Речь приобретает эмоциональный, экспрессивный характер при параллельной связи, когда предложения не развиваются одно из другого, а сопоставляются. Каждое последующее предложение развивается по типу предыдущего. Не случайно параллельная связь очень часто дополняется фигурами речи, усиливающими ее выразительность, например анафорой (единоначатием): "Это было в День Победы. Это было в солнечном городе, в сквере, где буйная зелень, яркие цветы и веселые ребятишки — все говорит о весне и жизни. Это было там, где над братской могилой горит вечный огонь" (Известия).
Логичность речи на уровне текста проявляется в умело построенной композиции. Представление о композиции как логике развития темы возникло в древности. Законы композиции во многом определяются конкретным жанром произведения, но трехчастное построение речи (вступление, основная часть, заключение) — почти универсальный закон конструирования нехудожественного текста.
Вступление предполагает введение в тему, ознакомление с предметом речи. Основная часть содержит развитие основной мысли, намеченное во вступлении. Здесь непосредственно и разносторонне раскрывается тема, решаются поставленные проблемы, сообщаются основные сведения, суть дела. В заключении обычно подводится итог, формулируются со всей определенностью выводы, суммируется сказанное.
Текст создается в соответствии с композиционными особенностями преобладающего в тексте типа речи: повествования, описания, рассуждения. Повествование - это рассказ о развивающихся действиях, событиях. Описание — словесное изображение предмета, явления действительности. Рассуждение — изложение и доказательство какого-либо мнения. Деление речи на эти типы достаточно условно, потому что в реальной речевой практике они часто употребляются и взаимодействуют в одном тексте. Значит, можно говорить лишь о преобладании какого-то одного из типов в каждом конкретном тексте. Поскольку с точки зрения структуры тексты всех трех типов речи делятся на три части, постольку работу над текстом можно рассматривать в три этапа: а) работа над содержанием введения (I), б) основной части (2) и в) заключения (3). Каковы особенности содержательного наполнения каждой из частей?
Композиционные особенности разных типов речи
Повествование | Описание | Рассуждение | |
1 | Время, место, действующее лицо | Общее представление о предмете, явлении | Введение в тему, ознакомление с предметом речи |
2 | Развитие действия - его наглядное представление, ведущее к кульминации. Прямое развитие - от завязки к развязке; обратное - от развязки события к его развитию. | Описание отдельных частей в порядке убывающей важности (для неодушевл предметов). Описание характерных черт и действий (для людей). | Тезис (мысль, которую следует доказать) и аргументы, подтверждающие тезис. Количество аргументов зависит от темы текста, его объема, желания и возможностей автора. |
3 | Развязка, завершение события | Авторские чувства, оценки, мысли по поводу изображаемого | Следствие из тезисов, подведение итогов размышлений. |
Цельность, стройность логической организации текста, выраженные переходы от одной части к другой помогают создать внутренне стройный и завершенный текст. Цельность тексту придает наличие главной мысли. Развитие ее в тексте происходит через развитие микротем (звеньев главной мысли). Показателем перехода от одной микротемы к другой служит абзац. Разделение текста на абзацы облегчает его восприятие и понимание.
Противоречивость высказываний, нарушение последовательности изложения, отсутствие переходов от одной части к другой, ошибки в выборе средств межфразовой связи неизбежно приводят к разрушению логичности текста в целом. Все это мешает тексту выполнять коммуникативную функцию и затрудняет процесс общения.
Виды логических ошибок (алогизмов)
Вид ошибки | Ошибочки употребление: |
Утверждение взаимоисключающих понятий | - Всем особенно понравился дуэт баянистов Манюгина. Кузьмина, Торопова. |
Смешение плана изложения | - В семье Татьяну Ларину не понимали. Она часто сидела у окна |
Сопоставление логически неоднородных понятий | - Кругом, кроме трупов, ни живой души. |
Неверное установление причинных связей | - Отсутствие спортивных площадок приводит к тому, что некоторые подростки портят стены, бьют стекла. |
Неправильный выбор средств связи - между частями высказывания - между высказываниями | - Сейчас в Москве 14-16 (градусов, а в Санкт-Петербурге тоже 14-16. - Человечеству удастся избежать ядерной войны. Но зашита природы, помощь малоразвитым государствам все же необходима. |
Между тем алогизмы могут использоваться в стилистических целях в художественном и публицистическом стилях, например, как средство создания комического эффекта: "Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну и поговаривали даже, что был представлен к звезде, впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал по тюлю" (Н.В.Гоголь). Алогизм может быть положен в основу произведений юмористического или шуточного характера: анекдотов, афоризмов, басен и пародий.
Логичность как общее коммуникативное качество свойственно текстам любых функциональных стилей. Но проявляется это речевое качество весьма
специфично — в зависимости от конкретных условий коммуникации. Требования, предъявляемые речи со стороны ее логичности, особенно высоки в научном стиле. Научное изложение наиболее жестко подчинено законам логики, что будет показано далее.
Практическое занятие №5
Задание 1. Прочитайте отрывок из путевых очерков Н.Д.Телешова «За Урал». Определите тип речи. Укажите вид связи между предложениями, назовите его лексические, морфологические и синтаксические средства связи. Можно ли говорить о цельности композиции в этом отрывке? Если да, то назовите завязку – развитие действия – кульминацию – развязку. В чем особенности композиции этого текста?
Кто не знает, кто не слыхал о Демидовых, простых тульских кузнецах, потомки которых располагают громадными миллионными средствами и носят титул князей Сан-Донато?..
Родоначальником этой фамилии был Никита Демидович Антуфьев, тульский кузнец из крестьян. О первой встрече с царем Петром I которая послужила началом его обширной деятельности, рассказывают следующие подробности.
Проездом через Тулу Петр велел починить испортившийся пистолет работы знаменитого оружейника Кухенрейтера. Когда кузнец (Демидов) исправил его и принес царю, тот обратил внимание на великолепную работу и пожалел, что у него нет мастеров, чтобы делать такое оружие.
- И мы, царь, против немца постоим! – сказал Никита.
Царь уже не раз слышал эти ненавистные слова, это «закидаем шапками» от своих московских бояр, к тому же он выпил анисовки и его ретивое не стерпело: он ударил в лицо Демидова и закричал:
- Ты, дурак, сначала сделай, а потом хвались!
- А ты, царь, сначала узнай, а потом дерись! – ответил Никита и подал Петру сделанный им новый пистолет, нисколько не уступавший по работе заграничному.
Горячий царь смилостивился и извинился перед кузнецом.
Задание 2. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу средства связи.
Ораторская речь содержит элементы книжных стилей,… она готовится книжно-письменным источником. … от рода и вида речи в … используются элементы публицистического, научного, делового и художественного стилей, …, как правило ораторская речь включает в себя элементы разных книжных стилей. … ведущим в основном остается публицистический стиль. …, хотя ораторская речь и готовится по книжным источникам, произносится … вслух … неизбежно использование с публичных выступлениях элементов разговорного стиля, … теснейшим образом связан с устной формой речи. …, выражается в привлечении разговорных слов и фразеологизмов, в использовании вопросительных, восклицательных, простых по конструкции предложений. …, оратор стремится избегать причастных и деепричастных оборотов и чрезмерно длинных предложений. …, ораторская речь образуется соединением книжного и разговорного стилей.
Задание 3. Продумайте композицию текстов на предложенные темы.
1.Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б.Васильев). 2. В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных (Ф.Бэкон). З.Нация рушится изнутри, если ее граждане начинают просить у правительства то, что могут получить сами (Р.Рейган).
Чистота речи
Чистота речи — отсутствие чуждых литературному языку элементов и слов, отвергаемых стилистическими, этическими, нравственными нормами.
Виды нарушений чистоты речи
Нарушения | Примеры |
Языковые средства свойственные местным говорам: — диалектизмы — просторечные элементы | -фонет. : [и]сть. об[ш]ежитиее. ше[ш]надцать граммат : свет(ат). ходю[т '] лексич: : баской, вехотка. литовка; -фонет : голу[п]. транвай, тролебус. шофер граммат.: ложись. бигудя в волосах лексич: ляпнуть, проныра, сперва |
Слова и словесные обороты узкой сферы употребления: - жаргонизмы - арготизмы | -клёвый,. крутой, повороты, прикид -замочить, ксива, малина, шлепнуть |
Иноязычные выражения, неоправданно включаемые в речь — варваризмы — "вкрапления" на латинице | -фонетич.: плей-офф. уикенд -граммат.: костюм от Версачи. Горбачев-фонд -лексич.: .консалтинг, легитимный, сингл -р1ау-раrty,. a 1а саrtе. Сгistmas, witefish |
Часто повторяемые слова, чуждые задачам общения — слова-паразиты | - вот, как бы, короче, ну это, это самое |
Грубые слова и выражения — вульгаризмы | - жрать, пузо. рыло, стерва, шваль |
Сквернословие | -нецензурные слова и выражения |
Экстралингвистические условия сохранения чистоты речи: высокая культура, хороший языковой вкус, развитые речевые навыки, критическое отношение к своей речи.