Эриксону случалось, когда он сталкивался с резистентным* (-ной) пациентом (-кой), просить их прийти в сопровождении друга (или подруги). Получив согласие второго человека, Эрик-сон начинал его гипнотизировать, адресуя сообщения* им обоим и в первую очередь,* конечно, основному пациенту. Оба пациента входили в гипноз* (Haley, 1973/1984). В одном из упражнений, которые мы предлагаем обучающимся, требуется гипнотизировать наблюдателя незаметно для него. Для этого достаточно адресовать вербальные сообщения пациенту, а невербальные -наблюдателю. Это не более чем учебное упражнение, но его результаты поразительны.
Существует также гипноз коллективный, иногда осуществляемый с помощью телевидения. В СССР один психиатр был постоянным объектом внимания прессы, проводя публичные телевизионные гипнотические сеансы. Возникает вопрос,* оправдывают ли положительные результаты, полученные у некоторых пациентов, те несчастные случаи, которые неизбежны после каждого такого представления? Как бы то ни было, внимания заслуживают подходы и техника, выработанные любым практиком (Gamier et Godin, 1991).
HYPNOTHERAPIE. ГИПНОТЕРАПИЯ
En.: Hypnotherapy
Терапевтическая ценность гипноза была замечена очень давно. В свете наших теперешних знаний представляется очевидным, что в основе улучшений, отмечаемых при использовании всех форм гипноза, лежат очень разные механизмы. Перечислим некоторые терапевтические возможности, которые могут быть реализованы (преднамеренно или непреднамеренно) во время гипнотических сеансов: ■ терапевтическую составляющую часто содержат простые внушения*;
• ' все специфические феномены*, развивающиеся во время гипноза, могут также обладать
терапевтическим эффектом;
• гипноз может создавать условия для исцеляющего отреагирования*;
• гипноз позволяет усваивать новый материал, предоставляемый терапевтом, и изменять референтные рамки*;
• благодаря возрастной регрессии* гипноз позволяет по-новому переживать прошедшие события;
• он создает возможность для приобретения новых навыков и для переноса навыков;
• он является областью обретения опыта;
• он способствует восстанавливающим отношениям*;
• он способствует сознательно/бессознательной интеграции и т. д.
86
HYPNOTISABILITE. ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ
En.: Hypnotisabih'ty
Традиционный гипноз* подразумевает, что способность быть загипнотизированным обусловлена неким неизменным качеством личности, выраженным в большей или меньшей степени.
От двадцати до тридцати процентов популяции считаются негипнабельными (см. шкалы*). По нашему мнению, шкалы поглощенности* воображаемым скорее отражают то, чем определяется легкость вхождения в гипноз.
Мы считаем, что в рамках корректно проведенного сеанса каждый из нас по-своему способен на определенный гипнотический ответ*. При этом появление каких-либо зрелищных эффектов вовсе не обязательно. Важные и удивительные результаты нередко бывают следствием опыта*, казавшегося поверхностным.
HYPNOTISER. ГИПНОТИЗИРОВАТЬ
En.: To hypnotize
Научный мир, за небольшими исключениями, признает существование гипнотических феноменов и роль, которую играет так называемый оператор* или сопровождающий*. В обиходе говорят, что оператор гипнотизирует пациента.
Нам кажется неразумным гипнотизировать без серьезной подготовки. С другой стороны, мы считаем, что для этого не требуются и энциклопедические знания. Необходим минимум (триста пятьдесят) простых понятий. Слишком много идей во время работы только мешает.
HYPNOTISMES (CLASSIFICATION DES). ГИПНОТИЗМ (КЛАССИФИКАЦИЯ)
En.: Types of hypnotism (classification of)
Мы можем принять терминологию Вайтценхоффера (1988): классическим гипнотизмом он называет все, что было сделано до конца XIX века, это означает, в частности, все наблюдения от Месмера* до Шарко*.
Термином традиционный гипнотизм он обозначает всевозможные практики, существовавшие с начала века, практически начиная с Бернгейма* и до пятидесятых годов, то есть «гипнотизм-внушение».
Термином нетрадиционный гипнотизм он объединяет очень разные практики, описание которых постепенно появляется в медицинской литературе, в частности те, в которых обнаруживается влияние Милтона Эриксона. Сюда же входит описываемый здесь новый гипнотизм.
По мнению Вайтценхоффера, следует уделить особое место полутрадиционному гипнотизму, в котором находят себя многие современные практики, включая его самого - что, по моему мнению, создает преимущество и неудобство, позволяя уходить от выбора между несовместимыми гипотезами*.
87
HYPOTHESES SOUS-JACENTES A LHYPNOSE. БАЗОВЫЕ ГИПОТЕЗЫ ГИПНОЗА
En.: Underlying hypotheses of hypnosis
Существование гипноза редко ставится под сомнение, поскольку с этой областью связаны многие известные имена (Павлов, Фрейд,..). При этом имеется в виду некая единая гипотеза.
Напротив, гипотезы, служащие для объяснения самого феномена могут быть очень разными (см. классификация гипнотизма*). Я позволю себе сформулировать это так:
- В традиционном гипнозе* имеется в виду состояние, в которое «погружаются» под влиянием оператора*. Это состояние обладает определенными характеристиками, среди которых описана возможность попасть в подчинение, быть вовлеченным в любовную связь и т. д. Наш друг Жак Келе (личное сообщение) предлагает нам рассматривать пациентов в традиционном гипнозе как находящихся под гипнозом.
- В новом гипнозе* имеется в виду тип функционирования, к которому «приглашаются» в рамках общения двух личностей. Такая динамика вовлекает всю психику и при этом характеризуется изменчивостью характеристик. Ничто не обязательно (но все возможно) (Godin, 1990a). Вот почему Жак Келе предлагает считать пациентов нового гипноза находящимися в гипнозе.
IDEODINAMISME. ИДЕОДИНАМИЗМ
'En.: Ideodynamics
Бернгейм (как и Лейкок в 1845 г. и в особенности Карпентер в 1880 г.) проявлял большой интерес к так называемому щесщинамическому феномену. Этот природный феномен имеет свойство усиливаться во время гипноза. Суть его состоит в следующем: если в нашей голове появляется некая идея, то она стремится реализоваться. Такова природа идеомоторного*, идеосенсорного и прочих феноменов. Именно этот механизм, проявляясь, создает впечатление, что гипнотизируемый подчиняется приказаниям, тогда как он всего лишь автоматически осуществляет сообщенные ему идеи.
Этот феномен сравним с рефлексом, с той только разницей, что мы вправе относить локализацию данного «короткого замыкания» к более высоким отделам нервной системы. Усиление идеодинамического феномена под гипнозом происходит в силу того, что в гипнозе возможно диссоциирование* психических функций* (Erickson & Rossi, 1981). Согласно Бернгейму, механизм внушения* в основном можно описать следующей формулой: «повышение возбудимости идеомоторных, идеосенсорных, идеокогнитивных и идеоэмотивных рефлексов».
IDEOMOTEUR (PHENOMENE). ИДЕОМОТОРНЫЙ (ФЕНОМЕН)
En.: Ideomotor (phenomenon)
Это наиболее употребительный из идеодинамических* феноменов. Если я с достаточной интенсивностью думаю о том, что моя рука стала легкой, то она в конце концов приподнимется.
«Идеомоторные движения являются обычными и совершаются в состоянии бодрствования; это происходит, когда мы киваем головой, слушая собеседника, с которым согласны, когда мы морщимся перед незнакомым блюдом или когда нажимаем воображаемую педаль тормоза, пытаясь затормозить автомобиль, в котором едем пассажиром... В той мере, в какой мы совершаем эти движения непроизвольно и как бы рефлекторно, они являются идеомоторными» (Turner, 1991).
Подобные процессы усиливаются в гипнотическом трансе*. Вот как это интерпретирует Бернгейм*. В нормальных условиях человеческий разум старается критически осмыслить предлагаемые ему идеи. Впечатление обрабатывается и анализируется в рамках сложного душевного процесса, который завершается либо его принятием, либо нейтрализацией. Таким обра-
89
зом психика может отвергнуть подобное впечатление. В противоположность этому, у гипнотизируемого превращение мысли в действие происходит так быстро, что интеллектуальное противодействие не успевает развиться. Когда интеллект вмешивается, бывает уже слишком поздно. Речь идет о свершившемся факте*, который с изумлением констатируется. Если я говорю гипнотизируемому: «Ваша рука остается согнутой», мозг реализует эту идею тотчас же, как только она сформулирована. Рефлекс немедленно передается от коркового центра, где идея через посредство слухового нерва была воспринята, к двигательным центрам, вызывая движение мышц-сгибателей.
Идеомоторным феноменом можно объяснить многие известные методики. Шеврейль (1854) интересовался «волшебной палочкой» и движениями маятника, которые как бы вели за собой руку исследователей. Он пришел к заключению, что в основе этого феномена были едва заметные движения, связанные с содержанием мыслей пациента и не осознаваемые им.
Важно помнить, что маятник Шеврейля и идесмоторный феномен не нуждаются в гипнотическом состоянии*. В действительности они сами вызывают гипноз (Erickson & Rossi, 1981).
IMAGES. ОБРАЗЫ
En.: Images
Действенность произносимых в гипнозе* слов пропорциональна их способности вызывать образы, и если эффект заставляет себя ждать, опытный оператор* не замедлит прибавить несколько образов, по возможности ярких. (Принято считать, что для создания образов подходят все каналы коммуникации*.)
Это утверждение можно проиллюстрировать небольшим упражнением, которое, если произносить слова не спеша, позволяет без затруднений перейти к анальгезии*, что особенно интересно и полезно при работе с детьми*:
«Если вы посмотрите на свою руку и представите себе, что каждый палец связан с нервом определенного цвета, то вы можете проследить путь этих нервов вдоль всей руки, затем по позвоночному столбу... до самого мозга. Вы можете вообразить, что эти нервы достигают как бы коробочки, форму и цвет которой вы представите себе сами. Внимательно разглядывая эту коробочку, вы можете обнаружить выключатели и выборочно отключать ток, идущий к вашей руке».