Смекни!
smekni.com

Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гип-нотерапию / Перев с франц. С. К. Чернетского (стр. 38 из 71)

СОМНАМБУЛИЗМ

(ИЛИ СОМНАМБУЛИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ)

En.: Somnambulism

В медицинской литературе со времен Месмера* и Пюисепора* описывались гипнотичес­кие «состояния» такой интенсивности и специфичности, что их стали называть вызванным сомнам­булизмом. На эстраде* именно эти проявления демонстрируются в ходе представления.

В настоящее время слово «сомнамбулизм» употребляется редко, как критерий высокой внушаемости* в сочетании с повышенной физиологической реактивностью и спонтанной ам­незией* содержания сеанса, возникающей на выходе из состояния (Weitzenhoffer, 1988, 2). Эриксон использует этот термин, «когда кто-то способен действовать в трансе, как в состоя­нии бодрствования, полностью сохраняя связь с гипнотизером» (Erickson & Rossi, 1979). В подобных случаях, замечает он, пациенту недостает душевной инициативы и он сохраняет слишком тесную связь с оператором (Erickson & Rossi, 1979).

Сомнамбулические состояния особенно интересуют практикующих традиционный гип­ноз*, тогда как сторонники нового гипноза* стремятся избежать этого феномена и действи­тельно почти не сталкиваются с ним (мы, конечно, можем наблюдать явления сомнамбулиз­ма, если пациент в него верит). Еще недавно Вайтценхоффер полагал, что сомнамбулические состояния могут иметь другую природу, нежели гипнотические состояния вообще (см.: конти­нуум*).

Лично я не думаю, что сомнамбулические состояния представляют собой завершающую стадию гипноза, на самом деле идет о завершенной форме внушения*. Сомнамбулические состояния, по моему мнению, появляются только в определенном контексте, в частности, они возникают в рамках особого ожидания*; другими словами, они являются завершением опре­деленной установки* на самопрограммирование.

SOPHROLOGIE. СОФРОЛОГИЯ

En.: Sophrology

Иногда термины «гипноз» и «софрология» употребляют как синонимы. А между тем «д-р Сэйседо, основатель софрологии, сразу отмежевался от гипноза как от слишком директивно­го* и ограниченно доступного. Софрология Сэйседо на самом деле претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем терапия, чем-то более «гуманистическим», не исключающим ни |

154

философских рассуждений, ни социальных соображений. Она становится «наукой о челове­ческом сознании и его изменении» в сторону гармоничной формы сушествования и включает в себя, помимо терапевтического применения, такие методы развития личности, как динами­ческая релаксация, основанная на восточных подходах (йога, тибетские практики, дзен), Со-фрология предполагает активизацию динамического потенциала и позитивных сил, присущих каждому индивиду. [...] Не будучи направленной на диссоциацию*, она [софрология] стре­мится дать человеку возможность испытать целостность личности в как можно более гармо­ничном едином переживании тела-сознания, порожденном снижением уровня бдительности. Она не столько стремится к депотенциализации сознательного*, сколько к расширению поля сознания при повышении восприимчивости*, достигаемом путем расслабления, и пережива­нии физических и душевных явлений без дихотомии» (Etchelecou, 1992).

SOUCIS DE LA NOUVELLE HYPNOSE. ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО ГИПНОЗА

En.: Considerations of new hypnosis

Основная задача оператора в новом гипнозе* заключается не в использовании каких-либо методов, а в выборе адекватной внутренней позиции*.

Для этого оператор постоянно держит в уме ряд требований (при обучении новому гип­нозу на их основе создаются упражнения):

• забота о другом*, выражающаяся, в частности, во внимательном отношении к словесно­му резонансу*, в стремлении использовать по возможности неопределенные* слова и выражения;

• забота о коммуникации* и об обмене информацией, что выражается прежде всего в уста­новлении регулярной обратной связи*;

• забота о гармонии*, что означает выбор определенных видов поведения;

• забота о невторжении*, означающая осторожное использование прямого внушения*;

• забота о формулировках, то есть внимание к тонкостям речи, умение оценить их воздей­ствие во время внушения;

• забота о поступательном движении, то есть о логическом развитии событий во время сеанса (см.: план*);

• забота о невербальной коммуникации (см.: запись*);

• забота о проблеме пациента, которая должна задавать направление работы, начиная с этапа индукции (см.: тема*).

SOUVENIR. ВОСПОМИНАНИЕ

En.: Memory

Выбор приятных воспоминаний в начале гипнотического сеанса очень важен, поскольку мы собираемся иметь дело с ресурсами*.

В тех случаях, когда пациент во время сеанса очень бурно или шумно отреагирует*, не­обходимо уметь контролировать эти проявления, противопоставляя им приятные воспомина­ния, за которые пациент смог бы ухватиться, как за спасательный круг. Иногда пациент заяв-

155

ляет о своей неспособности найти приятное воспоминание или о том, что все приятные воспо­минания вызывают у него противоположные, неприятные чувства (ситалинг* может подтвер­ждать это). Я думаю, что начинать гипноз при таких условиях не нужно. Поиск приятного воспоминания или фантазии, сколько бы это ни отнимало времени, сам по себе уже является психотерапевтической работой*, которой не стоит пренебрегать.

Во время гипноза пациент обычно возвращается к забытым воспоминаниям, имею­щим самую разную аффективную тональность. Иногда стоит использовать возможность эмоционального контроля для восстановления в памяти тягостных и травмирующих ситу­аций с целью их реинтеграции, но уже в рамках взрослой психики (см.: возрастная рег­рессия*).

Используемые при этом формулировки очень просты. Вот пример, взятый у Даймонда (1989): «Чтобы суметь вновь пережить опыт пятнадцатилетней давности, вы можете начать вспоминать вашу партнершу по танцам, затем запах горящего в Вермонте леса и затем вы позволяете себе вообразить, что какая-то часть вашей личности способна к восхождению во времени, тогда как другая, критическая, просто наблюдает за экспериментом, без всякой по­требности вмешиваться...»

SPONTANEITE. СПОНТАННОСТЬ

En.: Spontaneity

Невозможно приказать «быть спонтанным», однако замечено, что гипнотическое функцио­нирование ощутимо приближает нас к спонтанности (см.: непроизвольные* виды поведения).

В рамках психотерапии цель гипноза - помочь пациентам вновь обрести утерянную или не испытанную по-настоящему спонтанность.

STRATEGIE. СТРАТЕГИЯ

En.: Strategy

Для терапевта стратегический подход заключается в принятии на себя инициативы в дей­ствиях, в установлении их программы и в прояснении перспектив в ходе этих действий (Haley, 1973/1984). Тогда знания и опыт терапевта позволяют ему надеяться на успешные психологи­ческие изменения у его пациента.

Стратегическая терапия в том виде, как ее изобрел и практиковал Милтон Эриксон, заключалась главным образом в том, что пациенту предлагалось осуществлять опреде­ленные виды поведения, порой странные, даже если он не понимал их смысла. Гипноз* Эриксон тоже использовал стратегически, то есть так, чтобы помогать преодолевать воз­никающие при этом опасения и затруднения. В таком контексте постгипнотическое* вну­шение играло очень важную роль. Можно сказать, что в этот период Эриксон стремился добиваться изменений в поведении, рассчитывая, что за этим последует психическая пе­рестройка.

Можно найти множество впечатляющих примеров стратегического подхода Эриксона в книге Джея Хейли (1973/1984). Но следует помнить, что стратегический подход легко может привести к злоупотреблениям и к достойным сожаления манипуляциям* (Boot, 1988).

156

STRUCTURATION DUNE TRANSE. СТРУКТУРИРОВАНИЕ ТРАНСА

En.: Structuring the trance

Эриксон высказал предположение, что гипнотический транс* соответствует психологи­ческим феноменам, развертывающимся в определенной динамике (которую, как и Росой, он предпочитал называть «микродинамикой»). Это понятие очень важно, поскольку здесь мы приближаемся к определению того, чем является гипнотический опыт*. С этой точки зрения всякий гипноз, в собственном смысле слова, может быть схематично представлен, как пять последовательных этапов, составляющих, некоторым образом, его структуру (Errckson & coll., 1976). Не следует смешивать эту структуру с планом* сеанса. Такая динамика действительно обнаруживается в каждый момент гипнотического сеанса. Эти пять этапов существуют всегда, даже если они сжаты и плохо различимы. Их последовательность такова:

1. Фиксация внимания* (этап очень хрупкий, который легко может прерваться, если не пе­рейдет в следующую стадию).

2. Депотенциализация сознательных процессов*, которая может наступить спонтанно, но чаще вызывается оператором.

3. Запуск бессознательных* процессов, обычно в зависимости от услышанных слов.

4. Бессознательные процессы, которые остаются невидимыми и предположительно опре­деляются тем, что им предшествует.

5. Гипнотический ответ, видимый или субъективный, но всегда непроизвольный.

SUBJECTIVITE (EXPERIENCE DE LA). СУБЪЕКТИВНОСТЬ (ОПЫТ СУБЪЕКТИВНОСТИ)

En.: Subjective (experience)

Любой гипноз* - это уникальный субъективный опыт, не сравнимый ни с каким другим.

Психика взрослого человека (но с реликтами детства*), как и контекст* опыта* создают нечто неожиданное. Наиболее важным в гипнозе является не то, что понимают, а то, что испытывают. Определенное психическое содержание получает новые аффективные ассоциации. Ощущение за­щищенности позволяет встретить лицом к лицу то, что казалось небезопасным. Игровой контекст, часто сопутствующий гипнозу, дает возможность принять к рассмотрению новые данные. И, нако­нец, особый характер межличностных отношений*, основанный на раппорте, для некоторых также может явиться совсем новым субъективным опытом и источником обновления.

Пациенты могут связывать полученный ими опыт с гипнотическим трансом. Но иногда они не знают или забывают, что «были в трансе» (Enckson, 1983/1986).

suggestibilite. внушаемость

En.: Suggestibility

Согласно Бернгейму (1916), внушаемость проявляется путем принятия внушений* и их реализации (см.: идеодинамизм*). Он отмечает, что в некоторых случаях эти два параметра