Смекни!
smekni.com

Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гип-нотерапию / Перев с франц. С. К. Чернетского (стр. 48 из 71)

2. классическая индукция при симпаталгии

(Васкулярные лицевые боли)

, Этот сеанс интересен тем, что он достаточно «классический». Речь идет о диагностичес­ки ясных и подвергавшихся лечению васкулярных болях. Пациент не был ни особенно легким, ни резистентным. Тот факт, что пациент был хорошо знаком терапевту, никак не сказался ни на образе действий, ни на результатах. Был использован мягкий, но относительно прямой подход и предложено несколько открытых внушений.

Жак, 1984

Жак страдает сосудистыми болями в области лица (периодичность - дважды в день), возникшими три недели назад. Лечение он получал по всем правилам. В прошлом было два аналогичных, но менее интенсивных эпизода. Приступы очень острые. После первого сеанса (получасового), запись которого приведена ниже, боли не повторялись. Второй сеанс был проведен на следующий день и еще один сеанс - на третий день. В течение шести лет все идет нормально.

Не изменено ни одного слова. .Данный пациент никогда не подвергался гипнозу и никог­да не присутствовал на гипнотическом сеансе.

Т.: Итак, ты знаешь, что у тебя находят вазомоторные лицевые боли, то есть они зависят только от вегетативной нервной системы, иначе говоря, от симпатической и парасимпа­тической систем. Стало быть, есть показания для контролирования симпатической сис­темы. Это, кстати, сходно с методикой контролирования боли, используемой в некото­рых случаях...

Минимум объяснений* необходим пациенту, чтобы он понял смысл опыта и мог сотрудничать.

> ...Итак, происходить все будет очень просто: если хочешь, ты можешь поставить ноги ровно, чтобы поза была удобной, затем руки вот так... спокойно!

Структурирование ситуации, делающее акцент на ожиданиях*.

Итак, я полагаю, что для начала тебе следует просто найти среди своих воспоминаний что-нибудь ПРИЯТНОЕ, возможно, воспоминание о КАНИКУЛАХ...

Выделенные большими буквами слова произносятся другим юном (контек­стуальное* внушение, основанное на принципе двухуровневого* языка).

198

...оно может быть недавним или старым... это не так важно. Это нужно отчасти для того, чтобы ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ... всеми сопутствующими ассоциациями, и в очень неболь­шой степени - как разминка для вхождения в свой внутренний мир.

Простые пояснения", делающие опыт правдоподобный.

Итак, когда ты хорошо представишь себе эту картину, увидишь ее ярко, во всех деталях, ты подашь знак, слегка приподняв указательный палец правой руки... Совсем-совсем небольшой знак, показывающий, что ты ясно вспомнил это ощущение... и эти чувства... которые сопутствуют этому воспоминанию... возможно о каникулах... Да [палец двигает­ся], вое хорошо... Итак... ты даешь себе свободу действия.

Просьба к пациенту сотрудничать и отвечать' перемещает опыт в контекст общения, что является первостепенной задачей. Здесь в одном и том же дей­ствии знак*, о котором просит терапевт, подготавливает* почву для постановки сигналинга*.

Т.: Это на море? П.: Да.

Сопровождать пациента в воспоминании* проще, если есть минимум инфор­мации о выбранной теме.

Т.: Хорошо! Итак, ты ясно видишь детали; ты ясно видишь, какая стоит погода, солнце... Я полагаю, что день солнечный! Я думаю, что ты, быть может, видишь море, ты пытаешься услышать его, а также вдохнуть... запах... моря... И постепенно тебе удается ощутить контакт с почвой, то ли спиной, то ли ступнями, я не знаю, и это не важно... важно просто хорошо погрузиться в это воспоминание, чтобы удалось ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ...

Вот пример сопровождения в воспоминании с использованием неопреде­ленных* слов и ревизией разных каналов сенсорной коммуникации*. Пауза* пос­ле слова «воспользоваться» является открытым* внушением, так как у пациента запускаются цепи ассоциаций*, связанных с этим словом. Терапевт делает пау­зу, равную одному вдоху.

...приятными ощущениями, которые приносит это воспоминание... ПРИЯТНЫМИ ощу­щениями, связанными со СНЯТИЕМ НАПРЯЖЕНИЯ, с РЕЛАКСАЦИЕЙ... с БЛАГОПОЛУ­ЧИЕМ... ПРЕКРАСНЫМ ОЩУЩЕНИЕМ СЕБЯ В СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ., оставив все забо­ты и... находясь там только для того, чтобы ясно почувствовать КОМФОРТ этой ситуа­ции... Ты и сейчас тоже можешь ощутить КОМФОРТ, присущий этой ситуации и...

Позитивные* слова здесь, как это часто происходит в гипнозе, связаны с телесными ощущениями комфорта и релаксации*. Без сомнения, такой образ действия способствует ослаблению внешнего внимания и успокоению вегетатив­ной нервной системы. Кажется, что для проявления релаксации недоставало толь­ко слов оператора.

199

...когда ты ясно ощутишь КОМФОРТ в своем теле, сейчас... снова... ты позволишь дви­гаться указательному пальцу твоей правой руки... как только КОМФОРТ будет ЯСНО чув­ствоваться...

Повторяется с небольшими изменениями недавнее указание. Но на этот раз импликация* позволяет предположить, что палец может приподниматься сам.

Да, очень хорошо (палец двигается).

Новый ответ' пациента, про который нельзя в точности сказать, является ли он произвольным' или нет. В данный момент это не важно. Имеет место обрат­ная связь' поскольку пациенту требуется подтверждение, что его поведение вос­принято оператором.

Ты полностью остаешься в этой ситуации, и затем в течение нескольких мгновений ты вернешься сюда, чтобы мы смогли обсудить все это, а еще через несколько мгновений, если хочешь, ты сможешь вернуться в это ПРИЯТНОЕ место... которое теперь всегда будет нашей отправной точкой для этого проникновения внутрь себя. Итак, сейчас не спеша возвращайся сюда, в эту комнату, полностью обретя присутствие... ты не торо­пишься...

Желательно без промедления вернуть пациента, если он встревожен или выдал очень мало информации во время сеанса. Это позволит убедиться, что все идет хорошо, получить информацию, которую можно здесь же использовать (словарь, выражения, образы), и главное — пуститься в дальнейший путь в луч­ших условиях (фрагментированный* гипноз).

Т.: Итак, это было ПРИЯТНО? Ты это ясно ощутил? Мне кажется, что тебо удалось это ясно представить...

П.: Да, это было на берегу Средиземного моря... в Каннах, в маленьком отеле... Это одна вилла... ты знаешь, которая служит отелем. Это было очень приятно, потому что не было впечатления, что ты находишься в отеле, чувствовалось, что попал на виллу...

Т.: Ты почувствовал все это... Ты очень любишь море, ты ясно смог его увидеть?

Я: Да, и потом я снова ясно увидел сельский вид, все...

Т.: Хорошо... Тогда в виде упражнения или гимнастики ты снова не спеша вернешься туда...

Начать снова очень просто. Достаточно вежливо попросить об этом.

Т.: Ты устраиваешься С КОМФОРТОМ, потому что только в КОМФОРТНОМ СОСТОЯНИИ ты можешь по-настоящему погрузиться в себя... Ты сейчас принял позу...

Простые импликации*.

...которая позволяет тебе... легко совершить это путешествие... Итак... по своему жела­нию... ты можешь... или закрыть глаза... или оставить их открытыми... это не важно... Тем более, что даже если глаза открыты, ты вполне можешь не видеть...

200

Эти предложения* имеют целью сделать более вероятным закрытие глаз, или, по меньшей мере, устранить фиксацию взора. Кто-то предпочтет говорить о внушении негативной* галлюцинации.

...Ты можешь полностью оставаться... в этом путешествии во времени... Опять не то­ропись, и когда обретешь прежний контекст... истинный жар этого средиземноморс­кого солнца, когда ты ХОРОШО... почувствуешь все, что сопутствует этому... ПРИЯТ­НОЕ ощущение КАНИКУЛ, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ, очень ГЛУБОКОЕ, когда ты ясно представишь вое это, ты сможешь сделать мне знак указательным пальцем своей пра­вой руки, хотя, возможно, ты и будешь удивлен, увидев, как твой палец перемещается сам по себе...

Вот самый простой способ постановки сигналинга *. Пациент принимает пред­ложение, поскольку оно представлено как часть уже происходящего и как про­стая возможность.

...Как только ты ясно воспроизведешь все эти ощущения... все богатство этих ощуще­ний... звуки... цвета, жару... всю эту обстановку...

(Палец двигается таким образом, что становится ясно, что речь идет о непроизвольном движении*.) Да, очень хорошо...

Утверждение*, что происходит нечто.

...Теперь ты ненадолго задержишься там... Теперь... все это позволит тебе РАССЛА­БИТЬСЯ... Это значит, что... все твое тело ощутит РЕЛАКСАЦИЮ, которую ты чувствовал в этой обстановке, твоя спина РАССЛАБЛЯЕТСЯ, твои плечи РАССЛАБЛЯЮТСЯ, ноги, колени, ступни... затылок... вое мышцы лица РАССЛАБЛЯЮТСЯ, и ты погружаешься еще сильнее внутрь себя... Ты можешь спуститься так глубоко, как хочешь... С каждым вдо­хом ты можешь погружаться в состояние КОМФОРТА, все более и более ПРИЯТНОЕ...

Маленькое упражнение на релаксацию, очень простое, но способствующее вхождению в гипноз.

...другими словами, в ГРЕЗЫ, которые ты желаешь, которые ты можешь выбрать, кото­рые легко приходят к тебе...

Предложение более тонкое, чем предыдущее, менее прямое, учитывающее возможность диссоциации*.

...Эти грезы могут приблизиться к ночным сновидениям... то есть стать немного более причудливыми, подобно сновидениям... Они могут приходить совершенно СПОНТАН­НО... это не так важно... Ты также можешь выбрать только ГРЕЗЫ на тему каникул или обратиться к воспоминаниям о других каникулах...

Упоминание о грезах является аналогией* гипнотического состояния*.

201

...постепенно обратиться к каникулам, когда ты был маленьким... может быть, тоже на берегу моря... Это вполне возможно... Ты можешь представить море, каким ты увидел его в первый раз, С ИЗУМЛЕНИЕМ, что подобное существует в твоей жизни... Я не знаю, в каком это было возрасте, но это не имеет значения... Ты можешь представить это изумление, когда ты в первый раз увидел море... Ты можешь также представить вое памятные подробности того времени... Думаю, что поскольку ты очень любишь море, это должно быть связано для тебя со множеством ПРИЯТНЫХ впечатлений, открытием ново­го, каникул, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ, и ты прекрасно можешь странствовать и позволить странствовать своей душе среди всего этого...