...Ты также можешь слышать их, то есть ты можешь изменить мой голос, который станет их голосом... если только мой голос не превратится в простой шум, более или менее отдаленный... Это не имеет значения... ты сама делаешь все, что хочешь, на этой прекрасной прогулке... на которой тебе хорошо...
Шаблонные* фразы, передающие пациенту полномочия и способствующие гипнотическому состоянию и привнесению в него пациентом личного содержания.
...И когда у тебя появится желание... может быть, вместе с друзьями... если хочешь... если солнце достаточно жаркое, ты сможешь удобно растянуться на солнце, ощутить почву-своей спиной, ясно почувствовать солнце на своей коже, ясно услышать умиротворяющие звуки окружающей природы... Ты сможешь сделать это, когда захочешь, когда пройдешь достаточно и когда достаточно УСТАНЕШЬ. Ты сможешь... позволить своему сознанию блуждать... грезить... и ты сможешь мечтать обо всем, о чем захочешь, преимущественно о приятном.
Предложение* растянуться сделано условно. Если это не подходит пациентке, она может решить не делать этого. Упоминание о грезах* должно способствовать внутренней позиции* отстраненности. Но грезы должны быть приятными.
...Я не знаю, в какой момент ты глубоко вздохнешь. Когда это произойдет... ты можешь повторить вздох несколько раз, это не имеет значения... ты позволишь воспоминаниям подняться...
Косвенное* внушение непроизвольного* поведения (имплицированное* указание). Ответ на подобную просьбу — это, по сути, единственный тест гипноза* в нашем понимании (гипноз — это «ответ*»)-
...И может быть, ты сможешь снова увидеть эту прогулку, все тропинки... так как за несколько мгновений к тебе может вернуться множество воспоминаний. Эта прогулка может казаться тебе очень долгой, даже если для нас она длится всего несколько мгнове-
210
ний... и ты можешь за это время детально вспомнить все цветы, названия которых ты знаешь или не знаешь... Ты можешь запросто заглянуть внутрь цветка, ведь они очень красивы. Ты сможешь также смотреть на легкие облака, которые могут быть там, и следить за ними взором... смотреть, как они странствуют, так же, как странствует твоя душа, она способна находить воспоминания...
В этот момент пациентка грезит, что она грезит (транс в трансе*). Используется смещение времени*. Это в одно и то же время является сопровождением* и последовательным принятием*.
...Может быть, воспоминания о том времени, когда ты была маленькой девочкой, выбирающей хорошие ПРИЯТНЫЕ воспоминания... и может быть, воспоминание о моменте, когда ты НАУЧИЛАСЬ шить, так как это тебе НРАВИЛОСЬ. И я думаю, что это также казалось тебо ужасно трудным, может быть, невозможным... держать иглу прямо... Это что-то очень трудное - делать точные и выверенные движения там, где это нужно... это трудно. Знать, как кроить из большого бесформенного куска ткани... это кажется совершенно невозможным... И может быть, ты можешь вспомнить, как... постепенно... твое бессознательное усвоило эту способность, так что теперь ты можешь шить, думая о другом, смеясь с друзьями, даже не зная в точности, как ты это делаешь, и удивляться, видя всю проделанную тобой работу, весь пройденный путь. Твое бессознательное проделало эту работу* для тебя... Таким же образом... сейчас ты в состоянии научиться чему-то и ты не знаешь, что это. Ты не знаешь, что готова научиться... в то же время твое бессознательное борется за эту иитересную задачу научиться тому, о чем ты не имеешь представления...
Любое упоминание о детстве* способствует гипнозу (минимальная* возрастная регрессия). Здесь используется «упоминание о начальных* навыках».
...Я не знаю, в каком моменте прогулки ты сейчас находишься... но ты могла бы обращать внимание на все ощущения, которые появляются в твоем теле, может быть, запахи зелени, может быть, легкий ветерок на твоей коже, свежий или теплый, или солнце, может быть, прикосновение земли... возможно нежной, как пыль, или местами твердой... я не знаю. Ясно почувствовать все это... Ты больше не слушаешь меня... и ты слушаешь то, что интересует тебя намного сильнее...
Негативное парадоксальное* внушение включает сопровождение, направленное на сенсориализацию*.
...И бывает ВОДА, которая очень СИМПАТИЧНА, эти маленькие потоки, вода прекрасная и чистая, это очень красиво, это ласкает взор, вид воды... которая НИСПАДАЕТ. Когда хочется пить... какое удовольствие пить эту воду, глядя на солнце, глядя на бегущие облака. (Ундина прикрывает глаза.)
Новое упоминание о воде, ничем не напоминающей ту, которая пугает.
Теперь, через несколько мгновений, я попрошу тебя вернуться, быть здесь, со мной, совершенно СПОКОЙНОЙ, пока мы не решим вновь отправиться в другое ПРИЯТНОЕ
\ 14* 211
путешествие. Я сосчитаю до пяти, и ты вернешься, очень постепенно... Один... два... три... четыре... и пять!
(Потребовалось полторы минуты для того, чтобы Ундина реориентирова-лась'.)
П.: Я немного прогулялась.
Т.: Это было приятно?
П.: Временами, но знаешь, иногда словно сжимало здесь. (Показывает на грудь и сердце.)
Т.: Вначале?
Я: Да.
Г.: Видишь ли, вначале я нарочно дал тебе неприятное упражнение. <
П.: Но лотом это продолжало быть немного неприятным.
Г.: Ладно.
П.: Но вообще было очень хорошо.
Т.: Тепарь я тебя попрошу вот о чем... Если тебе будет почему-либо ПРИЯТНО... ты ничего не делай... ты позволь указательному пальцу твоей правой руки приподняться, а если почувствуешь дискомфорт, позволь указательному пальцу твоей левой руки приподняться, идет?
Постановка «сигналинга*», для того чтобы минимальные знаки* не остались незамеченными терапевтом, как произошло перед этим (несомненно, в результате парадоксальной* индукции).
Я: Да.
Т.: ...потому что ты НАУЧИШЬСЯ прогонять неприятное чувство... когда тебо неприятно, вызывая... то, которое ПРИЯТНО. В этой прогулке есть моменты более приятные, чем остальные, и... ты вызываешь наиболее приятные моменты, чтобы избавиться от дискомфорта. Ты НАУЧИШЬСЯ делать это. НАУЧИШЬСЯ прогонять неприятные чувства. Ты легко их узнаешь, потому что проработала их вначале.
Дальнейшее представлено как обучение* (сравнимо с десенсибилизацией в поведенческой терапии).
Т.: Где ты находилась? Ты лежала? Ты видела горы? Ты видела цветы? Ты чувствовала их?
П.: Да, там были васильки, ведь это было август. Я была там однажды, и мне очень понравилась.
Т.: Он был ПРИЯТНЫМ, этот опыт?
П.: Да.
Г.: Тогда им следует воспользоваться, чтобы отгонять то, что может быть неприятным. Когда будет неприятно, ты вспомнишь эту прогулку... сама, без меня... СПОКОЙНО, В СОБСТВЕННОМ РИТМЕ, оставив глаза открытыми или закрыв их... Ты знаешь, что и с открытыми глазами можно не видеть... но это не имеет значения. Наоборот, ты снова увидишь васильки или поля васильков...
Используются собственные слова пациентки. Затем в течение минуты наступает молчание*, чтобы позволить пациентке вжиться в ситуацию.
212
Может быть, ты смогла бы найти ПРИЯТНЫЕ воспоминания детства... в прекрасной стране Португалии. Там должны быть, я уверен, моменты очень ПРИЯТНЫЕ... которые так и просятся стать РЕСУРСАМИ*. Потому что воспоминание о ПРИЯТНОМ может, в свою очередь, напомнить нечто ПРИЯТНОЕ, еще более ПРИЯТНОЕ..
Поведение пациентки явно показывает, что она обрела хорошее состояние внутренней поглощенности*.
...И ты полностью остаешься внутри себя, и ты не позволяешь себе беспокоиться из-за меня... Это только для того, чтобы кое-что проверить. Не думай обо мне...
Терапевт приподнимает всю руку пациентки и придает ей неудобное положение.
...ты пересчитываешь лепестки василька. Ты не обращаешь внимания на меня... Ты даешь свободу своему бессознательному. И в моем голосе ты узнаешь голоса своих друзей. Ты импровизируешь... ты идешь куда тебе хочется... так свободно, как тебе хочется...
Рука остается на весу, в каталепсии*.
...Позволь своим воспоминаниям перемешаться, приятным воспоминаниям, воспоминаниям детства. Почувствуй солнце на твоей коже. Пить, когда тебе жарко, свежую ВОДУ...
После минутою промедления пациентка отвечает* глотательным движением.
...это очень ПРИЯТНО, и ты вспоминаешь, как тебе было ХОРОШО... и СПОКОЙНО... очень, очень хорошо и... СПОКОЙНО... И ты сможешь обрести это УСПОКОенИЕ, когда захочешь, как РЕСУРС. (Лает собака.) Не позволяй себе беспокоиться... Ты используешь шумы в своих грезах... ты их включаешь в свои грезы, если возникает шум...
Использование* посторонних элементов (пациентка услышала лай собаки, которая была у нее в детстве).
...И... когда твое бессознательное поймет, что ты умеешь использовать воспоминания как РЕСУРСЫ, чтобы УСПОКАИВАТЬСЯ... в этот момент ты позволишь своей руке осторожно опуститься... И когда твоя рука вернется на прежнее место... ты полностью вернешься к нам... УСПОКОЕННОЙ и отдохнувшей после этого освежающего опыта, который позволяет тебе НАУЧИТЬСЯ УСПОКАИВАТЬСЯ и РАССЛАБЛЯТЬСЯ... полностью СНИМАТЬ НАПРЯЖЕНИЕ. Тебо будет ХОРОШО... ты будешь совершенно УСПОКОЕНА и РАССЛАБЛЕНА... и ты полностью проснешься... с хорошим самочувствием и ясной головой...
Классическое окончание*, содержащее шаблонные* фразы.
...Ты используешь столько времени, сколько нужно, чтобы твое бессознательное полностью отдало себо отчет, что ты располагаешь этими РЕСУРСАМИ, что эти РЕСУРСЫ могут вытеснять неприятные ощущения, которые иногда возникают...
213
Общее открытое* внушение.
...И чтобы ты могла расслаблять твои мышцы... когда это необходимо... РАССЛАБЛЯТЬ их... И ты очень постепенно начинаешь пробуждаться*... возвращаться сюда... так что когда твоя рука вернется на место... Ты полностью проснешься, будешь полностью с нами, будешь чувствовать себя совершенно КОМФОРТНО... И ты сможешь вспоминать или не вспоминать об этом опыте, о том, что может быть полезно тебе... это не важно. Ты будешь успокоенной и отдохнувшей. Ты сможешь потянуться, как после сна, пока мы не решим еще раз повторить опыт, чтобы еще увеличить твой личностный контроль...