Смекни!
smekni.com

по истории На тему: Суйда в годы Великой Отечественной войны (стр. 2 из 3)

сопротивление наших бойцов 9 сентября 1941г. пала Гатчина. Немецкие войска прорвали оборону наших войск в другом месте, поэтому был получен приказ об отступлении с Пижемских рубежей.

2.2.Оккупация.

С приходом фашистов многие жители Суйды и окрестных населённых пунктов ушли в леса. Немцы издали специальный указ о немедленном возвращении мирного населения домой. Иначе, предупреждали они, все будут расстреляны. Страшно было возвращаться, но пришлось.

Наш населенный пункт состоит из двух поселков и нескольких деревень, объединенных одним названием Суйда. В поселке Высокоключевой, который находится справа от железной дороги, расположились эсесовские войска. На улице Вокзальной находилась комендатура. В поселке Суйда, который находится слева от железной дороги, находились регулярные войска. Старожил Суйды Мария Исааковна Эглит вспоминает, что немцы в Суйде вели себя довольно спокойно и мирно. Они помогали женщинам колоть дрова, носить воду. Иногда давали кое-какие продукты. Угощали сладостями детей.

По-другому было в поселке Высокоключевой. Зоя Ивановна Ефимова в те годы была маленькой девочкой. Она вспоминает, что старалась следить за тем, чтобы дети не попадались на глаза немцам. В декабре 1943 года перед Рождеством из Германии пришел состав с подарками из Германии для фашистов. Несколько наших жителей, не подумав, решили «поделиться» с немцами. Немцы заметили кражу. Провели повальный обыск, и нашли продукты. Затем устроили показательный расстрел.

Многие старожилы вспоминают такой случай. В конце августа 1941г. в деревне Мельница, расположенной в двух километрах от Суйды, был найден убитый немецкий патруль. На следующий день согнали жителей Суйды, пос. Высоко-Ключевой, села Воскресенского в деревню Мельница и расстреляли 16 мужчин, в отместку за убитого солдата.

В 1943г. Часть жителей Суйды и окрестных деревень фашисты отправили на принудительные работы в Литву и Германию. Это были преимущественно молодые женщины и дети. Впоследствии многие благополучно вернулись на родину.

8

Финское население нашего края было вывезено оккупантами в Финляндию. Возвращение на Родину стало возможным только после победы в Великой Отечественной войне. Однако, до 1953-55гг. финнам не разрешалось вернуться на суйдинскую землю. Позорное клеймо местных жителей, находившихся в оккупации, ещё долго преследовало их и заставляло скрывать правду об этом периоде своей жизни. В их документах в специальной графе была сделана запись - находился на территории, временно оккупированной врагом. Именно она долгие годы не давала нашим односельчанам возможностей прописаться в Ленинграде или поступить в высшие учебные заведения. Но и сегодня, спустя десятилетия, не все из них охотно рассказывают о днях, проведённых в оккупации в Суйде или в других местах.

Особая благодарность всем, кто поделился своими воспоминаниями о днях войны, кто вписал своё имя в местную историю.

2.3.Погост.

1 октября, среда (102 день войны). Завершился первичный этап разграбления немецко-фашистскими захватчиками имущества колхоза «Дружный труд» в деревне Погост Воскресенского сельсовета, одного из 170 колхозов Красногвардейского района. Особо он ничем не выделялся, рассказываем о нём потому, что в материалах районной комиссии по установлению ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками, о нём содержится больше сведений, благодаря показаниям В. Д. Дмитриева, впоследствии одного из первых в районе героев Социалистического труда. Колхоз в деревне Погост образовался в апреле 1935г., объединял 46 крестьянских дворов с 80 трудоспособными колхозами, имел 297 гектаров земли из них пахотной - 112 га, 20 голов крупного рогатого скота, 26 лошадей, 200 кур.1 Жили люди не так, чтобы с шиком, но в достатке, жили своими крестьянскими заботами, большими и малыми

радостями, а бывало и печалями. И тут война. В августе она ворвалась в деревню, громыхая гусеницами вражеских танков и изрыгая свинцовый дождь из пулемётов и огонь из жерл орудий, ворвалась огромной ордой свирепых грабителей.

Привожу краткую хронику грабежа колхоза немецкими оккупантами с 19 августа по 30 сентября: 19 августа - разграблен магазин № 7 Воскресенского сельпо, убыток составил свыше 10 тысяч рублей. С 20-22 августа - выловлены все 200 кур птицефермы, зарезаны и увезены 5 коров, 7 нетелей, 6 тёлок, 1 бык, 2 барана. 20-31 августа - вывезено 170 тонн заготовленного на зиму сена. До 1 октября - вывезены скирды необмолоченной ржи с 9 гектаров, овса - с 10 гектаров. До 1 октября вывезены из хранилищ и полей 400 тонн картофеля, 15 тонн капусты, свёклы, моркови, солёных огурцов и других овощей1. И это были ещё цветочки -всего-навсего налёт передовых отрядов грабителей - фуражиров боевых частей. Затем пришли специалисты «Экономической комиссии» группы армий «Север», народились органы оккупационной администрации и «местного самоуправления». Всё было учтено, подсчитано, реквизировано, обложено; введены грабительские налоги и система обязательной сдачи сельхозпродуктов.

А как изощрённо и беспощадно грабили крестьян, особенно с октября 41-го, когда немецким солдатам было разрешено посылать в Германию посылки с продовольствием! Солдаты ходили по деревне с мешками, отнимая у крестьян последнее, избивая и запугивая каждого, кто пытался противостоять им.

Грабёж и разорение продолжались все годы оккупации. А когда в январе 1944г. Немцы начали убегать, то принялись увозить с собой всё, что было можно, а что невозможно - сжигали и взрывали. В акте районной комиссии по учёту ущерба, нанесённого немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками колхозу «Дружный труд», определена сумма

ущерба. С учётом потерь возможной выгоды от производства продуктов земледелия и животноводства за 3 сельхозгода, он составил 4127089 рублей. В 1936г. такая сумма составляла половину бюджета всего района. Возникает вопрос: возместила ли Германия колхозникам восстановленного после войны колхоза «Дружный труд» хотя бы часть средств, разграбленных в годы оккупации.

2.4. Концлагерь

Некоторые задержанные фашистами жители нашего поселка были направлены в лагерь, расположенный в селе Рождественно. Первая партия советских военнопленных составляла 8 тысяч человек. Вместе с ранее пригнанными 5 тысячами гражданскими лицами, число узников концлагеря достигло 13 тысяч. Условия их содержания были ужасными, в день выдавалось всего ЮОг хлеба и банка жидкой баланды из гнилых капустных листьев. Из-за голодного психоза появились случаи людоедства. В декабре 1941 г лагерное начальство за каннибализм повесило 7 военнопленных. Местным жителям из окон домов хорошо было видно, как издевалось лагерное начальство над людьми, как увозили трупы умерших, как расстреливали очередную партию заключенных.

Концлагерь действовал до середины 1943 г. В нём от жестокого обращения, нечеловеческих условий жизни и болезней погибло около 5 тысяч военнопленных и 3.6 тысяч гражданских лиц. Из этих 8.5 тысяч погибших, 4160 человек умерли от сыпного тифа.

К 60-летию Победы над фашистской Германией на месте лагеря был создан мемориал в память о погибших.

2.5.Сопротивление (М. В. Олейникова.)

В посёлке Высоко-Ключевой жила Марианна Васильевна Олейникова, которая была связана с Гатчинским подпольем. Незадолго до войны она поселилась с матерью в доме №30 на Вокзальной улице, на окраине посёлка, за которым начиналось поле, и шёл небольшой лесок.

Женщины любили цветы, и даже в годы оккупации Марианна Васильевна и Мария Прокофьевна старательно ухаживали за садом. Весной дом утопал в цветах сирени, летом клумба превращалась в яркий цветочный ковёр, Казалось, что война обошла этот уголок. Но это только казалось.

М. В. Олейникова - одна из самых ярких фигур Гатчинского антифашистского подполья.

Вот, что написал житель Ленинграда, ныне покойный Сергей Михайлович Васильев:

«В годы войны я жил в посёлке Высоко-Ключевой. В один из моих приездов в Гатчину Фёдор Степанович Шатров, учитель из города Пушкина, познакомил меня со своим бывшим учеником Игорем Рыбаковым, работавшим переводчиком у коменданта Гатчины.

Шатров сказал мне, что Рыбаков - честный советский человек, и мы найдём с ним общий язык. Однажды, осенью 1942г, Рыбаков сообщил, что знает людей, готовых бороться против фашистов, и предложил мне принять участие в работе подпольной партизанской группы, предупредив, однако, что я не буду пока знать никого из подпольщиков, кроме него, Рыбакова. В этой группе имелись подпольные радиоприёмники, по которым регулярно принимались сводки Совинформбюро и через надёжных людей распространялись среди населения»1.

В декабре 1942г. Рыбаков сообщил Ф.С. Шатрову, что в его руках была секретная сводка службы СД по району Гатчина - Сиверская, в которой в частности указывались фамилии предателей, завербованных фашистами для

1 И.Г.Любецкий, Цитадель под Ленинградом, Ленинздат 1992г, с - 170.

12

слежки за местным населением в посёлке Высокоключевой. Рыбаков назвал имена гитлеровских агентов и просил предупредить жителей посёлка, чтобы они остерегались этих людей. Эти сведения были напечатаны в листовках, которые передал Игорь Федору Степановичу. Листовки были написаны на русском и на немецком языках. Последние подбрасывались гитлеровским солдатам.

Весной 1942г. Рыбаков назвал Шатрову руководителя Гатчинской подпольной организации. Это был Николай Васильевич Разумихин.

В мае того же года Федор Степанович имел конспиративную встречу с Разумихиным и Рыбаковым. Они предложили ему стать связным с группой патриотов на станции Суйда. Возглавляла эту группу зубной врач М. В. Олейникова.

Дом Олейниковой, стоявший на краю посёлка, оказался удачным местом для организации перевалочного пункта для военнопленных, уходивших в партизанские отряды. Многие беглецы из лагерей находили себе приют у Марианны Васильевны. Здесь подпольщики встречались с представителями партизан. М. В. Олейникова передавала им продукты одежду, собранную у населения, медикаменты и перевязочный материал. Последнее она получила от главного врача Гатчинской городской больницы Николая Александровича Поклонова, руководителя подпольной группы врачей. Никто не мог подумать, что в доме, который находится напротив комендатуры, могут проходить конспиративные встречи, скрываться партизаны.