Смекни!
smekni.com

Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гип-нотерапию / Перев с франц. С. К. Чернетского (стр. 27 из 71)

Эриксон также доказал, что гипноз можно вызывать у глухонемых, пользуясь языком жестов (там же, стр. 337).

MOBILISATION. МОБИЛИЗАЦИЯ

En.: Mobilization

Новый гипноз* нацелен на то, чтобы мобилизовать пациента, а не указывать ему, что нужно делать. На это же направлена и эриксоновокая гипнотерапия.

Гипноз позволяет разблокировать «застывшие» ситуации (см. сценарий*). Гипнотичес­кий транс* как бы дает возможность высвободить ассоциации, которые до этого невозможно было мобилизовать (примеры Ноэми, Ундины).

Оператор может не знать причину нарушений и тем не менее иметь возможность помочь пациенту, поскольку пациент мобилизуется для совершения полезной для него работы* (см. внушение открытое* и активизирующее*) на бессознательном уровне. Такая терапия мобили­зацией обескураживает многих врачей, поскольку привычная медицинская схема приучила нас к последовательности: диагностика - лечение.

motivation, мотивация

En.: Motivation

Один из факторов успешности гипноза - мотивация пациента, поэтому первостепенное значение имеют предварительные разъяснения*.

Но мотивацию не следует смешивать со «стремлением к результату», которое блокирует процесс отстраненности* или заставляет пациента подыгрывать терапевту. Сильная мотива­ция при хронических болях* дает хорошие результаты даже у пожилых пациентов, у которых бывают слабо выражены внешние признаки гипноза.

MOUVEMENTS. ДВИЖЕНИЯ

En.: Movements

Во время гипноза большинство пациентов остаются почти неподвижными; другие совер­шают как бы зачаточные движения, которые могут быть связаны с переживаемыми в это вре-

110

мя образами (например, при воспоминании о партии в теннис). Некоторые движения требуют интерпретации: возбуждение, выход из определенного состояния и т. п. Особонно подвижны бывают дети*. Эриксон и Росси, впрочем, утверждают, что ребенок, смотрящий фильм, со­вершает движения, но если он смотрит тот же фильм в состоянии гипноза, то остается непод­вижным. Транс - это возможность диссоциации* между идеаторной и двигательной сферами (Erickson & coll., 1976).

MUSIC-HALL. ЭСТРАДА

En.: Music-hall

Гипноз как представление - это карикатура на традиционный* гипноз; гипнотизер как бы отдает приказания вдруг поглупевшему пациенту, который их исполняет (см. автомат*).

Отбор лиц, пригодных для того, чтобы служить мишенью, является определяющим фак­тором эстрадного гипноза. Лица внушаемые* или невнушаемые, но с установкой* на подчи­нение, как бы получают возможность усыпить в себе всякую способность к критике и делеги­ровать другому свою личную инициативу.

Всегда заметно, что начальные внушения* касаются только простых, банальных идеомо-торных* актов. Но поскольку идея оформлена как приказание, ее идеодинамическая реализа­ция выглядит как покорность. Такие импликации*, повторяясь, становятся успешнее и убеди­тельнее и усиливают эффективность внушения*, приводя к передаче еласти гипнотизеру (см. соскальзывание при внушениях*.)

Поскольку очевидно, что на подобных спектаклях гипнотизируемые не обязательно явля­ются «подставными лицами», эти феномены чрезвычайно интересуют психологов, несмотря на то, что речь здесь идет скорее о внушении, чем о гипнозе. Диссоциация* психических функций* и подключение бессознательных видов поведения превращают такие представле­ния в особую разновидность гипнотического опыта*.

MYTHES. МИФЫ

En.: Myths

Мифы являются попытками объяснить трудные для понимания феномены pvi-Strauss, 1958). Миф, как правило, обращается к историям или феноменам, которые постичь проще. Нам необходимы образы*, для того чтобы мыслить.

Появление* гипноза в мире науки потребовало обращения к образам, метафорам* и мифам, с которыми прочно связаны имена великих предшественников. Некоторые мифы яв­ляются помехами, вводя в обиход небезобидные понятия; например миф об одержимости или о подчинении хозяину. «Мифы - активные элементы гипноза» (Godin, 1991a).

Образы же, напротив, хорошо вписываются в техническую мифологию нашей эпохи; их преимущество состоит в том, что они не делают акцент на власти терапевта: «Ваш мозг рабо­тает как компьютер. Вы можете научиться брать в скобки* некоторые аспекты вашего «Я», в частности, вы отключаетесь о того, что вас окружает в настоящий момент. Теперь ваша энер­гия полностью используется для внутренней работы*... Ваш мозг может начать поиск воспо­минаний, о которых вы не подозреваете... Он способен включать программы* поиска реше­ний, не передавая этого на экран вашего сознания, и т. д.»

N

NON-VERBAL. НЕВЕРБАЛЬНОЕ

En.: Non-verbal

В практике гипноза нельзя забывать о невербальных средствах. Невербальное сооб­щение обычно передается жестами: приближение или отстранение, гримасничание, под­несение руки ко рту, перекрещивание рук и т. д. - это послания, которые мы должны расшифровывать. Тон* голоса также несет сообщения помимо слов. Когда нет соответ­ствия между вербальным сообщением (дигитальным) и сообщением невербальным (ана­логовым), мы говорим, что первое диктуется сознанием, а второе отражает содержание бессознательного.

Невербальные послания могут быть сознательными. Эриксон мог вздыхать, подчеркнуто расслабляться, иногда закрывать глаза на несколько мгновений (Enckson & coll., 1976). Нако­нец, такие формы поведения, как каталепсия*, могут быть квалифицированы как невербаль­ные ответы на невербальные просьбы.

В гипнотической практике невербальные бессознательные проявления касаются, по-ви­димому, обоих партнеров; поэтому видеозапись* незаменима.

NON-VOLITION (IMPRESSION DE). НЕПРОИЗВОЛЬНОСТЬ (ВПЕЧАТЛЕНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОСТИ)

En.: Non-volition (impression de, of)

Опыт превращения содержания коммуникации* в непроизвольное* поведение является одним из признаков гипноза.

В экспериментальном гипнозе многие пациенты действительно описывают свое поведение в гипнозе как непроизвольное, хотя в разных исследованиях в зависимости от использованных гипнотических процедур цифры значительно колеблются. Согласно данным Спаноса (1989), только 45% пациентов заявили, что их поведение определенно не было произвольным (см. двойственность*). Некоторые считают, что впечатление непроизвольности поведения является ситуационно обусловленным и пропорциональ­но понятливости пациента и его желанию сообразовываться с просьбами оператора (Lynn, 1989).

Мы считаем, что только феномены, переживаемые как непроизвольные, заслуживают названия гипнотических.

112

NOUVELLE HYPNOSE. НОВЫЙ ГИПНОЗ

En.: New hypnosis

Выражение «новый гипноз» впервые появилось в книге Даниэля Араоза (1982) Впослед­ствии он именно так озаглавил работу (1985), посвященную определенной области практики. Новый гипноз является прямым продолжением работ, известных под названием новая нан-сийская школа (Бодуэн*, Куэ). Он соответствует тому, что Вайтценхоффер называет нетради­ционным гипнотизмом. Новый гипноз во многом создан Милтоном Эриксоном, но в равной степени связан с именами Теодора Барбера, Сарбэна, Вайтценхоффера и др.

Наши исследования и практика, описанные здесь, соответствуют этому направлению. На протяжении многих лет мы узаконивали во Франции эту терминологию, в частности, в сооб­щении на международном семинаре в университете Пантера: «Традиционный гипноз и новый гипноз: разрыв или преемственность?» (Godm, 1990). Слова «новый гипноз» фигурируют так­же в заглавии французского журнала «Феникс».

В то же время новый гипноз является прямым преемником наблюдений и исследований в сфере гипноза, проводившихся во всем мире со времен Месмера* Однако его нередко рассматривают как частный случай гипноза, при этом исследователи порой наивно делают излишний акцент на внушении* (см. гипотезы*).

8-2917

о

OBSERVATEURE CACHE. СКРЫТЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ

En.: Hidden observer

Речь идет о феномене, описанном Хилгардом и Хилгардом (1975) и пролившем новый свет на гипнотические опыты*. Во время сеанса «гипнотической глухоты» кому-то пришла в голову идея задать пациенту следующий вопрос: «Несмотря на то, что вы глухи вследствие гипноза, возможно существует какая-то часть вас, которая слышит мой голос и принимает информацию. Если это так, то я хотел бы, чтобы ваш указательный палец подал мне знак». (Этот способ общения, рекомендованный Эриксоном, уже стал обычным в клинической прак­тике.) Ко всеобщему изумлению, палец приподнялся! Пациент тут же вмешался: он был очень взволнован, так как почувствовал движение своего пальца и не мог понять причины этого. Таким образом, его состояние уже не могло быть квалифицировано как полная глухота.

Хилгард продолжил подобные эксперименты и заметил, что пациенты в гипнозе могут заявлять о своей нечувствительности к болевым раздражителям, тогда как автоматическое письмо*, которое тот же самый пациент выполнял одной из диссоциированных* рук, свиде­тельствовало о восприятии определенного уровня боли*, соответствующего восприятию вне гипноза. Для удобства обозначения Хилгард говорил о такой информации как о доступной скрытому наблюдателю, понимая, что это всего лишь метафора*, которая ни в коем случае не означает существования некой второй личности со своей собственной жизнью, некоего гомун­кулуса1 , живущего в глубинах личности.

OBSERVATION. НАБЛЮДЕНИЕ

En.: Observation

Чтобы заниматься новым гипнозом, очень важно научиться кропотливому наблюдению за пациентом - хотя бы для того, чтобы располагать адекватной обратной связью* и вовремя давать обратный ход* в случае неудачи.

Следует принимать во внимание определенный набор показателей* и минимальных при­знаков*: приободряется* ли пациент? Пытается ли он справиться с определенными синесте­зиями*? Не является ли то, что мы наблюдаем, отражением усилившихся грез? Идет ли речь об ответе или о невербальном сосбщении, которое нам нужно расшифровать? Совершается ли психологическая работа на бессознательном уровне, оез ведома пациента и не она ли определяет его мимику? (Erickson & Rossi, 1979). Это информация первостепенной важности.