Филистимляне, перейдя границу Израиля, расположились лагерем у города Сокхоф. Саул двинулся навстречу филистимлянам, преграждая им путь в свое государство. Обе армии расположились в боевой готовности на двух холмах друг против друга. Ни та, ни другая сторона не решались первыми вступить в бой; тогда из лагеря филистимлян на долину, разделяющую оба лагеря, вышел воин богатырского телосложения по имени Голиаф. Закованный в тяжелый панцирь, вооруженный громадным мечом и длинным копьем, он приблизился к израильским отрядам и закричал: “Зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами…” (1 Цар. 17:8-9). Разумеется, среди воинов Саула не нашлось ни одного храбреца, который решился бы на поединок с этим исполином. Убедившись, что никто не хочет сражаться с ним, Голиаф выкрикивал израильтянам всевозможные оскорбления. Так продолжалось в течение сорока дней. Саул был бессилен что-либо сделать. Смельчаку, который примет вызов Голиафа, он обещал большую награду, освобождение от налогов и руку своей старшей дочери. Но великан внушал всем такой ужас, что смельчаков не находилось.
Среди израильских воинов было три старших сына Иессея. Однажды Иессей позвал Давида, дал ему продуктов и послал в израильский лагерь навестить своих братьев. Давид пришел к месту сосредоточения войск как раз в тот момент, когда Голиаф насмехался над трусостью израильтян и оскорблял их Бога. Возмущенный его наглостью, Давид воспылал любовью к Богу и решил наказать необрезанного филистимлянина. О своем намерении выйти на поединок с Голиафом Давид сказал своим братьям и рядом стоящим воинам. Братья, опытные воины, высмеяли его, а когда он продолжал стоять на своем, разгневались не на шутку и велели ему немедленно возвращаться домой к своим овцам. Слух о храбром пастушонке распространился среди воинов и дошел до царя. Саул позвал Давида в свой шатер и по-отечески сказал ему: “Не можешь ты идти против этого Филистимлянина; чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей.” Но Давид стоял на своем. Видя такую решительность храброго юноши, Саул согласился и сказал ему: “Иди, и да будет Господь с тобою” (1 Цар. 17:33:37). Царь надел на него свою броню и шлем, опоясал его своим мечом и велел ходить по шатру, чтобы убедиться, сможет ли Давид двигаться в тяжелых доспехах. Но Давид почувствовал себя в них неловко и заявил, что предпочитает сражаться в своей обычной пастушеской одежде. Тогда Саул разрешил ему поступить так, как он хочет. Взяв свой пастушеский посох, пращу и сумку, Давид отправился в долину, где в это время находился Голиаф. По пути он остановился у ручья, выбрал себе пять гладких камней и положил их в сумку. С этими доспехами и с надеждой на помощь Божию он смело пошел навстречу Голиафу. Когда Голиаф увидел юного Давида, с, посохом в руках, он не мог удержаться от смеха и презрительно крикнул ему: “Что ты идешь на меня с палкою [и с камнями]? разве я собака?” (1 Цар. 17:43). Но тут он, наверное, решил, что израильтяне делают из него посмешище, прислав к нему подростка. Ругаясь и проклиная Давида своими богами, он грозился бросить тело смельчака хищным птицам и зверям. В ответ на поток оскорблений Давид сказал своему противнику: “Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя... и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле... и что не мечом и копьем спасает Господь.” (1 Цар. 17:45-47). На обоих холмах воцарилась напряженная тишина. Филистимляне с нетерпением ждали, когда их непобедимый великан нанесет противнику смертельный удар, а израильтяне с чувством сожаления следили за отважным юношей, который с такой наивной самоуверенностью шел навстречу неминуемой смерти. Голиаф, держа в руках копье, готовился к удару. Уверенный в своем превосходстве, он даже не следил за движениями своего противника. Давид тем временем быстро достал камень из сумки, вложил его в пращу, стремительно побежал навстречу богатырю и изо всех сил бросил камень из пращи. Камень, просвистев в воздухе, вонзился в лоб Голиафа, и тот беспомощно рухнул на землю. Давид мгновенно бросился к оглушенному великану, схватил его огромный меч и одним ударом отрубил ему голову. Неожиданное поражение вызвало в лагере филистимлян невообразимую панику. Израильтяне, воспользовавшись замешательством противника, накинулись на них с такой яростью, что все филистимское войско обратилось в бегство. Израильтяне преследовали филистимлян до их городов Геф и Аккарон. После битвы Давид преподнес Саулу в качестве трофея голову Голиафа, а оружие великана повесил в своем шатре. Но главным трофеем Давида в этом единоборстве была военная слава и популярность среди израильского народа.
В награду за доблестный подвиг Саул доверил Давиду командование отрядом воинов. Сын Саула и наследник престола Ионафан с первой же встречи “полюбил Давида, как свою душу” (1 Цар. 18:3). В знак признательности он подарил ему свой плащ, тунику, лук, меч и пояс. Давид, несмотря на юный возраст, прекрасно справлялся с обязанностями военачальника. Слух о подвиге юного Давида быстро разлетелся по всему Израилю. Когда войско возвращалось с поля битвы, женщины, старые и молодые, выходили из городов и восторженно приветствовали победителей. Под аккомпанемент музыкальных инструментов они плясали и пели песни. И вот среди этих песен подозрительное ухо Саула услышало оскорбительный для него припев: “Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!” Мрачное подозрение запало в душу царя по отношению к юному герою, и он с обидой сказал окружающим его: “Давиду дали, десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства” (1 Цар. 18:7-8). Терзаемый ревностью и завистью, Саул потерял покой и опять начал бесноваться. Для успокоения духа царя позвали Давида. Юноша вошел к царю и стал умилительно играть на арфе. Но музыка на этот раз не помогала Саулу. В его душе горела злоба на Давида. Вдруг он схватил копье и метнул в Давида. Юноша в последний миг уклонился и копье вонзилось в стенку. Увидев, что Господь хранит Давида, Саул с этого времени стал бояться его и решил любыми средствами от него избавиться. С этой целью он назначил его командовать отрядами в тысячу человек и послал на войну с филистимлянами. Но юный военачальник и на этот раз шел от победы к победе, завоевывая все большую славу и любовь народа.
Одновременно росла и ревность Саула. Царь пока не решался выступить против Давида открыто, но втайне составил план действий. Однажды он пообещал Давиду, что даст ему в жены свою старшую дочь, если тот удвоит свою храбрость в борьбе с филистимлянами. Царь надеялся, что его соперник погибнет от руки врагов. Когда же наступило время выдать замуж за Давида старшую дочь, Саул отдал ее за другого, а Давиду отдал младшую дочь Мелхолу. Девушка была очень рада этому, так как давно полюбила юного героя.
Когда Давид стал зятем Саула, царь начал еще больше его бояться “и сделался врагом его на всю жизнь” (1 Цар. 18:29). Теперь уже от тайных действий он перешел к открытому преследованию своего зятя. Однажды Саул дал приказ слугам убить Давида, но Ионафан вовремя предупредил своего друга и помог ему скрыться, а сам пошел ходатайствовать за него. После долгих уговоров Саул смиловался и разрешил Давиду вернуться. Однако примирение длилось недолго. Давид одерживал все новые победы над филистимлянами, что вызывало у Саула страх и зависть. В минуту гнева он вторично метнул копье в своего соперника и снова промахнулся. На этот раз Давид понял, что нужно спасаться, пока не поздно, и, как только стемнело, он убежал из царского дворца к себе домой. Узнав об этом, Саул послал к нему убийц. Но Мелхола в последний момент спасла мужа. Она помогла ему спуститься из окна, а в его постель уложила статую, одев ее в одежды Давида и плотно закутав одеялом. Когда вошли солдаты царской стражи, она показала им на кровать и сказала, что Давид тяжело заболел и не может подняться. Тогда Саул приказал принести к нему Давида вместе с постелью и на его глазах убить больного. Обман был раскрыт, и Мелхолу привели к отцу. Она с трудом избежала наказания, сказав, что Давид грозился убить ее, если она не поможет ему бежать.
Тем временем Давид благополучно покинул город Гиву и пошел в Раму, ища защиты у Самуила. Узнав об этом, Саул три раза посылал своих слуг в Раму схватить Давида, но это не удавалось, так как Давид находился под покровительством Самуила и его учеников — пророков. Тайно через Ионафана Давид узнал, что примирения с царем больше никакого не может быть. Как верный друг, Ионафан просил Давида позаботиться о безопасности своей жизни. Оставаться долго в Раме было небезопасно, поэтому Давид решил удалиться к себе на родину в Иудино колено. Нежно простившись с любимым другом, Давид тайно стал пробираться на юг страны к своему племени. По пути он зашел в Номву к первосвященнику Ахимелеху и с его разрешения взял висевший в храме меч Голиафа. На родине многие приняли Давида с радостью. К нему в горы, где он скрывался, потянулись храбрые люди. недовольные политикой Саула. Из этих преданных ему людей Давид создал дисциплинированный отряд воинов в шестьсот человек.
Узнав, где находится беглец, разгневанный царь во главе трехтысячного отряда отборных воинов двинулся в Иудею, чтобы поймать Давида. По пути следования Саул зашел в Номву и предал смерти первосвященника и всех священников за То, что они, якобы, покровительствовали заклятому врагу царя — Давиду. Избежать смерти удалось одному лишь сыну Ахимелеха, священнику Авиафару. Он под покровом ночи бежал из горящего города, пришел к Давиду и стал его ближайшим помощником. Давид понял, что от разгневанного Саула нельзя ждать пощады. Поэтому он своих родителей переправил через Иордан и оставил их под защитой моавитского царя, а сам вернулся в землю Иудину и скрывался в горных, пустынных местах, где легко было прятаться от погони.