Аспекты изучения I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося. | Диагностические средства 2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости. 3. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка. 4. Школьный тест умственного развития (ШТУР) 5. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 6. Педагогическое наблюдение. |
II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося. | 1.Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности. 2.Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности. 3.Методики Б. П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся. 4.Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 5.Педагогическое наблюдение. |
III. Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося. | 1. Методика выявления коммуникативных склонностей. 2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 3 .Педагогическое наблюдение. |
IV. Сформированность эстетического потенциала личности учащегося. | 1. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 2. Педагогическое наблюдение. |
V. Сформированность физического потенциала личности учащегося. | 1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся. 2. Выполнение контрольных нормативов в беге на 30 метров, шестиминутном беге, прыжках в длину с места, подтягивании (юноши), поднимании туловища (девушки). 3. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. |
VI. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе | 1. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью». 2. Методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении. |
VII. Сформированность общешкольного коллектива. | 1. Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива (СПСК)». 2. Методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления». 3. Методика Л. В. Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия. |
Обработка и интерпретация результатов исследования. После проведения исследования испытуемых создается рабочая группа для обработки и интерпретации результатов изучения. Она состоит из трех-четырех человек. В нее входят, как правило, школьный психолог, социальный педагог, заместитель директора школы по воспитательной работе. После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы.
I. Методики для изучения процессов и результатов развития личности учащегося:
1.1. Методика «Пословицы».
(разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале
1балл — согласен в очень незначительной степени;
2балла — частично согласен;
3 балла — в общем согласен;
4 балла — почти полностью согласен;
5 баллов — совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
1 а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом;
г) что за честь, коли нечего есть.
2.а) не хлебом единым жив человек;
б) живется, у кого денежка ведется;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живет, тот долго живет;
г) жизнь прожить — не поле перейти.
4. а) бояться несчастья и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги — дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.
5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого Бог бережет;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.
6. а) всяк сам своего счастья кузнец;
б) бьется как рыба об лед;
в) хочу — половина могу;
г) лбом стены не прошибешь.
7. а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживешь, так и прослывешь;
г) выше головы не прыгнешь.
8. а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди — всё, а деньги — сор;
г) деньгам все повинуются.
9. а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу, как живется, а не как люди хотят;
в) от народа отстать — жертвою стать;
г) никто мне не указ.
10. а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
в) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело — сторона.
11 а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
12 а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все — соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) черный день придет — приятели откажутся.
13. а) ученье — свет, не ученье — тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
14. а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон — паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где тверд закон, там всяк умен;
г) закон — что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных данных. Текст методики, содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
1) а, в — духовное отношение к жизни,
б, г — бездуховное отношение к жизни;
2) а, в — не значимость материального благополучия в жизни,
б, г — материально благополучная жизнь;
3) а, в — счастливая, хорошая жизнь,
б, г — трудная, сложная жизнь;
4) а, в — оптимистическое отношение к жизни,
б, г — пессимистическое отношение к жизни;
5) а, в — решительное отношение к жизни,
б, г — осторожное отношение к жизни;
6) а, в — самоопределение в жизни,
б, г — отсутствие самоопределения в жизни;
7) а, в — стремление к достижениям в жизни,
б, г — отсутствие стремления к достижениям в жизни;
8) а, в — хорошее отношение к людям,
б, г — плохое отношение к людям;
9) а, в — коллективистическое отношение к людям,
б, г — индивидуалистическое отношение к людям;
10) а, в — эгоцентрическое отношение к людям,
б, г — эгоистическое отношение к людям;
11) а, в — альтруистическое отношение к людям,
б, г — паритетное отношение к людям;
12) а, в — значимость дружбы,
б, г — не значимость дружбы;
13) а, в — значимость ученья,
б, г — не значимость ученья;
14) а, в — значимость труда,
б, г — не значимость труда;
15) а, в — значимость соблюдения законов,
б, г — не значимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов
· (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2)
· отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».
Основной принцип оценивания полученных результатов — сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» — об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.