Эта практика обычно требует много времени и тренировки, поэтому я рекомендовал бы ее просто как курьез. В рамках упражнений, предлагаемых нашим студентам, редко кто из
62
испытуемых не достигает начальной стадии каракуль, но потом мало кто может прочитать написанное.
В клинике автоматическое письмо может послужить вступлением к знакомству с бессознательным. Эриксон любил рассказывать историю молодой женщины, неожиданно для себя написавшей: «Могу ли я выйти замуж за Гарольда?» - тогда как она была помолвлена с другим (Rosen, 1982/1986). И она вышла замуж за Гарольда!
EGO OBSERVER. ЭГО-НАБЛЮДАТЕЛЬ
En.: Ego observer
В большинстве трансов*, говорил Эриксон, «всегда сохраняется некая постоянно присутствующая часть пациента, которая спокойно наблюдает и бодрствует. [...] Поэтому некоторые пациенты уверяют, что не были загипнотизированы, так как смешивают это самонаблюдение с состоянием ясного сознания в обиходном значении этого слова» (Enckson & coll., 1976).
Мы видим это в практике нового гипноза*: пациент остается бдительным и наблюдает Возникает вопрос, бывает ли иначе при других формах гипноза. Существование обширной амнезии* после некоторых видов гипноза, казалось бы, свидетельствует в пользу этого. Но даже и в таких случаях тот факт, что пациента невозможно заставить сделать все что угодно, подтверждает постоянное присутствие бессознательной бдительности.
EMERGENCE DE LHYPNOSE DANS LE MONDE SCIENTIFIQUE. ПОЯВЛЕНИЕ ГИПНОЗА В НАУЧНОМ МИРЕ
En.: Emergence of hypnosis in the scientific world
Обстоятельства, при которых гипноз вошел в историю научной мысли, таковы, что продолжают оказывать влияние на наши современные представления о нем. Например, на концепцию гипноза накладывают отпечаток упоминания о сне* и представления о пассивности*, которую подразумевает гипноз.
Полную информацию об истории гипноза можно найти у Бэрруканда (1967), Элленберге-ра (1970) и у Лоуренса и Перри (1988).
Вероятно, еще в древности использовались - зачастую в лечебных целях - возможности некоторых психологических состояний; людей изумляли их проявления в магическом или религиозном контексте.
Со времен Месмера* можно проследить историю сменявших друг друга концепций. Их авторы иногда в чем-то предвосхищали появление нового гипноза. Понятие гармонии Месмера, понятие о том, что загипнотизированный знает, что для него полезно, выдвинутое Пюисе-гюром*, признание ведущей роли за пациентом, как это понимал Фариа*, важность исключительного внимания, на которое указывал Брайд*, утверждения Жанэ* о необходимости разделять гипноз и внушение... Все эти представления вполне современны.
Со времен Бернгейма* и его школы утвердился определенный тип гипноза. Труды и серьезность этих исследователей заслуживают уважения. Но, будучи ограничены концепция-
63
ми и психологическими знаниями своей эпохи, они смешивали гипноз и внушение. Именно так можно понять «историческое заблуждение* гипноза».
EMOTIVITE. ЭМОТИВНОСТЬ
En.: Emotivity
Различие между пациентом резистентным* и пациентом эмотивным чисто теоретическое. Тем не менее, имея дело с трудными пациентами, иногда следует делать выбор между двумя тактиками.
В действительности пациент резистентен постольку, поскольку нам вместе с ним не удалось найти адекватной установки* и нужного языка*. В таком случае логично попытаться последовательно использовать различные подходы*. Впрочем, это не является абсолютным правилом. Некоторые эмотивные пациенты, будучи чрезмерно мотивированы, при попытке достичь отстраненности* испытывают квазиконституциональные затруднения, поскольку вое новое повергает их в состояние тревоги. В этих случаях будет правильным продолжить тот же простой подход в сочетании с утомляющим пациента многословием, позволяя ему «израсходовать адреналин». Другими словами, нужно просто запастись дополнительным временем. Разумеется, наши слова и наше отношение* к происходящему должны ободрять* пациента настолько, насколько он в этом нуждается (см. пример с эмотивным пациентом).
ENCHAlNER. СЦЕПЛЯТЬ
En.: Chaining См.: ассоциировать*.
ENFANCE. ДЕТСТВО En.: Childhood
1. Ребенок сильнее, чем взрослый, бывает поглощен* игрой своего воображения, он постоянно как бы забавляется этим. Поэтому малоопытные гипнотерапевты часто считают, что потерпели с ребенком неудачу, так как тот во время гипноза оставался подвижным и способным к общению. На самом деле результаты часто бывают позитивными и неожиданными.
Часто спрашивают, с какого возраста можно применять гипноз. Правильнее было бы сформулировать вопрос по-другому: что именно подходит для ребенка данного возраста? Добиться внимания самых маленьких можно, например, с помощью кукольного театра. Более старших детей можно спросить, какой мультфильм у них самый любимый, и постараться сделать так, чтобы они снова увидели его в своем воображении, или еще лучше, чтобы они представили себе, что смотрят телевизионные программы, которые никогда не видели! В это время они будут слушать слова терапевта с должной мерой рассеянности*. Гипноз для детей -
64
это главным образом вопрос творчества и изобретательности. (О работе с детьми см. Lehrer & Booth, 1990.)
Эриксон приводил исполненные юмора примеры, в которых показывал, как он вызывал гипноз у детей, которых совсем не знал. (См. Письма Милтона Эриксона к Андре Вайтценхоф-феру за 1961 г., приведенные в книге Erickson & Rossi, 1981.)
2. Чтобы способствовать наступлению гипноза у взрослого, часто приходится обращаться к его детству.
ENREGISTREMENT DES SEANCES,
UTILISATION DES CASSETTES.
ЗАПИСЬ СЕАНСОВ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАССЕТ
En.: Taping sessions
1. Аудиокассеты
Если пациентам рекомендуются упражнения по самогипнозу* или релаксации*, желательно просить их прослушивать аудиокассеты, записанные во время сеанса. Араоз (Araoz, 1982 и 1985) советует не пренебрегать этой возможностью использования современной техники. Прослушивание кассеты подобно повторению* упражнения.
Иногда пациенты сами себя записывают на кассету, чтобы практиковать самогипноз* и самовнушение*. Мне приходилось также давать пациенту записанную кассету в том случае, когда обычный подход оказывался невозможным, особенно при работе с маленькими детьми* (см. сказки*).
2. Видеокассеты
Видеозапись незаменима в гипнотерапии*. Вопреки тому, что обыкновенно думают (в частности, психологи), она совершенно не мешает во время сеанса, поскольку психологические механизмы позволяют абстрагироваться от этой помехи. Разумеется, пациентов следует предупреждать, для них это послужит дополнительным подтверждением серьезности происходящего. Я думаю, что вскоре эта процедура сделается обязательной. Все ученые работают с точными данными - с материалами, цифрами... Одни психологи основываются на собственной памяти. Между тем они лучше других понимают, сколь немногого это стоит! Анализ видеозаписи выявляет все, что могло ускользнуть от наблюдения, и дает возможность самонаблюдения.
Некоторые предосторожности:
• Лично я никогда не записываю предварительную беседу, так как это может быть нетактичным.
• Я всегда предлагаю пациенту стереть запись после просмотра, если он этого хочет, а некоторым предлагаю в перерывах между сеансами держать записи у себя (еще никто не принял это предложение).
• Впоследствии, если лента кажется мне подходящей для обучения, я сообщаю об этом пациентам, и до сих пор все охотно давали свое согласие.
5 - 2917
65
ENSEIGNEMENT DE LHYPNOSE. ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ
En.: Teaching hypnosis
Обучая гипнозу, мы всегда оказываемся перед выбором: достичь ясности за счет упрощения или вдаваться в детали, теряя из виду целое (Zeig, 1980). Но гипноз ставит и свои особые проблемы, поскольку делает больший акцент на опыте*, а не на понимании, кроме того, сам опыт является производным от личных качеств.
Попытки превратить эриксоновские подходы в готовые модели и пользоваться доступной скороспелым умельцам экспресс-терапией из десяти пунктов кажутся мне вредными. Приблизить к пониманию может только стиль работы. «Метод обучения Милтона Эриксона был таков, что в душе ученика озарению всегда предшествовало замешательство» (Van Dick, предисловие к Zeig, 1980). Эриксон также доверял бессознательному обучению* и очень умело использовал поочередно право- и левополушарные функции* (см. Watzlawick, 1978/1980, Памяти доктора Милтона Эриксона).
К несчастью, Эриксон сейчас хорошо продается, и всевозможные инструкторы торопливо процветают. Напомним, что впредь до новых постановлений только Институты Милтона Эриксона признаются Фондом Милтона Эриксона (Феникс, Аризона) и квалифицированы во Франции как ее представители.
ERICKSON, MILTON Н. ЭРИКСОН, МИЛТОН
«Милтон Эриксон является величайшим гипнотизером всех времен» (Леон Шерток, личное сообщение).
Эриксон (1901 - 1980), американский психиатр, в значительной мере является автором понятия изменение референтных рамок*, используемого в новом гипнозе. Он сам страдал от физических недостатков (дальтонизм, дислексия), и эти жизненные препятствия позволили ему понять, как можно научиться использовать все свои ресурсы. В возрасте 17 лет, заболев полиомиелитом, он в течение некоторого времени был парализован и случайно открыл для себя самогипноз. (В 50 лет у него возникнет рецидив болезни, и он проведет свои последние годы в инвалидном кресле.)
Его подход базируется на длительной практике и интересе к постижению нового опыта. Маргарет Мид (Margaret Mead, 1977) утверждает, что Эриксон никогда не решал проблему уже известным ему способом, не испробовав вначале нового и оригинального решения (что ему почти всегда удавалось). Его прагматическая позиция позволила ему открыть, что гипноз может быть совсем не тем, чем его принято было считать. Постоянное обращение Эриксона к бессознательному* как к некой сущности при объяснении психологических феноменов позволило ему занять особое место в литературе по этому вопросу.