Другое направление (см. Барбер*) отказывается объяснять гипноз в терминах состояния.
Нам же кажется предпочтительным говорить не о состоянии, а об особом типе функционирования*, присущем человеческой психике. Вместе с тем, если предположить, что это необычное функционирование психики может искусственно поддерживаться и содержать новые возможности, то не будет формальных возражений против того, чтобы говорить об особом состоянии, даже если его характеристики размыты и плохо поддаются описанию.
Мы, как и Араоз (1982), считаем, что гипноз приводит в действие психическую активность, скорее связанную с опытом, нежели критическую, скорее субъективную, чем ориентированную на внешнюю реальность, содержащую больше первичных, чем вторичных процессов, и больше связанную с деятельностью недоминирующего полушария*.
И наконец, некоторые уподобляют гипноз физиологическому состоянию ваготонии, действительно соответствующему нашему определению релаксации*, которую терапевт часто стремится вызвать в начале сеанса. Ощущение комфорта, экономия движений, желание бездействовать и т. п. составляют эту картину (Erickson & Rossi, 1979).
ЁТАТ МОШИЕ DE CONSCIENCE. ИЗМЕНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ
En.: Altered state of consciousness
Простая, на первый взгляд, концепция. Достаточно простое определение измененных состояний сознания, предложенное Арнольдом Людвигом (Arnold Ludwig, 1969), на которое ссылается Вайтценхоффер, не ставит никаких проблем: «...существенное отклонение субъективного опыта, или психологического функционирования от определенных основных норм».
Шерток, обращаясь к этому понятию, уточняет его значение, резюмируя точку зрения традиционалистов* (1989): «Измененные состояния сознания могут отличаться в некоторых своих проявлениях, но, на наш взгляд, они демонстрируют нечто общее - обязательную, более или менее выраженную потерю пациентом своей идентичности на протяжении транса».
Для Вайтценхоффера состояния транса* являются подгруппой измененных состояний сознания. Гипнотические состояния* являются подгруппой состояний транса (Watzenhoffer, 1988, 2).
70
В противоположность этому другие исследователи, например, Сарбен (1950) или Бербер (1969), решительно отбросили понятие измененных состояний сознания. Они ищут объяснения в другом - на уровне ролей, которые играют пациенты.
Проще говоря, если учитывать только «то, что появляется», в какой мере мы можем утверждать, что сознание пациента в гипнотическом состоянии изменено?
Если оставить в стороне сомнамбулические* состояния, которые мы рассматриваем отдельно, то наблюдателей поражает в гипнозе прежде всего «некоторая» потеря критического мышления. Поскольку критическое мышление - это явление из разряда «все или ничего», следует ли, против очевидности, допустить, что наши пациенты могли потерять его в ходе сеанса? Как в таком случае они смогли бы сотрудничать с нами? С моей точки зрения, речь не идет об альтернативе: состояние бодрствования или гипнотическое состояние, наличие или отсутствие критического мышления. Пациенты удерживаются на грани двух типов функционирования и могут постоянно и по своему желанию в любое мгновение «входить» и «выходить» из определяемого таким образом транса. Этот-то меняющийся уровень условной отстраненности*, являющийся предметом обучения*, по моему мнению, и характеризует нашу новую концепцию гипноза.
ETHIQUE. ЭТИКА
En.: Ethics
Чтение этой работы ясно показывает, что практика гипноза ставит этические проблемы, и эти проблемы очень различаются для традиционного* и для нового гипноза*. Не следует забывать, что многие считают гипноз аморальным и опасным.
Анри Эй (Henri Ey, 1963, предисловие) выдвигает моральную проблему «взлома личности, порабощения пациента через его отношение к хозяину-гипнотизеру». Если подобные выражения теперь, может быть, и вызывают смех, то сама проблема вторжения* является подводным камнем, который мы должны научиться обходить. Дикая практика внушения*, которой не чужд ни один из видов гипноза, ставит правовые проблемы, даже если она вполне благонамеренна.
Практика гипноза в рамках клиники не дает надежных рецептов. Как отмечает Орн (Опте, 1972), терапевт, использующий гипноз, должен, как и другие врачи, действовать в союзе со здоровыми желаниями и стремлениями пациента, но для неумелого терапевта вполне очевидна опасность объединиться с деструктивными аспектами личности пациента и усилить его деструктивное поведение.
С учетом всего этого становится ясно, что гипноз должен быть достоянием квалифицированных профессионалов: медиков, психологов и некоторых представителей парамедицинской практики в жестких этических рамках той профессии, где они официально признаны. Респектабельные гипнотические общества фиксируют этические принципы в своих уставах.
EXERCICES. УПРАЖНЕНИЯ
En.: Exercises
1. Новый гипноз - это прежде всего опыт* и обучение*. Сеансы гипноза рассматриваются как упражнения, и хорошо, если при работе с пациентами будет использоваться это слово, чтобы устранить всякие кривотолки по поводу нашей практики.
71
2. Учить* гипнозу означает прежде всего предлагать разработанные и сопровождаемые комментариями упражнения.
EXPECTATIONS. ВЫЖИДАНИЕ
En.: Expectations См. ожидания*.
EXPERIENCE. ОПЫТ
En.: Experience
1. Гипнотический сеанс - это прежде всего опыт. Это опыт телесный, опыт эмоциональный и опыт межличностной встречи*. Он затрагивает всю психику. Такой опыт может быть очень оригинальным, например, когда оживают диссоциированные воспоминания. Это также опыт, от которого ждут результата. Научиться испытывать важнее, чем пытаться понять (Rosen, 1982/1986). И очень важно говорить об опыте, когда мы обращаемся к нашим пациентам, чтобы их установки* были ориентированы в этом направлении.
Гипнотический опыт не является ни статичным, ни незыблемым. Его можно представить себе как поток взаимодействующих образов*, ощущений, чувств, личных ассоциаций*, связанный с полученными внушениями*. В этом потоке опыта сосуществуют конкретные и абстрактные помыслы, основанные на реальности и на фантазиях, они нагромождаются друг на друга и могут действовать одновременно, вызывая ответы, связанные с потребностями и ожиданиями пациентов (Sheehan & McConkey, 1982).
2. Пациент должен нечто испытать и таким образом, может быть, обнаружить глубокие корни. Испытывать, вместо того чтобы понимать, часто представляет собой путь к разблокированию в психотерапии. Вацлавик (Watzlawick, 1974/1975) с юмором рассказывал историю одной пары, у которой давно прекратились сексуальные отношения, пока однажды у друзей их общая кровать не оказалась у стены и муж, как обычно, не захотел встать с кровати... О дальнейшем умолчим.
Психотерапия не всегда столь проста, но прохождение через опыт остается необходимостью, и гипноз уже по одной этой причине оказывается наилучшим подходом.
EXPERTMENTALE (HYPNOSE). ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ (ГИПНОЗ)
En.: Experimental (hypnosis)
Экспериментирование - это залог научного подхода. К сожалению, строгая научность до последнего времени связывалась только с традиционным* гипнозом. Вайтценхоффер утверждает, что психологи-экспериментаторы интересовались внушением* потому, что эта переменная лучше всего поддавалась измерению (1989,1). Но гипноз в этом контексте предстает скорее как некая техника, позволяющая устранить независимого арбитра в пациенте, чем как упражнение, развивающее свободные ассоциации*.
72
В эксперименте независимая переменная может быть легко представлена стандартизованными ритуалами, тогда как терпеливые индивидуальные индукции*, учитывающие конкретные потребности пациентов и приспособленные к их реакциям, никогда не смогут быть закодированы. Промежуточные переменные, представляющие ценность для нового гипноза, - это установки*, ожидания*, мотивации* не принимаются в расчет. Что касается зависимой переменной, то она до сих пор была представлена наблюдением за внушенным поведением пациентов.
Для нас гипноз - это личный опыт*, во время которого важно только то, что переживается пациентом (Erickson & Rossi, 1981), а не выполнение им чьих-либо просьб. Клинициста скорее интересуют эффекты, полученные в результате того, что было активизировано во время упражнения. Другими словами, экспериментирование законно, но пока не ясно, каким образом оно могло бы уловить нюансы изменчивой психической деятельности при клиническом гипнозе.
EXPLICATIONS AU SUJET. ОБЪЯСНЕНИЯ ПАЦИЕНТУ
En.: Explanations to the subject
Поскольку мы считаем, что гипноз - это конкретизация определенных установок*, на первом плане для нас стоят убеждения пациента, поэтому первостепенное значение имеет предварительное объяснение. Предубеждения пациентов (так же, как и операторов) лежат в основе различий в полученных гипнотических состояниях. Действительно, у наших пациентов часто бывают совсем иные представления о гипнозе, чем у нас, и наши объяснения должны быть направлены на демистификацию* предстоящего опыта*. Добавим к этому, что объяснения следует давать понятным пациенту языком*, то есть его языком (Watzlawick, 1978-1980).
EXPLORATION. ИССЛЕДОВАНИЕ
En.: Exploration
1. Новый гипноз предполагает, что гипнотический опыт* - это исследование, результаты которого не могут быть предсказаны заранее. Во время сеанса оператор шаг за шагом исследует различные возможности пациента: возможности воображения* и визуализации*, идеомоторной* и чувственной реакции, искажения времени*, возрастной регрессии* и т. д.