Переживания по поводу отказа дочери сильно сказались на здоровье Николая Карловича. Приехав из Ленинграда, он загрустил, заболел желтухой и вскоре умер.
Везли их в товарном вагоне. Николай Карлович хотел умереть, объявив голодовку, но, благодаря врачу, красивой, стройной женщине, тоже вероятно ссыльной, которая ухаживала за ним в пути, он выжил. По прибытии на место пересыльного пункта в Минусинск, Красноярского края находился в тюрьме. Когда их стали распределять на поселение, Николай Карлович попросился в любую деревню поближе к железной дороге. Его распределили в деревню Березовка, Абанского района. Здесь он работал подсобным рабочим в совхозной столовой: чистил картофель, подметал, выносил помои. Внешне был обычный мужик с бородой. Когда узнали, что он профессор иностранных языков, его пригласили работать в Ношенскую среднюю школу, где уже работали ссыльные учителя: Соколовская Зинаида Михайловна (из Москвы, актриса Малого театра, была руководителем театрального кружка), Люся Львовна – физик, Гольдентрахт – химик, математик.
В Ношенской школе Николай Карлович работал завучем и преподавателем немецкого языка 10 лет. С 18-ти часовой учебной нагрузкой он говорил, что получает здесь за эту работу (две ставки) копейки, по сравнению с тем, что он получал в Ленинграде. Он оказывал помощь некоторым нуждающимся способным учащимся. В то время (1946 – 1954 гг.) учащиеся 8 – 10 классов должны были платить 150 рублей за год. Занимал учителям-молодоженам на приобретение покупок.
Николай Карлович обладал хорошей памятью, аналитическим мышлением, хорошо владел психологией и применял ее в учебном процессе. Учеников старших классов называл на Вы. На вечерах отдыха танцевал с учениками очень легко и весело, проявляя джентльменский такт и осыпая партнершу комплиментами.
Учебников немецкого языка в школе не было, были только немецко-русские словари. Николай Карлович уделял большое внимание на своих уроках грамматике, работе со словарем. Разговорную речь «привязывал» к жизни, беря примеры из класса, жизни села. Николай Карлович не выговаривал букву «р», говорил «лебятишки», но это не мешало ему работать. Он всегда был очень опрятный, аккуратный, под мышкой носил черный кожаный портфель, в котором лежало много карточек – индивидуальных заданий по немецкому языку для учащихся. Повстречавшись на улице с учеником, требовал снять головной убор и поздороваться, мог спросить изучаемое и если ответишь, то поставит в журнал соответствующую оценку, а в начале урока объявит за что, поэтому некоторые мальчишки, увидев его, обходили стороной. Николай Карлович очень радовался успехам учащихся, и если ленивый ученик ответит на 4 или 5 , то он по всей школе хвалит и славит его. Своих лучших учеников называл: «Это мои сливки», угощал их конфетами. За урок мог поставить три оценки. Учащиеся очень его побаивались, так как Николай Карлович требовал давать полный ответ, причем в разных вариантах. За год каждый ученик раза по четыре бывал у Николая Карловича дома, выполняя соответствующие задания по карточкам. У него было особое расписание для учащихся (консультации на дому), с указанием фамилии и времени, оно висело в школе и дома. После занятий Николай Карлович ставил на стол большую тарелку с карамелью и печеньем, наливал каждому чай, но дети были очень скромны и больше двух конфет и одного печенья не брали, хотя очень хотелось. Многие ученики, поступая в институт, сдавали немецкий язык на «5». Поступили учиться на факультет иностранных языков в институт Машукова Валя, Рыженкова Валя. Бернадцкая Ада Александровна окончила институт в 1959 году и сейчас работает в Красноярском педагогическом университете на факультете иностранных языков, она собирает информацию о своем учителе Эрдель Николае Карловиче. Любимая поговорка у него была в конце урока «эндэ гут, аллес гут» в переводе это «конец хорош, всё хорошо».
Умер Николай Карлович после болезни желтухой на 83-м году жизни 19 октября 1957 года. С ним прощалась вся школа и село, похоронили его на кладбище села Ношено с западной стороны, сделали памятник. Сейчас его ученики поставили новый памятник с надписью: «Любимому учителю от благодарных учеников». Они ежегодно посещают могилу Николая Карловича, возлагают цветы, а учащиеся Ношенской школы знакомятся с биографией этого замечательного учителя на уроках истории села.
Сергеев Иван Антонович
У нас в деревне звали его дядя Ваня болгар. Родился и вырос в Болгарии в городе Варно. Был членом Болгарской коммунистической партии, распространял газеты и листовки в городе. После разгрома К.П. бежал за границу в Турцию, где жил около месяца в одной комнате с руководителем КПБ Тодором Живковым. Ему предложили ехать в Америку либо в СССР, он выбрал Советский Союз, потому что там были у власти коммунисты. По приезду в Одессу его арестовал НКВД, а затем сослали в Магадан золото мыть. На золотых рудниках он искалечился, повредил руку и ногу – стал инвалидом. В 50-ых годах его определили на вольное поселение, и он приехал жить в с. Ношено. Здесь он женился, обрёл двух сыновей, дважды побывал в Болгарии (1964 и 1969 годах). Брат и сестра его уговаривали переехать жить в Болгарию, но он отказался, цитируя поговорку: «Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех». Встречался с болгарскими земляками, разговор шёл в отдельной комнате в присутствии только лишь одних мужчин и, конечно же, с употреблением из глиняных чарок хорошего Болгарского вина. В первый день д. Ваня от радости перебрал, и разговора не получилось. Иван Сергеевич был реабилитирован, получил положенную денежную компенсацию. Перед Рождественским праздником, трагически умер, неся дрова в дом, поскользнулся и упал. Сын Владимир живёт в Беларуссии, а сын Сергей живет в г. Канске.
Ссыльные в д. Гладкая Горка.
12 семей немцев с Поволжъя сосланы в 1941году.
1) Мерк 2 семьи, Адам и Богдан.
2) Вайц.
3) Геббельс.
4) Ролькайзер.
5) Люфт.
6) Шанс.
7) Кербер.
8) Бауэр.
9) Гах.
10) Фильберт.
11) Блюм.
12) 2 семьи латышей.
Из воспоминаний Захарова Григория Александровича
В Мачино было сослано очень много людей, более 30 семей десяти национальностей. Когда приходили в магазин покупать хлеб, и каждый говорил на своём языке, то очень красивое переливающее звучание получалось. Все были сосланы по статье №58. Каждый ссыльный обязан, отметиться у коменданта. Комендант был Черкасов семейный фронтовик, серьезный мужчина, а до него был Коля с Захаровки, любил выпить, и за это его убрали. Комендант размещал ссыльных, указывая, кто в каком доме будет жить. В домах стояли кровати плотно друг к другу. Была в д. Мачино общая баня, в пятницу мылись женщины, а в субботу мужчины.
Поляки около 10 семей: с 43 по 48год.
- Ярош Влад, Леонид, Стас, Совера
- иннывич Зютик
- Кончиковы Реня, Лёня, Стас.
инны с 42 по 48год.
- Хиникиянины Катя и 2 сестры.
Немцы с 42 по 48год, некоторые и сейчас живут.
- Миллер, был очень агрессивный, кровавый националист, он говорил: «Наши на западе ваших бьют, а мы здесь вас будем давить».
- Арандт 3 семьи Тамара, Лида, Петр, Адам, Иван.
- Люфт Александр
- Паулюс работал зоотехником, являлся родственником генерала Паулюса, который попал в плен под Ленинградом.
Грузинов 2.
Азербайджанцев 2 (Аскар).
Евреи Маши бухгалтер, Маркевич Абрам.
Китайцев 2.
Латыши.
Круверебко Эрианд, Илаума.
Белорусы.
- Платонов.
Литовцы семей 15, с 1949 по 1957 год.
- Люнус Казимир Казимирович, мастер на все руки, сам мог ружьё не только отремонтировать, но и сделать, портной, столяр, кузнец, часовой мастер, механик электроподстанции.
- Звоинтус.
- Балтрушайтус.
- Матутайтус.
- Гомулюспайтс.
- Урбанайтус.
- Толстолес Евгений Николаевич, офицер белогвардеец, 10 лет тюрьмы отсидел и был сослан в д. Мачино. Был очень культурный, грамотный человек. Жена секретарша. В 1941году сын увез его в Чернигов, на Украину.
III. Заключение
Для чего арестовывали?
1) Избавиться от сомнительных для власти людей, являющихся носителями старой российской культуры, основанной на христианстве, таким образом, понизить нравственный уровень Россиян.
2) Построить стратегически необходимые объекты для государства дешевым способом (меньше затрата на заключенных). Алексей Петрович Самойликов говорил пословицу о том времени: «Суп давали жиденький, но питательный, будешь худенький, но старательный».
3) Репрессии в форме раскулачивания с последующей коллективизацией, нанесли селу непоправимый удар. Последствия, которого очень сильно ощутились в настоящее время, в деревне не оказалось людей способных умело организовать ведение сельскохозяйственного производства: как коллективного, так и частного. Работники же в деревне есть. И сегодня мы с горечью наблюдаем такой факт, самая большая потеря России в ХХ веке – это её село. Государственные реформы, проводимые в этот период, от раскулачивания до перестройки и приватизации в 1990 годы привели наше старинное село на грань уничтожения. В России в настоящее время необходимо наряду с частными и коллективными хозяйствами создавать и государственные сельскохозяйственные предприятия, особенно в таких сёлах как наше.
4) С разрушением церкви и христианской культуры уровень воспитанности, нравственности, доброжелательности, трудолюбия, бережливости у русских людей значительно снизился, Россияне постепенно деградируют.
5) Село не только кормило город, но и поставляло трудовые ресурсы городу, людей наиболее способных. В настоящее время городу и государственному правительству надо оказать длительную помощь Российскому селу и деньгами и кадрами – способными, инициативными людьми. В противном случае Россию ждёт крах, ведь мы сегодня закупаем половину животноводческой продукции за границей.
6) Политические ссыльные оказали положительное влияние на воспитанность подрастающего поколения в селе Ношено, что обеспечило их успешность в будущей жизни.
7) Были и социально оправданные репрессии, в целях безопасности государства, ссылка немцев и подозрительных людей в годы Великой Отечественной войны.
IV. Список использованной литературы
Реферат написан на основании опроса жителей села Ношено и архивных данных школьного краеведческого музея.