли выполнена боевая задача воинского подразделения, удержало оно линию фронта или нет, сумело эвакуировать раненых и убитых или нет, — позволяет исследователю сделать взвешенное предположение о дальнейшей судьбе воина: мог погибнуть в бою, но не быть официально захороненным, наспех выполнен­ное похоронной командой захоронение могло затеряться в ходе войны и послевоенных лет, могли затеряться или вообще не сохраниться соответствующие документы.

Воин, получивший тяжелое ранение, без документов мог быть эвакуирован в тыло­вой госпиталь и умереть там, не приходя в сознание. Не исклю­чено, что воин попал в плен противника. К сожалению, такова доля значительной части пропавших без вести. В какие лагеря для военнопленных свозили германские войска плененных в этом районе советских солдат, куда, когда и в какие лагеря переводили позже — эти вопросы неизбежно встанут перед исследователем, решившим непременно разгадать тайну судьбы пропавшего без вести воина.

Назад в «Оглавление»

8.Как узнать дату рождения воина?

Дата рождения воина используется практически при любом действии, связанном с исследованием судьбы погибшего или пропавшего без вести.

Как правило, выяснить ее не представляет особого труда.

Прежде всего необходимо опросить его родственников. Нередко точный ответ могут дать односельчане старшего возраста. Иногда при этом используется метод сравнения: «Он был на 5 лет старше моего брата», «Он родился в голодный год» и т.д. Если исследователю доступен том Книги Памяти, в который включен исследуемый воин, то дату рождения можно выяснить по ней.

Возможна ситуация, когда в Книге не указана вовсе дата рождения или она по какой-то причине вызывает у исследователя сомнения. Тогда можно проверить по подворной книге 40-ых годов, хранящейся в местной администрации (см. Что можно узнать в местной администрации?). Конечно же, окончательный вывод можно сделать после того, как исследователь увидит запись в первой части метрической книги, где фиксировались сведения о ро­дившихся. Для этого необходимо узнать, на территории какого церковного прихода находился населенный пункт, в котором родился данный человек.

Метрические книги церквей, дейст­вовавших на территории нашей республики, в основном хранятся в фондах Центрального государственного архива Чувашской Республики. Исследователь для знакомства с ними должен письменно обратиться к директору архива с указанием темы исследования и обоснованием необходимости их изучения.

В метрической книге кроме непосредственно даты рождения можно выяснить первоначальное имя (имя могло быть изме­нено впоследствии, записано в документах не по крещению и др.), звание, имя, отчество и фамилии родителей, их вер­оисповедание, звание, имя, отчество, фамилии воспреемников (крестных). В этой же книге, но за другие годы, можно выяснить сведения о бракосочетании (если бракосочетание производилось в церкви). В этом случае указывалась дата бра­косочетания, звание, имя, отчество, фамилия жениха и не­весты, их возраст, которым браком регистрируются, кто был поручителем (обычно свидетелей было по 2 человека со стороны жениха и невесты).

Мне не раз приходилось встречаться со случаями, когда неточность в дате приводила к усложнению проблем. Например, фамилия моего отца — участника войны попала в Книгу Памяти Чувашской Республики как пропавшего без вести в январе 1945 г., хотя он вернулся с фронта и всю послевоенную жизнь прожил в Цивильском районе, только из-за того, что в каких-то документах по безвозвратным потерям ему ошибочно была указана другая дата рождения.