14. Ученые не сомневаются в том, что библейские города Содом и Гоморра существовали в действительности, но пока что им не удалось обнаружить место их нахождения. Вот вкратце результаты поисков, достигнутые к сегодняшнему дню.
А. В середине XIX века англичане установили, что от узкого мыса Лисан, на восточном берегу Мертвого моря, тянется под водой высокий скалистый гребень, разделяющий это озеро на два отдельных бассейна. Южный — очень мелкий, а в северном дно резко опускается на глубину четырехсот метров. Предполагают, что мелкая часть некогда была сушей, затопленной в результате какого-то геологического катаклизма. Согласно Библии, Содом и Гоморра находились в долине Сиддим, “где ныне море Соленое” (Быт. 14:3). Недавно найдены отрывки из “Первобытной истории” финикийского жреца Санхунятона, который пишет: “Долина Сиддимус (т.е. Сиддим) опустилась и стала озером….
Б. Геологические обследования обнаружили следы резких вулканических катаклизмов в долине Иордана, у подножия гор Тавр и на Синайском полуострове. Геологи установили даже дату этого стихийного бедствия. Оно произошло примерно за два тысячелетия до н.э., т.е. во времена Авраама.
В. Летчики, совершающие систематические рейсы над Мертвым морем, утверждают, что заметили контуры каких-то развалин, причем именно в том месте, где предположительно находились Содом и Гоморра. Спуститься на дно Мертвого моря и разобраться, что там находится, чрезвычайно трудно. Вода содержит двадцать пять процентов соли и настолько мутна, что на расстоянии вытянутой руки ничего не видно. Кроме того, плотность воды такова, что человек может спокойно улечься на поверхности и читать книгу. Но несмотря на все эти трудности, археологи питают надежды на успех.
15. Местность Мамре, где Авраам, а затем Исаак благо-. действовали в тени дубрав, вообще никогда не исчезала в течение всей истории Палестины. Она расположена в трех километрах к северу от Хеврона. Арабы называют ее Харам-Рамет-эль-Халил (священная возвышенность Друга Божия, т.е. Авраама). Там издавна окружены религиозным почитанием дуб, колодец и жертвенник Авраама. При археологических раскопках здесь обнаружили древний колодец и фундамент жертвенника, на котором впоследствии воздвигли христианский алтарь. Кроме того, в окрестных пещерах найдено множество человеческих останков, свидетельствующих о том, что в древние времена в Мамре находилось большое кладбище. Над пещерой в Махпеле, где согласно Библии похоронены патриархи Авраам, Исаак и Иаков, находится теперь одна из самых почитаемых исламских мечетей.
16. Долгое время оставался загадочным вопрос о статуэтках и домашних божках, украденных Рахилью. Какая причина побудила Рахиль украсть идолов и почему Лаван придавал им такое значение? Ответ был найден лишь недавно. В архиве клинописных табличек из Нузу было обнаружено завещание, в котором отец оставляет старшему сыну статуэтку домашнего божка — покровителя рода и главную долю наследства. Отец подчеркивает в своем завещании, что другие сыновья имеют право приходить в дом основного наследника и приносить жертвы идолу. Согласно законодательству Хаммурапи, зять, обладающий статуэткой тестя, пользовался правом наравне с сыновьями.
Исходя из этого, можно предполагать, что Рахилью руководили чисто практические соображения: украв статуэтку, она обеспечивала своему мужу право на наследство. Лаван знал об этом и именно потому так настойчиво добивался возвращения украденного. Археологи раскопали развалины города царя Еммора, где сыновья Иакова совершили свою кровавую месть. Самый древний слой раскопок относится к XIX веку до н.э. Там найдены остатки крепостной стены, дворца и храма.
17. Незадолго до того, как Иосиф был продан в Египет, страну фараонов постигли большие бедствия. Около 1780 года в Египте вспыхнуло народное восстание, последствия которого долго давали о себе знать, так что в XVII веке политическая мощь Египта сильно пошатнулась. В этот период политического упадка страну потрясло страшное несчастье. С востока надвинулась неисчислимая рать чужеземных воинов гиксосов, которая, как горная лавина, низринулась на Египет. Захватчики, закованные в железные латы, вооруженные длинными мечами, с быстротой молнии мчались на боевых колесницах, запряженных лошадьми. Египетские солдаты сражались в пешем строю и почти нагие; прежде чем они успевали воспользоваться своими копьями, пращами и луками, их топтали конские копыта и давили колеса боевых колесниц. За короткий срок непобедимая на протяжении веков Египетская держава была стерта в прах, и слава фараонов угасла почти на два столетия.
Вожди гиксосов переняли все внешние атрибуты власти фараонов и продержались в покоренном Египте около ста пятидесяти лет (1730-1580), огнем и мечом подавляя малейшие проявления бунта. Гиксосы, правда, оккупировали только Нижний Египет с дельтой Нила, но провинциальные правители Верхнего Египта тоже стали их данниками. Столицей завоевателей стал город Аварис в дельте Нила. Самое название — гиксосы — означает “вожди пустыни” или “цари чужеземных стран.” Гиксосы были семитами и говорили на языке, который, по всей вероятности, приближался к ранней форме древнееврейского языка.
Возникает вопрос: какое отношение к этим событиям имеют патриарх Иаков и его сыновья? Ученые в наши дни единодушно сходятся во мнении, что эмиграция семидесяти пяти израильтян в Египет совпадает с периодом господства гиксосов. Иакова и его потомство в Египте встретили гостеприимно не только в силу заслуг Иосифа, но и потому, что они состояли в близком родстве с оккупантами, которые для укрепления своей власти проводили политику заселения Египта семитскими народами. На этом политическом фоне многие эпизоды библейского сказания находят свое логическое истолкование. И прежде всего разъясняется вопрос о возведении Иосифа на пост наместника фараона. Трудно себе представить, чтобы в обычных условиях родовитые египтяне согласились доверить высокую должность одному из презираемых ими азиатов. В книге Бытия о евреях буквально сказано так: “…Мерзость для Египтян всякий пастух овец” (Быт. 46:34).
Но если Иосиф сыграл большую роль в политической жизни Египта, то почему нет о нем ни одного упоминания в египетских хрониках? Обычно они очень обстоятельны и полны подробностей. Такого рода пробел в египетской историографии для некоторых ученых казался подозрительным и возбуждал сомнение в реальности патриарха Иосифа. Но здесь нельзя забывать об очень важной вещи. Гиксосы вызвали к себе такую ненависть, что египтяне уничтожили все, что напоминало о периоде их власти. Исторические хроники внезапно обрываются на 1730 годе до н.э. и возобновляются только после 1580 года до н.э.
В начале XVI века против гиксосов вспыхнуло восстание. За короткое время египтяне изгнали из своей страны ненавистных им завоевателей и на престол поставили своего национального фараона. Фараоны-египтяне повели по отношению к израильтянам совершенно иную политику. Они превратили семитские племена в рабов и заставили их выполнять тяжелые работы по строительству городов. Особенно трудно приходилось евреям при третьем фараоне девятнадцатой династии Рамсесе II (1317-1251гг. до н.э.), который расширил строительные работы. При нем была построена новая столица, носившая его имя, а также город Пифом. Геологи раскопали развалины этих городов в дельте Нила и установили их происхождение.
Надо сказать, что Рамсес II был выдающимся фараоном, при его правлении Египет достиг вершины своего великодержавного могущества; поэтому сомнительно, чтобы израильтянам удалось уйти из Египта при жизни Рамсеса. В настоящее время преобладающее большинство исследователей полагают, что исход израильтян из Египта осуществился в 1250 году до н.э. при фараоне Мернепте, преемнике Рамсеса II.
18. Может возникнуть вопрос: как вообще оказалось возможным вторжение первобытного, плохо вооруженного народа в страну, далеко продвинувшуюся в развитии цивилизации, страну, располагавшую многими укрепленными городами и хорошо вооруженными войсками. Успех израильтян, однако, станет понятен, если мы соотнесем его с политической ситуацией тогдашнего мира. Ханаан, как мост между Африкой и Азией, постоянно служил объектом соперничества великих держав — Месопотамии и Египта. После изгнания гиксосов он в течение трех столетий оставался египетской провинцией и был разделен на множество мелких княжеств.
В то время, когда Моисей привел свой народ к Иордану, египетская мощь уже пошатнулась под ударами хетов, и особенно — под натиском индоевропейских племен или, как их тогда называли, “народов моря.”
С другой стороны, в Месопотамии царства Ассирийское и Вавилонское вели борьбу за обладание всем Двуречьем и меньше обращали внимание на Сирию и Ханаан. По мнению историков, это был один из тех очень редких периодов в истории Древнего мира, когда в Ханаане не сталкивались экспансионистские устремления Азии и Египта.
Бывшие ханаанские вассалы Египта теперь почувствовали себя независимыми суверенами. Стремясь расширить границы своих крохотных государств, они вели между собой бои за каждый участок земли. Вражда ханаанских царей дошла до такой степени, что в минуту величайшей опасности они не смогли создать общий фронт обороны. О степени этой раздробленности свидетельствует книга Иисуса Навина, в которой говорится, что он убил тридцать одного царя.
На фоне этих политических отношений и того нравственного развращения ханаанских племен, о которых упоминается в Библии, становится совершенно понятным успех Иисуса Навина, единственным, но всемогущим союзником у которого был Иегова.