Смекни!
smekni.com

Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гип-нотерапию / Перев с франц. С. К. Чернетского (стр. 46 из 71)

• гипноз предполагает наличие измененного состояния сознания*, и это состояние позво­ляет превысить обычные возможности;

• гипнотические ответы являются социальными видами поведения, обусловленными ожи­даниями и в конечном счете направляемыми самим пациентом, даже если это происхо­дит без его ведома. «Гипнотическое поведение осмысленно, направлено к цели, которая заключается главным образом в том, чтобы вести себя как загипнотизированный чело­век, так, как это определено оператором и понято пациентом» (White, 1942).

Спанос и Чейвес (Spanos и Chaves, 1989) считают, что эти два положения противоречат друг другу. Мы не согласны с этим: поскольку мы считаем, что внутренние установки, вызван­ные определенными процедурами, позволяют проявляться новым возможностям, говорить или нет об измененном состоянии - вопрос семантики (достаточно расплывчатый по своей природе). Остальное - вопрос относительности феноменов и бессознательного поведения.

Часть II

ПРИМЕРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ГИПНОЗА

С КОММЕНТАРИЯМИ И КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ

Приведенные ниже иллюстрации - это не модели, а примеры, показывающие, что не обязэтельно быть Эриксоном, чтобы практиковать новый гипноз. Они относятся к 1985-1986 годам и выбраны по принципу простоты. Как введение в практику нового гипноза или как материал для размышления, они предпочтительнее других случаев, более поздних, более сложных или более разработанных.

Эти иллюстрации дополняют предшествующие им теоретические определения и при­ближают их к реальной практике.

Возможно, некоторые предпочли бы начать чтение этой книги с иллюстраций. Для них мы приводим ключевые слова, отсылающие к разъяснениям в предыдущей части.

1. Простейшая индукция.

2. Классическая индукция (Жак).

3. Парадоксальная индукция. Терапия без внушения (Ундина).

4. Индукция левитацией руки (Ноэми).

5. Подход при функциональных болях (Солен).

6. Подход при болях органического происхождения (случай хондрокальциноза).

7. Упорядоченная возрастная регрессия (актер).

8. Подход для эмотивного пациента (девушка с виолончелью).

9. Индукция/обучение релаксации.

10. Традиционный гипноз.

«Часто случается, что мы не осознаем важных фактов до тех пор,

пока не упраздним вопрос почему»

Вацлавик, Уикленд и Фиш, 1974/1975

«Если я не знаю, что не знаю, я думаю, что знаю;

если я не знаю, что знаю, я думаю, что не знаю».

Лэйнг, цит. по: Вацлавику, Уикленду и Фишу, 1974/1975

1. ПРОСТЕЙШАЯ ИНДУКЦИЯ

Эта индукция наиболее проста, ее терапевтические параметры элементарны. Речь идет о простом сопровождении в приятном воспоминании*, включающем контекстуальное* внуше­ние. При такой простоте становится сомнительной необходимость гипноза как понятия.

Латентная тетания1 (запись, 1984)

Молодая женщина работает секретарем. Она обратилась к моему коллеге-психиатру по пово­ду приступов тетании, повторявшихся много раз за неделю. Она говорила, что чувствует себя очень связанной, так как не осмеливается удаляться далеко от дома и от места своей работы.

После этого сеанса пациентка чувствовала себя здоровой в течение семи или восьми месяцев. Затем она попросила повторить сеанс, так как боялась, что приступы могут повто­риться. После второго сеанса она решилась поехать в Соединенные Штаты, где, как мы зна­ем, новая и интересная жизнь завершила ее выздоровление.

Не изменено ни одно слово. Пациентка никогда раньше не подвергалась гипнозу и не присутствовала на гипнотическом сеансе.

Терапевт. Сейчас я попрошу вас устроиться ПОУДОБНЕЕ, потому что только если чувствуешь себя УДОБНО, сможешь погрузиться в себя...

Мягкое указание, подразумевающее*, что сейчас наступит гипнотическое со­стояние. Выделенные заглавными буквами слова призваны вызывать релакса­цию*, способствовать ей.

...вы вспомните ПРИЯТНЫЙ эпизод, когда вам было ХОРОШО... Итак... вы совершали путешествие, во время которого вам было ХОРОШО... в то время; итак... вы проживете заново один день... Вы сейчас увидите, как вы проснулись, что-то делаете... мне не важны детали... Главное - почувствовать заново ту атмосферу, может быть, запахи лета, ясно представить себе пейзажи, звуки, хорошо восстановить это чувство БЛАГОПОЛУ­ЧИЯ В СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ, которое у вас было... существования на лучшем уровне, заинтересованности, любопытства к тому, что должно произойти, к тому, что еще пред­стоит узнать... Вы воскрешаете это... ПРИЯТНОЕ ощущение ДОВЕРИЯ, НЕПРИНУЖДЕН­НОСТИ, БЛАГОПОЛУЧИЯ с друзьями, и быть может, вы снова увидите этих друзей, уви­дите их лица, какими они были... может быть, услышите их, может быть, мой голос ста­нет их голосами... а посторонние звуки, если они есть, будут включены* в ваши грезы; важно хорошо почувствовать... хорошо все увидеть...

Здесь мы имеем дело с индукцией посредством простого сопровождения в воспоминании*. Во время предварительной беседы девушка говорила о путеше-

1 Мышечные судороги.

191

ствиях, которые она совершила или мечтала совершить. Достаточно было ис-' пользовать неопределенные* слова, чтобы она почувствовала себя в воображае­мом путешествии (забота о другом*). Следует отметить важность некотрых слов,' произносимых здесь с особой интонацией. Их произносят по-иному, чтобы они спин контекстуальным* внушением.

...вы можете не закрывать глаза, потому что глаза могут оставаться открытыми и не ви­деть... Вы можете позволить им закрыться, если они хотят закрыться... если они закры­ваются сами; просто вспомните атмосферу... чтобы восстановить ощущение КОМФОР­ТА, РЕЛАКСАЦИИ, БЛАГОПОЛУЧИЯ...

Аллюзия * по поводу глаз способствует их закрытию, если ничто этому не пре­пятствует. Гипнотическое состояние возможно и при открытых глазах, если па­циент в достаточной мере переключает свое внимание с того, что его окружает. Долгая пауза.

...может быть, вы видите себя идущей и видящей пейзаж с необычной растительностью, может быть, вы ощущаете несколько нереальный климат этих удивительных и необыч­ных мест, и вы в полной мере чувствуете в себе эту радость открытия... чего-то нового, чего-то неизведанного, радость проникновения в совсем неизвестную для вас область... СОПРОВОЖДАЕМУЮ... в полном СПОКОЙСТВИИ, вдали от мира, вдали от забот... Быть может, ваше сердце бьется немного быстрее, потому что вы оживлены, может быть, наоборот, оно бьется медленнее, поскольку здесь вы РАССЛАБЛЯЕТЕСЬ, так как вы мо­жете одновременно находиться здесь и там, вы можете слышать мой голос, не слушая его, вы просто можете ПОГРУЗИТЬСЯ в это путешествие и забыть вое остальное...

Под предлогом возобновления сопровождения здесь используются метафоры гипнотической* ситуации: немного нереальная, необычная, неожиданная, сопро­вождаемая, спокойная и т. д. Следует отметить паузу* после слова «открытие».

...через несколько мгновений я попрошу вас постепенно возвратиться вместе со мной сюда, чтобы мы могли немного поговорить об этом первом опыте... Итак, я сейчас сосчи­таю до пяти, чтобы вы постепенно вернулись: раз... два... три... четыре... и пять!

Работая с пациентом, которого еще мало знаешь, всегда полезно быстро собрать отзвуки пережитого им только что (фрагментированный* гипноз).

Терапевт. Вы туда действительно отправились? Пациентка: Да, это было там... Т.: Это было приятно?

ПЛ Да...

Т.: Что вы чувствовали?

П.: Мне было хорошо... мне просто было хорошо.

Т.: Вы были спокойны, вы доверились...

П.: Вполне; мне было хорошо.

192

Т.: Тогда нужно использовать это как РЕСУРС. Нужно научиться вызывать в себе нечто подоб­ное... способное вмешаться и заместить другие чувства, да! И чтобы вы полностью со­хранили вою свою эффективность, но в эмоциональном контексте ДОВЕРИЯ, БЕЗОПАС­НОСТИ, РЕЛАКСАЦИИ, БЛАГОПОЛУЧИЯ; это очень просто и очень ЛЕГКО. Итак, мы дела­ем первый шаг... Вы хорошо ощущаете свое тело и все...

Постгипнотический период* относится еще к гипнозу. Терапевт продолжает прежнюю стратегию.

П.: Да, но это было любопытно... тело и... что-то такое, что проникает внутрь, и не знаешь, что это.

Г.: Можно пойти дальше в этом направлении, если хотите; я могу помочь вашему бессозна­тельному выразить себя... бессознательное, эта наиболее важная часть вас самих, имен­но оно должно быть главным, именно оно управляет всеми вашими автоматизмами и прочим... Если эта часть не выполняет свою работу, значит, ей что-то мешает, стрессы и все такое... Следует вернуть ей ее место... Именно в этом направлении я и работаю.

Речь с использованием терминов диссоциации*. Упоминание об автоматиз­мах не случайно: терапевтическое* внушение.

Так что, если что-то вам кажется необычным, я постараюсь помочь вам понять, что это нормально. Это просто связано с тем, что происходит внутри вас, с вашим бессознатель­ным... Это может быть также связано с моими словами, так как и то и другое гармонирует между собой, но все является производным от происходящего в вашей голове, и если кажется неожиданным, то только потому, что вы частично ослабили контроль, и то, что «происходит в голове, в точности воспроизводится в ваших ощущениях. Это может быть неожиданно, даже забавно, но нет причины для беспокойства, наоборот. Для меня, если хотите, это показатель того, что бессознательное находит свое истинное место...

Здесь повторяются объяснения, данные в основном перед началом сеанса. Слово «неожиданность*» подготавливает* дальнейшее. Пауза.

...Итак, если это было приятно, повторим?

Вам нет необходимости двигаться, нет необходимости говорить, нужно просто ждать, когда ваш организм найдет определенное равновесие... сможет действовать как бы сам собой, так же, как автоматизмы действуют внутри вас, так же, как ваше дыхание осуще­ствляется без вашего участия. И вы способны отвлечься от посторонних шумов, от помех, таких, как моя собака (собака ворчит), которую можно включить в ваши грезы, или от других шумов, вы можете забыть обо всем этом, поскольку знаете, что способны забы­вать... Иногда забывать - это плохо, но часто забвение - это благо, и следует помнить только о том, что может быть полезно для нас, и забыть все остальное.