AGIR SUR QUELQU' UN. ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА КОГО-ЛИБО
En.: To act on someone
Желание влиять* на других, к сожалению, является существенной частью человеческих отношений. Некоторые техники претендуют на использование гипноза в этом направлении1.
Гипноз - это психотерапевтический* подход, используемый профессионалами, имеющими надлежащую квалификацию, поэтому вторжение* для нас является подводным камнем, который следует обходить.
Эриксон в игровой форме, используя примеры из своей практики, показал нам, чего не следует делать. Однажды его старший сын остался с ним дома. Сын вел беседу, общим знаменателем которой была тема автомобиля и использования ключей. Эриксону вдруг захотелось протянуть ему ключи от машины и предложить покататься. В последний момент он удержался, подумав, не было ли со стороны сына манипуляции* (Erickson, 1986).
Этот случай является хорошим примером косвенного* внушения с некоторыми элементами психического принуждения (см.: истории*).
AIGUILLAGE. ОРИЕНТИР
En.: Switching
Гипноз является разновидностью психического функционирования*, в условиях которого появляется возможность устанавливать для пациента подобие «ориентиров», способствующих определенному направлению мыслительного процесса.
Например, если во время гипнотического сеанса слышится шум, он может мешать. Но если пациент предупрежден оператором о том, что возможен шум и что этот шум не помешает, он получит соответствующий психологический ориентир и не будет подскакивать при каждом постороннем звуке.
Это объясняет и оправдывает употребление нами шаблонных фраз*. Ориентиры присутствуют на всех этапах гипнотического сеанса.
ALLUSION. НАМЕК
En.: Allusion
Намек - это активизирующее* внушение. Его цель - активизировать определенные психические ассоциации пациента.
10фициально признанные эриксоновсхие институты отвергают «дикое» обучение так называемым эриксоновским техникам в коммерческих целях!
2-2917 17
Например, если мы говорим пациенту, пребывающему в гипнотическом состоянии, о свежем воздухе, то весьма вероятно, что мы увидим, как он сделает глубокий вдох.
Такое предложение* посредством намека не предполагает принуждения. Оно может быть принято или отвергнуто пациентом на бессознательном уровне, не помешав продолжению сеанса. В той мере, в какой «ответ» пациента непроизволен, его поведение можно с полным правом расценивать как гипнотическое.
Вот как действовал Эриксон, когда однажды он захотел увидеть автоматическое* письмо: «Как правило, если есть бумага и карандаш, то можно что-нибудь написать. Часто не знают, что будет написано. Наверняка карандаш, который я взял, уже писал раньше. Сейчас левша взял бы карандаш левой рукой...» (Erickson & Rossi, 1981). При этом пациент как бы говорит себе: «Я правша и беру карандаш правой рукой...»
ALTERATIONS SENSORIELLES. ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ
En.: Sensory alterations
Делез (Deleuze, 1813) одним из первых показал, что в гипнозе возможны изменения ощущений, как следствие внушений*. Идея ощущения делает возможным само ощущение, позволяя добиваться различных эффектов, подобно тому, как идея движения способствует его реализации (см.: идеомоторный феномен*). Эстрадные* гипнотизеры широко используют эту любопытную особенность на горе участников демонстраций, с наслаждением грызущим картошку, поданную как нежный фрукт.
Иногда сенсорные искажения возникают спонтанно после начала гипнотической индукции. В таких случаях достаточно просто успокоить пациента, поскольку эти феномены быстро поддаются контролю. В клиническом гипнозе сенсорные искажения используются только для контролирования боли*.
AMBIGUITE.
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ, ДВОЙСТВЕННОСТЬ
En.: Ambiguity
Гипноз - это область, для которой характерна двойственность. Часто пациент не может сказать, находится или находился ли он в гипнозе (даже если по опыту знает, как это обычно происходит); точно так же он не всегда может отличить, грезил* ли он во сне или это была простая задумчивость. Он не может ясно ответить на многие вопросы, в связи с чем очень уместен афоризм Руслана: «Это состояние не связано с категориями пространства и времени» (Roustang, 1990).
Граница между желаемым и возможным размыта:
• некоторые пациенты не знают, симулировали* они или нет (Erickson & Rossi, 1981);
• иные говорят примерно так: «Думаю, что я мог бы опустить руку (действовать, говорить и т. д.), но полагаю, что не хотел этого делать...»
Кажущаяся нам ясной и определенной граница между хотением и способностью не всегда такова в психопатологии: Джон Хартланд, длительное время возглавлявший Британское
18
общество медицинского и стоматологического гипноза, любил повторять по поводу некоторых пациентов-невротиков: «Они говорят, что не могут; окружающие утверждают, что они не хотят... на самом деле они не могут хотеть...» (Hartland, 1971).
AMBIVALENCE. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
En.: Ambivalence
Амбивалентность - это свойственная человеку установка, при которой мы хотим чего-либо и одновременно желаем противоположного. Например, мы хотим измениться и одновременно отвергаем изменение*; мы хотим двигаться вперед и в то же время нам хочется сопротивляться*... Искусство терапевта вообще и гипнолога в частности состоит в умении приспособиться к этому факту и научиться давать выход (поочередно или одновременно) этим противоречивым стремлениям пациента. Проблема скорее практическая, нежели теоретическая, поскольку в действительности мы имеем дело с сопротивлением* и способами его преодоления.
Например, терапевт в определенный им момент позволяет сопротивлению выразиться, одновременно удовлетворяя двум устремлениям: одна рука может левитировать, в то время как другая сопротивляется (см. лример Ноэми). Использование парадокса* также может быть решением проблемы (см. также Erickson & Rossi, 1981).
AMNESIE. АМНЕЗИЯ
En.: Amnesia
Амнезия, то есть забывание того, что происходило во время гипнотического сеанса, является частью специфических* феноменов гипноза, с которыми иногда приходится встречаться. Она наступает либо после соответствующего внушения*, сделанного во время гипноза (см. традиционная* индукция), либо (у некоторых пациентов) спонтанно (при этом трудно быть уверенным, что не было безмолвного* внушения, отвечающего ожиданиям* пациента). Согласно Брэйду*, амнезия - это неотъемлемая часть того, что он называл гипнозом. Однако в настоящее время слово «гипноз» употребляют вне связи с массивной амнезией, которая, кстати, встречается все реже и реже.
Это забывание, коль скоро оно возникает, может быть тотальным и тревожить пациента, который не знает, что он мог совершить или что с ним могли сделать, какие внушения* могли быть внедрены в его психику без его ведома (постгипнотическое* внушение). Впрочем, еще Бернгейм заметил и Фрейд подтвердил это, что такое забывание, против ожидания, не является необратимым, и некоторые негипнотические, требующие терпения подходы помогают восстановить забытое.
Определенный свет на эти феномены пролили опыты Эрнеста Хилгарда (см. скрытый наблюдатель*).
Амнезия как таковая не является обязательной составляющей нового гипноза. Тем не менее, если оператор в ходе сеанса посчитал полезным восстановить в памяти пациента некоторые забытые им события, в конце сеанса он может найти удобным (и оправданным) попросить пациента забыть их снова. В еврей практике мы просим пациента помнить то, что может быть ему полезно, и забыть остальное (см. шаблонные* фразы).
2* 19
Гипнотическую амнезию не следует смешивать с широко используемой процедурой структурированной* амнезии.
AMNESIE STRUCTUREE. СТРУКТУРИРОВАННАЯ АМНЕЗИЯ
En.: Structured amnesia
Структурированная амнезия - это техника, суть которой состоит в том, что нациент теряет нить воспоминаний после выхода из транса*.
Эта процедура, изобретенная Эриксоном, заключается в произнесении одной или нескольких фраз в начале сеанса (якорь*) и в их точном повторении в тот момент, когда пациент ресриентируется*. Пациент, переживая два сходных момента, склонен идентифицировать их, в его представлении они сливаются, и он забывает то, что происходило между ними (см. пример Солен). Затем терапевт отвлекает* внимание пациента, чтобы он окончательно потерял связующую нить. Известно, что так же забываются ночные сновидения, если в момент пробуждения человек чем-то отвлекается.
Этот способ хорош во всех случаях, когда терапевт не хочет, чтобы пациент сознательно вмешивался в бессознательные* процессы, приведенные в действие во время сеанса, например, чтобы пациент не пытался анализировать использованные в ходе сеанса метафоры*.
В противоположность классической гипнотической амнезии* пациент при «пробуждении» помнит, что все прошло хорошо. Если в дальнейшем он забывает детали происходившего, то у него не остается никаких поводов для тревоги. (См. также Erickson & Rossi, 1981,1989 и Erickson, 1986.)
AMPLIFIER. УСИЛИВАТЬ
En.: To amplify
В новом гипнозе оператор* тщательно наблюдает* за пациентом. Все, что идет в желаемом направлении (см. признаки*), подкрепляется, усиливается: «Да, хорошо» или просто «Да». Эта возвращаемая информация (обратная связь*) позволяет пациенту усиливать появляющийся феномен, не осознавая, каким образом это достигается. Таков же принцип приборов биологической обратной связи*.
В своей психотерапевтической практике Эриксон усиливал положительные элементы, просто констатируя их наличие, довольствуясь на первых порах совсем небольшими сдвигами. Возникал эффект снежного кома. (См. Вацлавик и др., 1974/1975, предисловие Милтона Эриксона.)
Терапевт должен учиться следовать знакам*, подаваемым пациентом (Erickson & Rossi, 1981).
ANALGESEE. ОБЕЗБОЛИВАНИЕ
En.: Analgesia
Обезболивание заключается в исчезновении болезненных ощущений при сохранности всех прочих, например тактильных.
20
В гипнозе можно иногда добиться анестезии*, но анальгезию, которой вполне достаточно для клинических целей, получить намного проще, хотя бы заместив боль другим ощущением: жара, холода, ползания мурашек... Для этой же цели можно использовать образы*: «Я уколю вас, но вы почувствуете только давление, как будто я уколол вас сквозь кожаную перчатку...»