Смекни!
smekni.com

Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гип-нотерапию / Перев с франц. С. К. Чернетского (стр. 37 из 71)

SEQUENCE D'ACCEPTATION. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПРИНЯТИЕ

En.: Yes set

Последовательное принятие относится к косвенным* внушениям. Оно заключается в кон­статации очевидных фактов, с которыми пациент может только соглашаться: «Вы сидите здесь... вы можете слышать... и т. д.», и в «сцеплении» с ними предложения*, к реализации которого мы стремимся, например: «...Вы можете внимательно следить за...» Использование последо­вательного принятия - одно из самых эффективных средств утилизации внушения* и в этом смысле оно носит характер манипулирования* (см.: Enckson & coll., 1976).

В новом гипнозе* последовательные принятия особенно часто используются для сосре­доточения пациента на собственной кинестетике* («Вы можете ощутить, что происходит сей­час в вашем теле...», или «...ощущать состояние комфорта и релаксации по мере того, как они развиваются» и т. д.). В последнем случае последовательное принятие способствует достиже­нию феноменов, которые нельзя получить одним усилием воли.

Последовательное принятие - это частный случай психической предрасположенности*.

SEQUENCE DE NEGATION. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ОТРИЦАНИЕ

En.: No set

В противоположность последовательному принятию, построенному так, чтобы пациент много раз подряд сказал «да», последовательное отрицание позволяет добиваться ответа «нет».

Например: «Вы не любите такую плохую погоду?», или: «Вас не затруднит расположиться в этом кресле?» Для последовательности отрицания не имеет значения конкретное содержа­ние фраз.

150

Использование отрицания - это средство разрядить* сопротивление* пациентов. Неко­торые люди в детстве, находясь в атмосфере принуждения, не имели возможности говорить «нет», и теперь они как бы стремятся наверстать упущенное: «Отрицание использует негати­визм некоторых пациентов таким образом, что они освобождаются от сопротивления и на­правляют свою энергию в другое русло» (Erickson & coll., 1976).

SIGNAL. СИГНАЛ

En.: Signal

Сигнал позволяет привести в действие запрограммированные во время традиционного гипноза установки*.

В эстрадном гипнозе сигналы широко используются: «Когда я сделаю это, вы впадете в гипноз!» В экспериментальном гипнозе (см.: шкалы*) сигнал приводит в действие постгипно­тическое* внушение.

Для достижения вторичного самогипноза* во время гипнотического сеанса используется сигнал. Для получения первичного самогипноза, необходимого при хирургическом вмеша­тельстве, пациент решает, что сигналом станет контакт скальпеля с его брюшной стенкой, добиваясь этим максимума мотивации* (Rausch, 1980).

SIGNALING. СИГНАЛИНГ, ПОДАЧА СИГНАЛОВ

En.: Signaling

Мы оставили это английское слово без перевода для обозначения практики, часто ис­пользуемой в современном клиническом гипнозе.

Его формулировка проста: «Ваше бессознательное может подать мне знак... слегка при­подняв этот палец...» (Erickson & Rossi, 1981). На практике мы рекомендуем придерживаться определенного порядка (см.: пример Жака), чтобы не встревожить пациента неожиданным характером этого метода.

С 1938 года Эриксон осваивал использование спонтанных движений головы и рук паци­ента и с юмором говорил, что политики предпочитают задавать вопросы тем, чьи головы пока­чиваются в вертикальном направлении. Практика сигналинга была разработана в ходе семи­нара с участием Эриксона и Ле крона в 1952 г. Именно Ле крон (1954) опубликовал первую статью на эту тему (Erickson & Rossi, 1981). Примеры можно найти в многочисленных публи­кациях Эриксона и других исследователей, а также в наших упражнениях.

Движения* пальцев при сигналинге отличаются от произвольных движений. Иногда Ле Крон предлагал пациентам помочь движению пальца усилием воли. Что оставалось думать, если в ответ на подобное предложение начинал приподниматься другой палец? Такой ответ, возможно, означал, что задание не было понято или что на него нельзя ответить в рамках «да/ нет». Тогда для разрешения этого «темного пункта» пациенту были заданы другие вопросы (Erickson & Rossi, 1981).

Метод подачи сигналов является достоверным индикатором* гипноза и может также рас­сматриваться как средство его углубления (Erickson & Rossi, 1981).

151

Что же касается утверждения о том, что сигналинг - это «истинный голос бессознатель­ного*», то Эриксон и Росси предпочитают говорить, что «ответ исходит от подсистемы нашей психики, диссоциированной* от сознательного ядра личности» (Erickson & Rossi, 1979).

SIGNE. ЗНАК

En.: Sign

Для получения информации от пациента в начале гипнотического сеанса знак часто пред­почтительнее, чем речь, которая сильнее беспокоит пациента. Например: «Как только вы удобно устроитесь... как только вы найдете приятное воспоминание... вы подадите мне знак паль­цем...» Здесь речь идет о сознательном и произвольном ответе. Желательно, чтобы коммуни­кация* постепенно становилась автоматической, вовлекающей в работу бессознательные уровни (сигналим*).

SILENCES. МОЛЧАНИЕ

En.: Silence

Паузы, соблюдаемые оператором* во время гипнотического сеанса, позволяют пациенту отдаваться свободному «движению души», не будучи потревоженным разговором, который всегда рискует оказаться неконгруэнтным*. Однако при этом следует не позволять тревожно­му пациенту чувствовать себя брошенным.

Можно также предупредить пациента, что временами потребуется молчание. После ус­тановления такого ориентира* пациент начинает использовать эти паузы для углубления сво­ей поглощенности*. Кроме того, такие мгновения тишины часто необходимы пациенту для совершения внутренней работы*. Можно внушить ему, чтобы он подал знак*, когда будет готов продолжать.

В некоторых случаях молчание оператора, в соединении с позицией ожидания*, стано­вится для пациента внушением, указывающим, что от него чего-то ждут. Практика некоторых терапевтов (Эрнест Росси) характеризуется такой позицией невмешательства во внутреннюю работу пациента.

SIMPLICITY. ПРОСТОТА

En.: Simplicity

Практика гипноза проста. Тем не менее не следует забывать:

• чтобы понять, что такое гипноз, необходимы определенный уровень культуры и знаком­ство с основными понятиями (здесь мы даем определение тремстам пятидесяти поняти­ям); с другой стороны, рискованно заниматься терапией без достаточной профессио­нальной подготовки;

• гипнозом не следует заниматься, не испытав этот опыт на себе и не узнав значение задействованных в нем факторов (формулировки* и т. д.).

152

Трудности, с которыми приходится сталкиваться, практикуя два основных типа гипноза, о которых мы говорили, отличаются:

• новый гипноз* относительно сложнее, он требует тонкости формулировок;

• традиционный гипноз* и прямое* внушение проще для практического применения. Вме­сте с тем воздействовать на другого - означает решиться на определенный шаг, что часто заставляет колебаться.

Когда читают об удивительных эффектах, которых можно добиться с помощью гипноза, возможно, задаются вопросом, какие же словесные ухищрения при этом используются. Рис­куя разочаровать читателя, повторю, что нет ничего проще. Достаточно в простых выражениях попросить пациента, «если он не возражает», сделать то-то или то-то (см. Joseph Barber, 1989).

SIMULATION. СИМУЛЯЦИЯ

En.: Simulation

Симулировать гипноз*, как правило, несложно. В современных опытах используют конт­рольную группу пациентов, симулирующих гипноз, отобранных среди людей, предположи­тельно, наименее гипнабельных. Наблюдателям не удается обнаружить различия.

Интересно также, что симуляция транса* для некоторых является способом его дости­жения. Эриксон порой рассказывал некоторым резистентным* пациентам историю* Долли (Rosen, 1982), молодой резистентной пациентки, которую он попросил симулировать транс, детально описывая свои ощущения. Ей полностью удалось достичь удовлетворительного гипнотического состояния. Пациенты идентифицировали себя с Долли и сами входили в транс.

Означает ли это, что всякий гипноз - это бессознательная симуляция? Поскольку опре­деленные так называемые внутренние гипнотические установки* позволяют добиваться тера­певтического эффекта, который до этого был невозможен, обращение к понятию* симуляции не представляет интереса

После опыта некоторые пациенты заявляют, что симулировали гипнотическое состояние или утверждают, что не знают, было ли это симуляцией (см.: неопределенность*). «Такое объяснение они дают опыту, который не могут осмыслить... Это интерпретация в рамках ра­ционального мышления» (Erickson & Rossi, 1981).

SOMMEIL. СОН

En.: Sleep

Гипноз долгое время считали разновидностью сна. Месмер* и Пюисепор* сообщали о случаях «усыпления», позже говорилось о «сомнамбулизме»; в дальнейшем операторы ис­пользовали представление о сне, иногда открыто, как Фариа*, иногда косвенным методом, как Брэйд*, добивавшийся спонтанного закрытия глаз. Льебо* внушал сон, прежде чем при­ступить к более специфичным внушениям. Такой вызванный сон, согласно Льебо, имел ту же природу, что и естественный. Впрочем, замечает он, можно производить те же внушения в момент засыпания.

153

Бернгейм* допускал, что сон, естественный или вызванный, способствует появлению гипнотических феноменов (Bemheim, 1916).

Мы теперь хорошо знаем, что гипноз - это не сон. Но во время традиционной* индукции повторяют слова, внушающие мысли о сне (см. экспериментальная индукция*), до тех пор, пока пациент не закроет глаза и не уронит голову как человек, который уснул.

В принципе (кроме редких исключений) в новом гипнозе больше не упоминается о сне, поскольку терапевт не стремится к подразумеваемой* пассивной установке* пациента.

SOMNAMBULISME (OU ЁТАТ SOMNAMBULIQUE).