В 1933 году в вавилонском архиве были найдены записки управляющего дворцом о выдаче продовольствия различным резидентам, находящимся у царя на иждивении. В списке. числится царь Иудеи Иехония, пять его сыновей и восемь человек службы. Таким образом, археология еще раз доказала, что Библия права.
34. Археологические открытия подтвердили также и библейское повествование о Годолии, которого Навуходоносор назначил правителем Иудеи и который был убит соплеменниками как ренегат. Среди развалин города Лахиса найдена печать с надписью: “Собственность Годолии, поставленного над Иудеей” (4 Цар. 25:22-26).
35. Стрелки исторических часов приближались к 500 году до Рождества Христова. Древний Восток, просуществовавший более чем 3000 лет, стал клониться к упадку. Народы “Плодородного полумесяца” и Нила стареют, их творческий импульс истощился, они выполнили свою задачу, и уже настало для них время сойти со сцены истории. Солнце Древнего Востока спускалось за горизонт истории, и его народы смутно чувствовали приближение ночи. В это время новый свет засиял с гор Ирака: шли персы. Семитские государства и Египет уступали историческую дорогу индоевропейским народам.
В 539 году персы покорили Вавилон.
36. Персы во время завоеваний чужих стран вели себя гораздо гуманнее, нежели семиты. Во время завоеваний не видно было столбов дыма, поднимавшихся из-за разрушенных стен городов, храмы и дворцы не стирались с лица земли, ни один дом не был разграблен, ни один человек не был посажен на кол, так как жестокость и деспотизм были чужды Киру.
Глиняный цилиндр Кира, найденный археологами, рассказывает нам вавилонскими письменами об этом следующим образом: “Когда я вступил в Вавилон в мире и установил свою царскую резиденцию во дворце принцев среди ликования и радости, Мардук, великий господь, расположил сердца вавилонян ко мне... Мои войска мирно шли по всему Вавилону. Во всем Шумере и Аккаде я не устрашил ни одного человека... Жителей Вавилона... я освобождаю от ига, которое стало для них злом.
Я — Кир... царь всех, великий царь, царь Вавилона, царь четырех концов земли...”
Последнее изречение наводит нас на мысль, что библейский летописец знал текст глиняного цилиндра. “Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог Небесный.”
Могила царя Кира сохранилась до настоящего времени. Она находится в Южном Иране, около Персополиса. Это скромное небольшое каменное строение. Шесть квадратных плит, образуя ступени, ведут к небольшой комнате, над входом в которую когда-то еще можно было прочитать следующую надпись: “О человек! Кто бы ты ни был и когда бы ты ни пришел, — потому что я знаю, что ты придешь, я — Кир который дал персам империю. Не позавидуй мне, не позавидуй этому клочку земли, который покрывает мое тело.”
Счет месяцев: | Названия месяцев — ДРЕВНИЕ И АССИРО-ВАВИЛОНСКИЕ, число дней в месяце, особые дни | Соответствует месяцам современного календаря | |
в священном году | в гражданском году | ||
I II III IV V VI VII VIII IX Х XI XII XIII | 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 | АВИВ, НИСАН 30 дней 14. Пасха 16. Принесение первого снопа жатвы ячменя. ЗИФ, ИЯР 29 дней 14. Вторая пасха — для тех, кто не мог совершить первую. СИВАН 30 дней 6. Пятидесятница или праздник седмиц. Принесение начатков жатвы пшеницы и начатков всех плодов земли. ФАММУЗ (ТАММУЗ) 29 дней 17. Пост. Взятие Иерусалима. АВ 30 дней 9. Пост. Разрушение храма Иерусалимского. ЭЛУЛ 29 дней АФАНИМ, ТИШРИ 30 дней 1. Праздник труб. Новый год. 10. День очищения. 15-22. Праздник кущей. БУЛ, МАРХЕШВАН 29 дней КИСЛЕВ (ХАСЛЕВ) 30 дней 25. Праздник обновления. ТЕБЕФ 29 дней ШЕВАТ 30 дней АДАР 29 дней 11. Пост Есфири. 14-15. Праздник Пурим. ВЕАДАР (Вставной) | март — апрель апрель — май май — июнь июнь — июль июль — август август — сентябрь сентябрь — октябрь октябрь — ноябрь ноябрь — декабрь декабрь — январь январь — февраль февраль — март март |
В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса. Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя. Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху. Другие месяцы названий не имели, лишь в рассказе о постройке храма Соломона приведены финикийские названия трех месяцев: зиф (месяц цветения), афаним (месяц бурных ветров) и бул (месяц произрастания). После вавилонского плена появились приведенные в таблице ассиро-вавилонские названия месяцев.
Гражданский год начинался и кончался осенью.
Начало месяца определялось по появлению видимого серпа луны; этот день, новомесячие, был праздничным. Когда новолуние случалось сразу после 29-го дня, немедленно начинался новый месяц; если нет, вставлялся 30-й день. Поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно (от одного новолуния до другого проходит 29 1/2 суток). 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составляет целый месяц, поэтому раз в три года добавлялся 13-й (вставной) месяц и получался год в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.
Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели. Неделя завершалась субботой, которая была седьмым днем недели, поэтому “день первый” (после субботы) соответствует нашему воскресенью.
Сутки начинали считать с захода солнца (примерно с 18 часов). В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи, а день — на утро, полдень и вечер.
Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на 4 стражи, вошло в употребление понятие “час” — двенадцатая часть дня или ночи. С 18 до 21 часов, по нынешнему счету, была первая стража, с 21 до 24-вторая стража, с 0 до 3-третья стража, с 3 до 6-четвертая стража; счет дневного времени начинался с 6 часов утра, время от 6 до 9 называлось третий час, с 9 до 12-шестой час, с 12 до 15-девятый час, с 15 до 18-двенадцатый час.
Принятые в библиографии сокращения
БВ — “Богословский Вестник.” Журнал Московской Духовной Академии, Сергиев Посад, 1892-1918.
ВДИ — “Вестник Древней истории,” М., — Л., 1937-1971.
ВР — “Вера и Разум,” Харьков, 1884-1917.
Вех — “Всход,” СПб., 1881-1906 (евр. журн.).
ВЧ — “Воскресное чтение,” М., 1837-1892.
ДЧ — “Душеполезное чтение,” М., 1860-1917.
ЕЭ — Еврейская энциклопедия, СПб., т. I — XVI.
ЖМНП — “Журнал Министерства Народного Просвещения,” СПб., 1834-1917.
ПБ — Происхождение Библии (из истории библейской критики). Ветхий Завет. Сост. И. А.
Крывелев, М., 1964:стр. 587.
ПБЭ — Православная Богословская Энциклопедия, т. I — XII, СПб., 1900-1911.
ПМ — “Православная Мысль,” Труды Православного Богословского ин-та в Париже, вып.
1-14:Париж, 1928-1972.
ПО — “Православное Обозрение,” М., 1860-1891.
ПС — “Православный Собеседник.” Журнал Казанской Духовной Академии, Казань,
1855-1917.
ПТО — “Прибавления к творениям св. Отцов,” Журнал Московской Духовной Академии,
М., 1843-1891.
РВТ — Религиозные верования, Сборник статей, пер. В. А. Тимирязева, СПб., 1900.
РЕ — “Русский еврей,” СПб., 1879-1889 (евр. еженедельник).
Стрк — “Странник.” Духовный журнал современной жизни, науки и литературы, СПб.,
1860-1917.
ТБ — Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина и его преемников, — т. I — II+XII, СПб.,
1904-1913 (“Общедоступная богословская библиотека,” приложение к Стрк.).
ТКДА — “Труды Киевской Духовной Академии,” Киев, 1860- 1917. ,
ХДВ — “Хрестоматия по истории древнего Востока,” под ред. В. В. Струве и Д. Г. Редера,
М., 1963.
ХЧ — “Христианское чтение,” изд. Петербургской Духовной Академии, СПб., 1821-1917.
ЧОЛДП — “Чтение в Обществе любителей духовного просвещения,” М., 1863-1915.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — Изд. Московской Патриархии. — М., 1988. — 1376 с.
1. Александров Н., свящ. История еврейских патриархов (Авраама, Исаака и Иакова): По творениям святых отцов и древних церковных писателей. — Казань,1901. — 208 с.
2. Амфитеатров В., прот. Библейская история Ветхого Завета: Вып. 1. — М., 1875. 257 с.
3. Его же. Очерки из Библейской истории Ветхого Завета. Пятикнижие Моисееве. — М., 1895. — 544 с.
4. Арсеньев И., свящ. Саддукеи: Происхождение этой иудейской партии и религиозно-политические ее воззрение. — М., 1911. — 40 с.