Смекни!
smekni.com

Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гип-нотерапию / Перев с франц. С. К. Чернетского (стр. 14 из 71)

Двойная связь, не имеющая ничего общего с понятием, предложенным Бейтсоном, это связка, адресующаяся к непроизвольным видам поведения: «Какая из ваших рук поднимется первой?» (См. Erickson & Rossi, 1979). Двойная связь - это косвенное* внушение.

В некоторых случаях двойная связь более разработана. Эриксон задает вопрос: «Считае­те ли вы, что находились в трансе?» Отрицательный ответ может означать: я не знал этого. Если пациент отвечает: «Нет, я не был в трансе», Эриксон добавляет: «Прекрасно, вы действи­тельно не знали об этом!» Двойная связь в этом случае должна подтвердить то, что исходит от самого пациента, иначе она бесполезна и нежелательна (Erickson & Rossi, 1981).

Иногда двойная связь бывает более тонкой. Одна из моих пациенток с навязчивыми иде­ями накопила сопротивление* во время индукции, проходившей особенно трудно. Намерева­ясь использовать каталепсию* руки как метафору*, я приподнял ее руку... которая начала опускаться... Я поспешил добавить: «И теперь эта рука опустится...» Рука тотчас застыла, как бы противореча врачу и ясно показав, какая внутренняя работа произошла перед этим. Двой­ная связь характерируется тем, что играющий первым всегда выигрывает.

DOULEUR (CONTRULE DE LA).

БОЛЬ (КОНТРОЛЬ НАД БОЛЕВЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ)

En.: Pain (control)

Многообразные возможности, которые предоставляет гипноз, могут быть использованы и для контролирования боли.

Терапевту следует вместе с пациентом исследовать определенное количество возможнос­тей и приспособиться к конкретной ситуации. Вклад Милтона Эриксона, обнародованный им на Парижском конгрессе 1965 года (Erickson, 1965), был определяющим в этой области. Методики, которые мы здесь перечислим, могут показаться сложными для применения. В действительно­сти опыт показывает, что нужно просто вежливо, пользуясь простым языком, попросить пациен­та, «не согласится ли он подождать, чтобы узнать, что произойдет» (Barber Joseph, 1990).

Способ контролировать боль местным воздействием

1. Простое внушение*.

Эффект простого внушения может быть значительным: «Я могу уколоть вас, и вы почувству­ете только давление...» Как правило, анальгезия* (сохранение неболевой чувствительности) до­стигается гораздо легче, чем истинная анестезия (полное исчезновение чувствительности).

59

При хронических болях Эриксон просил пациентов уменьшить боль на одну сотую. Оче­видно, что они не могли уловить такого различия. Мало-помалу он увеличивал процент. Та­ким, казалось бы, нелогичным способом ему удавалось достичь значительного контроля. Он как бы очень мягко направлял психику другого к совершению необходимой работы.

2. Внушение посредством воображения.

Гипноз часто состоит в игре с образами*: «Вообразите, что вы носите толстую кожаную перчатку... Я сейчас уколю только эту перчатку...» Если вызвана анальгезия руки (это особен­но легко сделать после каталепсии* или левитации* руки), вполне можно попросить пациента перенести анальгезию на щеку или на верхнюю челюсть для облегчения стоматологического вмешательства, поднеся туда эту руку. Такой ритуал как бы позволяет совершиться невиди­мой, но нужной психологической работе*.

3. Подмена ощущения.

Очень удобно попросить пациента вызвать в одном из участков тела какое-либо ощущение: холод, тепло, покалывание, зуд или другое. Любое из этих ощущений, которое пациент в состоянии вызвать, способно в достаточной степени заместить собой предшествовавшее ему чувство боли.

4. Перемещение ощущения.

Если не удается полностью устранить боль, иногда можно сместить ее хотя бы немного. Это может оказаться эффективным, так как одни виды локализации более мучительны и труд­но переносимы, чем другие. Кроме того, это полезно уже тем, что является первым шагом к контролю над болевыми ощущениями. Иногда удается распределить боль на две области, например, боль в руке можно уменьшить, разделив ее между двумя руками (Quelet, 1990).

5. Разделение боли.

Характеристики, которыми пользуются пациенты, чтобы описать свои боли, могут быть изменены. Если устранить боль невозможно, вначале следует сосредоточиться только на не­которых ее аспектах. «Разделяй, чтобы властвовать», - говорит Эриксон. Боль режущая, как от острого ножа, может притупиться, хотя и останется временно жгучей и колющей. Определен­ные качества боли исчезли и, соответственно, изменились слова, которыми пациент ее опи­сывает. Мало-помалу боль будет ослабевать.

6. Новая интерпретация ощущений.

Этот метод близок предыдущему, но имеет иную точку приложения. Уподобление неко­торых видов боли вибрации или другим ощущениям, соответствующим тому или иному кон­тексту, например, плаванию на корабле или езде мотоцикле (хороший пример для стоматоло­га), изменит субъективное переживание этих болей и сделает их менее жестокими.

Способ контролировать боль общим воздействием

1. Временной и пространственный уход

В гипнозе пациентов очень часто просят что-нибудь вспомнить (лучше хорошее), чтобы занять его сознание. Таким образом страдание вытесняется образами, не связанными с ним. Это очень эффективно и способствует интенсификации гипноза.

2. Привлечение прошлых ощущений.

Мы можем обратиться к телесным ощущениям, предшествовавшим болезни, и попросить пациента тщательно беречь их и использовать для противодействия теперешнему дискомфорту.

3. Искажение времени*.

Еще один способ представлен искажением времени. Периоды страдания могут субъек­тивно укорачиваться, а периоды относительного благополучия - удлиняться.

4. Амнезия*.

Еще одна практика состоит в том, что пациент воспитывает в себе определенную сгюсобнссть к забвению. Если он может забыть, сколько времени продолжались его страдания, это поможет

60

ему меньше переживать ожидание боли и таким образом уменьшить ее. Эриксон утверждает, что любая боль на одну треть состоит из воспоминаний о боли, пережитой ранее, и на одну треть - из ожидания будущей боли. Боль - это конструкция, в которой есть эмоциональные составляющие. Примечание. Особенно поучительны рассказы Эриксона о некоторых его терапевти­ческих подходах в трудных случаях. Можно, например, упомянуть историю Кэти и ее речита­тива (Enckson & Rossi, 1979, с комментариями Lodeon, 1986); историю мозолей (Enckson & Rossi, 1979, с комментариями Roustang, 1990) или примеры Эриксона (1983-1986).

DUREE DUNE SEANCE DHYPNOSE. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГИПНОТИЧЕСКОГО СЕАНСА

En.: Length of hypnotic session

Сколько времени посвящают гипнотическому сеансу?

Согласно нашим записям* средняя продолжительность составляет около получаса. С очень эмотивными* или резистентными* пациентами приходится работать около часа. Но ничто не мешает нам, если время ограничено, сказать пациенту, что его бессознательное будет рабо­тать в его пользу... до следующего сеанса. Эриксон рассказывал, что в 1952 году ему требова­лось обычно от четырех до воами часов, чтобы должным образом вовлечь пациента в работу! (Enckson, 1980, 1).

Нежелательно действовать слишком быстро, поскольку пациенту необходимо время. Полагаю, что мы обязаны с уважением относиться к периодам задумчивости. В некоторых случаях (при нестложной помощи или в стоматологии) вполне уместно действовать быстрее, пользуясь прямыми* внушениями, но работа при этом совершается несколько иная.

DYADE. ДИАДА

En.: Diade

Представленная в литературе концепция гипноза включает в себя понятие диады. Вот мнение Вайтценхоффера: «Гетерогипноз - это состояние транса, характеризующееся уста­новлением диадных отношений между двумя человеческими существами. Один из членов диады намеренно отказывается от самоконтроля и самоопределения. Он уступает контроль другому члену диады» (Wefeenhoffer, 1988, 1, 14). (См. слияние*.)

Это не касается нашей практики. Новый гипноз обучает пациента, не требуя от него отказа от контроля* (см. отстраненность*).

Тем не менее можно было бы говорить о диаде в широком смысле слова, поскольку оба партнера становятся участниками приключения, связанного с бессознательным.

DYNAMIQUE DE LA TRANSE HYPNOTIQUE. ДИНАМИКА ГИПНОТИЧЕСКОГО ТРАНСА

En.: Transe dynamic См. структура* транса.

E

ECHELLE D'HYPNOTISABILITE. ШКАЛЫ ГИПНАБЕЛЬНОСТИ

En.: Hypnotisability scales

Шкалы гипнабельности создавались для измерения готовности быть загипнотизирован­ным. Они обладают спорной валидностью, так как отражают только готовность быть загипно­тизированным с помощью традиционного гипноза*.

Следует отметить, что в этих шкалах мы встречаем три типа внушений*:

• первые информируют пациеитов о том, что с ними что-то происходит,

• вторые - о том, что пациенты больше не могут совершать те или иные действия (вы­зов*),

• третьи связаны с искажениями восприятия*. Некоторые шкалы хорошо известны:

1. Вайтценхоффер и Хилгард (1959).

2. Шор и Орн (1962) (см. традиционная индукция*).

3. Барбер и Калверлей (1963). В данном случае авторы квалифицируют (с полным пра­вом) эти шкалы как шкалы внушаемости* (Barber, 1969.)

4. Одна из новейших шкал была создана Спаносом, Радтке и др. в 1983 г. (Bertrand, 1989). Стабильность показателей этих шкал во времени заставляла думать, что они отражают

некую константу человеческой личности, интерпретируемую как «готовность испытать диссо­циацию»* (Spanos & Chaves, 1989).

Эти шкалы являются для психологов источником сведений о феноменах внушения. Но для нас они абсолютно бесполезны, поскольку наша практика и получаемые с ее помощью эффекты есть нечто совершенно иное.

ECRITURE AUTOMATIQUE. АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

En.: Automatic writing

Среди классических возможностей гипноза существует и возможность писать автомати­чески*, иногда не зная содержания написанного. Сюрреалисты, не обращала к гипнозу, ув­лекались этой игрой, дававшей, как им казалось, удивительные результаты.

Милтон Эриксон часто пользовался этим подходом в клинических исследованиях* (Erickson & Rossi, 1979); Эрнест Хилгард также использовал автоматическое письмо в своих поисках, например, для подтверждения феномена скрытого наблюдателя*.