Смекни!
smekni.com

Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гип-нотерапию / Перев с франц. С. К. Чернетского (стр. 39 из 71)

157

расходятся, когда пациенты легко принимают внушения, но затем плохо их выполняют и на­оборот (Bemheim, 1916).

Для традиционалистов гипноз - это прежде всего состояние повышенной внушаемости по двум параметрам: принятию и выполнению. Принятие - производное от доверчивости* или легковерности пациентов. Я добавил бы: от впечатления, производимого сильной лично­стью (Godin, 1990a). Склонность к принятию внушений сильнее проявляется в детстве или на фоне некоторых эмоциональных состояний.

В практике нового гипноза мы констатируем, что пациент свободен в любой момент от­вергнуть произведенное внушение; другими словами, способность к принятию внушения в новом гипнозе не изменяется. И напротив, облегчается реализация уже воспринятых внуше­ний (идесдинамизм*). С 1932 года Эриксон, к тому времени уже тысячи раз погружавший пациентов в транс, заявлял, что не отмечал у них усиления склонности к принятию внушений. Это был бы артефакт* (Erickson & coll., 1976).

Склонность смешивать гипноз и ответ на внушение так велика потому, что гипнотические процедуры в течение долгого времени были ничем иным, как лавиной внушений. Кроме того, гипноз и внушение могут вызывать общие эффекты (см.: пластичность* гипноза).

SUGGESTION. ВНУШЕНИЕ

En.: Suggestion

Внушение - это банальнейшее явление повседневной жизни. Как говорил Огурлайан (1982), «если я повторяю жест другого человека, то уже можно сказать, что этот жест мне внушен».

В гипнозе пациент слышит обращенную к нему речь, поэтому невозможно, говоря о гипнозе, не прибегать к понятию внушения. Но слово «внушение» скрывает различные реаль­ности: между предоставлением возможности получения нового опыта* с позиции* готовнос­ти*, как это предлагается новым гипнозом*, и фундаментальной гипотезой традиционного гипноза* - верой в то, что состояние гипноза позволяет навязывать чужие идеи, - лежит целая пропасть непонимания (Godin, 1990a).

Согласно Вайтценхофферу, то, что мы называем внушением, в гипнозе является сооб­щением* или чередой сообщений, имеющей целью вызвать видимые действия или невидимый ответ пациента. Эти коммуникации названы внушениями, поскольку их эффекты не являются произвольными ответами и/или ответы чаще всего неосознанны (см. Wertzenhoffer, 1989,1). Такие коммуникации принципиально отличаются от приказов, требований, инструкций, кото­рые подразумевают сознательное сотрудничество и произвольный ответ. Это определение, сформулированное применительно к прямому* внушению, может относиться и к другим ви­дам внушений: открытому*, активизирующему* и непрямому*.

Действительно, внушение имеет нечто общее:

• с гипнотической индукцией*;

• с феноменами, появляющимися во время гипноза;

• с типом связи* протагонистов во время гипнотического состояния.

Это касается гипноза в тех случаях, когда он определяется соответствующей установкой по отношению к внушениям оператора (см.: шкалы*.) Напротив, с точки зрения нового гипно­за отнюдь не ставится задача забивать голову внушениями, идущими извне (см.: классифика­ция внушений*).

158

SUGGESTIONS (CLASSIFICATION). ВНУШЕНИЯ (КЛАССИФИКАЦИЯ)

En.: Suggestions (classification)

Классификация внушений, основанная на их разделении на прямые* и косвенные*, ка­жется мне недостаточной: при коммуникации вообще и при гипнозе в частности оказывается, что вербальные предложения*, которые мы используем, действуют на психику нашего собе­седника очень no-разному. Первостепенное значение здесь имеет понятие влияния*, а в об­ласти гипноза - в особенности, так как мы обязаны знать, где начинается вторжение*.

Я предлагаю следующую классификацию внушений.

- Прямые* внушения имеют объект, упоминаемый четко и определенно: «Я сосчитаю до пяти и ваши глаза закроются». Эффект может последовать (нас интересуют только непро­извольные эффекты) или не последовать. Они могут приниматься или отвергаться.

- Косвенные* внушения в собственном смысле слова тоже могут иметь определен­ный объект, подобно прямому внушению, но могут и оставаться нераспознанными; они могут удаваться и не удаваться; они более разработаны; они, в свою очередь, могут быть классифи­цированы: последовательное принятие*, импликации*, связки и дублирование*, трюизмы*, расспрос* и т. д. часто попадают в эту категорию, сохраняя некоторый опенок принудитель­ности получаемых эффектов. Замечено, что косвенные по форме внушения иногда приобре­тают значение активизирующих внушений, о которых будет сказано ниже.

- Другие внушения, по сути, являются намеками и в перспективе могут стать активизиру­ющими. Типичный пример - метафорическое* внушение. У оператора есть гипотеза. Если она оправдается, пациент сможет активизировать свою душевную энергию. Если нет, то паци­ент не примет внушение, и ничего не произойдет.

- Еще один вид внушений - открытые*. В них говорится: что-то должно произойти, но не уточняется, что именно. Это внушения мобилизующие. Все ответы (непроизвольные) в этом случае хороши и всецело принадлежат пациенту. У оператора может не быть никакой идеи по поводу того, что должно произойти. Типичный пример: «Подождем и увидим...» Неко­торые внушения, охватывающие все возможности одного класса*, и некоторые внушения, использующие паузы*, относятся сюда же.

В традиционном гипнозе использовались в основном прямые внушения. Новый гипноз преимущественно ориентирован на внушения открытые, активизирующие или косвенные.

SUGGESTION PAR ABSENCE DE CITATION. ВНУШЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОПУСКА

En.: Suggestion by «lost» quotes

При перечислении можно, намеренно пропустив что-либо, парадоксальным образом именно это внушить пациенту: элемент, который не был упомянут, тем самым приобретает рельефность. Другими словами, таким наиболее косвенным способом, незаметно для паци­ента активизируются цепочки бессознательных ассоциаций*.

Возникает вопрос о целесообразности столь тонкого подхода. Вот пример, взятый из терапии Эриксона. Терапевт предполагает, что в основе имеющихся нарушений - приступов удушья, возникающих в спальне, лежат сексуальные проблемы. Перечисляя находящиеся в

159

спальне вещи, он старательно избегает упоминать кровать или, точнее, он напоминает о ней тем, что избегает говорить открыто (Enckson, 1985). Эриксон напоминает о ней, не упоминая; не упоминая о ней, он приносит удовлетворение пациентке.

Другой пример внушения посредством пропуска можно найти в опыте с эксперименталь­ным сопротивлением*. Эта тонкая формулировка может использоваться в гипнозе.

suggestion activatrice. активизирующее внушение

En.: Activating suggestion

Активизирующее внушение основывается на предположениях, которые делает терапевт. Оно не является полностью открытым* и не имеет точной направленности, как прямые* или косвенные* внушения.

Среди активизирующих внушений преобладают аллюзии*, метафорические* внушения и многоуровневая речь*. Эффекты этих внушений частично предсказуемы, в зависимости от исходного предположения. Пациент может их принять или отвергнуть, исходя из своих соб­ственных данных.

Как и при других видах внушения, эти предложения* не являются собственно гипноти­ческими, но в рамках гипноза они порождают особый вид активности, возможно, только пото­му, что это соответствует установке* пациента.

suggestion par apposition des contraires. внушение путем противопоставления противоположностей

En.: Suggestion with apposition of opposites

Для внушения* можно использовать биполярностъ, свойственную мышлению и речи: белое напоминает о черном и т. д. (Enckson & coll., 1976). В примере Ноэми уточняется, что когда рука поднимается, веки могут опуститься.

SUGGESTION, QUI ENVISAGE LES POSSIBILITES D4JNE CLASSE. ВНУШЕНИЕ, ОХВАТЫВАЮЩЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОДНОГО КЛАССА

En.: Suggestion covering all possibilities of response

Внушение, обращенное на все возможности внутри одного класса явлений, близко к открытому* внушению, поскольку пациент неосознанно выбирает то, что ему подходит. Здесь, как и в открытом внушении, все ответы хороши по определению.

Например: «Я не знаю, стала ли ваша рука легче... или тяжелее, онемела ли она или вы испытываете в этой области особые ощущения, может быть, вы ее перестали чувствовать или

160

вообще ничего особенного с ней не происходит .»В новом гипнозе промах или несовпадение с действительностью невозможны!

Вот терапевтический пример такого внушения: «Какое средство поможет вам сбросить вес? Забудете ли вы просто поесть или потеряете терпение при виде множества блюд, потому что это отвлекает вас от более интересного занятия? Перестанут ли вам нравиться по той или иной причине некоторые слишком сытные блюда? Откроются ли вам достоинства других про­дуктов или других способов приготовления пищи, так что вы удивитесь, потеряв в весе и при этом ни в чем себе не отказывая?» (Enckson & Rossi, 1979).

SUGGESTION COMPOSEE. СОСТАВНОЕ ВНУШЕНИЕ

En.: Compound suggestion

Составное внушение заключается в соединении множества предложений, порой не име­ющих между собой логической связи.

Они как бы взаимно усиливаются. Наиболее простой связью является использование союза «и», с помощью которого объединяются все фразы во время гипнотического сеанса. Более смелым будет употребление оборотов типа' «поскольку..., по мере того, как..»(см. Enckson & coll., 1976 и Enckson & Rossi, 1979)

Иллюстрации можно найти и в наших примерах. Составное внушение является частью косвенного* внушения, со всеми вытекающими из этого преимуществами, неудобствами и возможностями.

suggestion directe. прямое внушение

En.: Direct suggestion

«Прямое внушение используется для получения эффектов, о которых упоминается конк­ретно и прямо» (Weitzenhoffer, 1989).

Вот типичный пример: «Отныне, когда вы будете есть, вы станете очень быстро наедать­ся и вам будет тяжело съесть больше» (Weitzenhoffer, 1988, 2)

Прямое внушение типично для традиционного гипноза*. Мы считаем, что его главные недостатки заключаются в следующем:

• прямое внушение не оставляет пациенту выбора;

• прямое внушение часто вызывает сопротивление* со стороны пациента;

• оно может быть неудачным и опабным, будучи эффективным, Вайтценхоффер (1988) сообщает о случае брикомании1, при котором врач внушил несчастной пациентке, что ее язык будет находиться между зубами (постгипнотическое* внушение). Когда пациентка проснулась утром, ее язык был серьезно поврежден;