Смекни!
smekni.com

Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гип-нотерапию / Перев с франц. С. К. Чернетского (стр. 50 из 71)

Снова терапевтические* внушения, кажущиеся многословным повторением '>\ сказанного раньше. В действительности предполагается, что пациент, уже утом­ленный, перестает слушать. Послания могут восприниматься им на другом уров­не*.

...Не обращай на меня внимания, тебе по-прежнему хорошо, ты продолжаешь прогули­ваться в своих грезах, позволяя им появляться... Не обращай на меня внимания... ты позволяешь свободно приходить своим грезам... не давай себе беспокоиться...

На этот раз оператор добивается каталепсии обеих рук, которые сохраняют неудобное положение.

...И эта странная поза не утомляет тебя, поскольку и здесь тоже эстафета принята твоим бессознательным... Это совсем не утомляет тебя.

Окончание*, которое последует, использует движение руки.

Теперь ты позволишь своей руке спокойно опускаться, очень осторожно, в присущем тебе ритме... И по мере того, как рука будет опускаться, ты будешь возвращаться сюда, полностью проснувшимся, в ясном сознании, после того, как бессознательное поняло... какую работу... оно должно будет проделать... хорошо поняло эту работу взятия под кон­троль... Очень осторожно, и когда твоя рука коснется бедра, ты опять полностью про­снешься после этого небольшого, очень приятного, снимающего напряжение путеше­ствия... Очень хорошо... Потом ты почувствуешь себя очень хорошо, очень спокойно.

Рука начинает опускаться.

Ты не должен торопиться, используй столько времени, сколько нужно, чтобы как следует проснуться, чтобы полностью прийти в себя, как это было недавно, и ты сможешь хоро­шенько потянуться, как человек, который хорошо выспался, который хорошо отдохнул.

Рука опустилась, но пациент остается неподвижным.

Когда ты захочешь, ты сможешь сделать глубокий вдох (изображается вдох), и вот...

206

Руки пациента двигаются, но глаза остаются закрытыми.

Теперь ты полностью расслабился, полностью отдохнул... Ты можешь вернуться, пока мы не решим вместе проделать новый опыт, чтобы еще усилить твой самоконтроль... Итак, ты. постепенно приходишь в себя, не торопясь, я буду считать до семи, и ты мо­жешь приходить в себя совсем понемногу, очень постепенно, на счет семь ты сможешь потянуться и почувствовать себя расслабившимся, отдохнувшим настолько, что мы могли бы вместе посмотреть фильм, который мы отсняли.

Пациента заинтересовывают, чтобы ускорить процесс пробуждения.

Один... два... три... четыре... пять... шесть... и семь! Ну, как? (Пациент шевелится, но не открывает глаза.) ...Тебе так хорошо...

Пациент реориентируется*.

(Между моментом, когда пациента попросили проснуться, и моментом, когда он открыл

глаза, прошло три с половиной минуты.) П. (глубоко вздыхает...): Я укодил, чтобы выспаться...

(Пациент потягивается.) Т.: Ты уходил далеко!

Ключевые слова:

Сопровождать (в воспоминании), аналогия гипнотического состояния, ассоциировать, ожидания, установка, скрытое (внушение), каналы коммуникации, каталепсия, цепи ассоциа­ций, замешательство, готовность, диссоциация, детство, состояние (гипноза), упражнение, опыт, неопределенные (слова), негативная галлюцинация, фрагментированный гипноз, имп­ликация, инконгрузнтность, интегрировать, отстраненность, речь на двук уровнях, позитив­ные слова, движение, уровень (восприятия), забвение, паузы, шаблонные фразы, приемы (речевые), самоисполняющееся предсказание, подготовить почву, восприимчивость, возрас­тная регрессия, реиндукция, реориентация, отвечать, ресурсы, обратная связь, пробуждение, подача сигиалов, внушение, контекстуальное внушение, метафорическое внушение, открытое внушение, постгипнотическое внушение, терапевтическое внушение, изумление, окончание, переход, работа, произвольный/непроизвольный.

3. парадоксальная* индукция, терапия без внушения

Эта запись интересна тем, что во время сеанса не предлагалось никакого прямого вну­шения. Пациент знал, для чего пришел, и этого было достаточно для того, чтобы сеанс позво­лил что-то изменить. Использование парадоксальной индукции было оправдано, поскольку находившиеся в бессознательном идеи-паразиты, активизированные недавними беседами, уже занимали сознание пациента.

История «Ундины», не осознававшей своей одаренности

Пациентка, молодая женщина 27 лет, не могла научиться плавать из-за неудержимого страха перед водой. Никаких других проявлений не было. После этого сеанса, длившегося полчаса, она попыталась научиться плавать. Пять дней спустя инструктор по плаванию уже предложил ей тест: проплыть 33 метра туда и обратно в большом бассейне на спине, так как за такое короткое время ему еще не удалось научить ее правильно дышать!

Итак, она оказалась очень способной, но не знала об этом! Пациентка никогда ранее не была гипнотизирована и никогда не видела гипноз. Ни одно слово в записи не изменено.

Краткий анамнез*

Г. Для начала расскажи в нескольких словах о своих проблемах с водой.

П.: Когда я погружаюсь, мне кажется, что я захлебнусь, и я не могу удержать голову под водой, особенно уши.

Т.: Ты говоришь, что погружаешься... Сколько же гребков тебе удается сделать?

П.: Я не умею плавать. Совсем. Я хочу сказать, когда я погружаю голову в воду...

Т.: Ну хорошо. Ты можешь попытаться вкратце описать, какие чувства это у тебя вызывает? Описать и пережить заново эти чувства.

Я: Прежде всего я не могу быть спокойной, если не достаю ногами дна. Я не могу так оста­ваться, мне кажется, что сейчас все провалится, все исчезнет.

Т.: Что ты всякий раз чувствуешь?

П.: Страх перед водой, страх задохнуться... Все мои мышцы сокращаются.

7!: Бывают ли другие ситуации, когда ты так же страдаешь, не находясь в воде? Существуют ли другие ситуации, места, куда ты не любишь ходить? Горы? Гроза?

Эти сведения очень важны.

П.: Горы я очень люблю, грозу - нет.

Т.: Что еще действует на тебя так же, вызывает это чувство напряжения, неуверенности и т. д.?

П.: Темнота. Темное всегда пугало меня, еще с детства.

208

Собственно сеанс

Т.: Хорошо. Вот о чем я хочу тебя попросить... Вначале... постарайся усилить это ощущение, которое ты не любишь, и напрягись как следует... Хорошо?

Пациентка знает, что пришла для того, чтобы занимались ее проблемой с водой. Она неспокойна, и зга подсознательная озабоченность помешает ей скон­центрироваться. Но эта же мысль-паразит и послужит для фиксации внимания*.

Ты ясно представляешь это чувство, которое ты не любишь, и ты в самом деле напряга­ешься... Иди дальше... Усиливай это... Напрягись изо всех сил. Ты станешь такой напря­женной... какой только можешь быть. Этого недостаточно... Усиль это еще... Ты вспом­нишь об этом во всех деталях... Ты думаешь только об этом и не слушаешь меня, потому что думаешь единственно о том, как сжаться... и совсем не думаешь о том, что я здесь и говорю с тобой. Тебе нет нужды слушать меня. Тебе не... нужно ничего. Ничего не нужно делать, ничего не нужно говорить... просто... хорошо проделать этот опыт* и это упраж­нение*... И это продолжается, это продолжается... это продолжается... это продолжается еще... и это действительно совсем не ПРИЯТНО... совсем не ПРИЯТНО...

Подобная просьба со стороны психиатра вызывает замешательство* (депо-тенциализация сознательного*). Формулировка* «не приятно» предпочтительнее, чем «неприятно», так как позволяет осуществить контекстуальное* внушение, сделав акцент на слове «приятно».

Когда это тебе по-настоящему надоест, ты сможешь сделать глубокий вдох и после этого РАССЛАБИТЬСЯ... полностью... Когда тебе это по-настоящему надоест, ты сделаешь глу­бокий вдох, вернее, ты позволишь своему телу сделать глубокий вдох...

Формулировка, использующая термины диссоциации*.

...и в этот момент ты сможешь РАССЛАБИТЬСЯ так, как тебе хочется, так ГЛУБОКО, как тебе хочется. Тебе нет нужды елушать меня... Когда ты захочешь... очень глубокий вдох... и ты сможешь в этот момент РАССЛАБИТЬСЯ... так глубоко, как тебо хочется...

Пауза*, чтобы дать пациентке время отреагировать.

...Итак, сейчас, поскольку ты любишь горы, ты можешь прогуляться в горах. Итак, там... в горах... ты совершенно РАССЛАБЛЕНА... полностью РАССЛАБЛЕНА... Тебе очень ПРИ-ЯТНО... когда хорошая погода и когда светит солнце, как это прекрасно и как... это... УСПОКАИВАЕТ... очень... потому что пейзаж является не обычным пейзажем. Это со­всем... НЕРЕАЛЬНО...

Метафора* ситуации гипноза*, которая также несколько нереальна, но приятна,

...Ты будешь прогуливаться в горах... где ты увидишь... сначала... лиственные деревья... потом... хвойные деревья... По мере того, как ты поднимаешься... появляются большие

14 - 2917

209

равнины... с короткой травой, как на газонах... полные цветов, цветов, цветов... и не­больших ручьев. Ты пересекаешь некоторые из них...

Горы — это успокаивающий для пациентки контекст, он напоминает о неглу­боких потоках воды, в которых не рискуешь потерять дно. Задействованы резо-нансы* слов.

...Итак, как ты продолжаешь подниматься, ты найдешь места, где почва скалистая, ты даже сможешь подниматься на гребни, чтобы заглянуть на другую сторону. Прогулка полностью зависит от твоего желания, и если ты видишь дороги, то можешь пойти по ним. Ты можешь оказаться не одна, а с друзьями, которые были бы приятны тебе во время этой прогулки...

Предложения по возможности объединены* между собой, хотя бы союзом «и». Это составные* внушения. Заметны метафоры* ситуации гипноза*.