Смекни!
smekni.com

Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гип-нотерапию / Перев с франц. С. К. Чернетского (стр. 54 из 71)

П.: Я удивлена, правда, я не поверила бы, что так бывает. Т.: Да, мы поговорим об этом.

Продолжение истории

Интересно отметить, что через несколько дней после этого сеанса пациентка нашла ра­боту. Она не покидала ее в течение шести лет, несмотря на изменение рода занятий. Эта молодая женщина, умная и веселая, нашла свое решение. Вместо того чтобы реагировать агрессивно, она прибегает к юмору. Юмор социально приемлем. Более того, это нравится руководству. Интересно отметить, что у нее не было ощущения поиска и нахождения реше­ния, она считала, что ей наконец повезло найти начальника... с большим чувством юмора. И только спустя приблизительно год она спонтанно осознала, что гипноз явился причиной ре­шения ее проблемы. Обычно хотят знать, в чем изменилась пациентка. Я лично считаю, что изменилась только ее позиция* и что застывший сценарий* благодаря гипнотическому сеансу имеет шанс быть «пересмотренным».

Ключевые слова:

Сопровождение, предвосхищение, полупрямой подход, ожидания, установка, замеша­тельство, разрядить сопротивление, депотенциализация сознательного, днрективность, дис­социация (формулировка с использованием терминов), состояние (гипноза), исследование, фиксация внимания, юмор, идеодинамизм, образы, несоответствие, бессознательное, вклю­чение, индукция, левитация (руки), метафора, пассивность, шаблонные фразы, позиция пре­восходства, власть, подготовка, ободрение, ратификация, релаксация, отвечать, сопротивле­ние, отрицательная обратная связь, сценарий, активизирующее внушение (метафорическое), прямое внушение (авторитарное внушение, прямое вежливое внушение, внушение, которому не нужно следовать), косвенное внушение (аналогия, противопоставление противоположнос­тей, составное, двойная связь, импликация, контекстуальное, негативное парадоксальное, расспрос, последовательное принятие, внушение, заключенное в трюизме), открытое внуше­ние (собственно открытое внушение, внушение, охватывающее любые возможности, откры­тое внушение посредством использования паузы, терапевтическое открытое внушение), па­радоксальное внушение, внушение сна, изумление, окончание, работа, использование.

5. ПОДХОД

при функциональных болях

Этот сеанс посвящен болевым синдромам с психогенными компонентами. Он демонст­рирует смесь прямого внушения, активизирующего (метафорического) внушения и косвенно­го внушения.

Несчастья Солен

Речь идет о молодой женщине, видевшей видеозапись гипнотического сеанса и обратив­шейся к терапевту с просьбой, если это возможно, сделать что-нибудь для нее. Она страдает периодическими головными болями и очень болезненным предменструальным синдромом.

Год спустя мы узнали, что после этого сеанса головные боли немедленно исчезли, так же, как и периодические бели. Три года спустя все было хорошо, не появилось никакой заме­щающей симптоматики.

В этой записи не изменено ни одно слово.

Краткая предварительная беседа

Обычно беседа происходит во время предварительного сеанса. В данном примере это не так.

Т.: Вначале уточним, о чем идет речь: у тебя бывают головные боли, не очень частые; ты хочешь что-то добавить...

Я: В последнее время они бывают примерно один раз в день.

Т.: Примерно один раз в день... Все же... да. '■

Я: Есть два вида белей: боль продолжительная, и тогда это почти непереносимо, и есть боль, напоминающая удар, возникающая в определенной области (показывает на левую поло­вину головы).

Г.: Всегда в левой половине?

П.: Да, это напоминает грозовые разряды. То есть это может происходить очень быстро, а может, и медленнее... Это длится... примерно с десяток ударов, иногда меньше, но это очень мучительно.

Т.: И чему, например, это может помешать?

Информация, для данного случая очень важная

П.: В основном это заставляет меня приостанавливать то, что я делаю. 7.: Ты прекращаешь что-то делать? Я: Да.

224

Г.: А есть ли виды деятельности, за которые ты не берешься, но взялась бы, если бы этого не было, ограничивает ли это тебя в некоторых вещах?

П.: Нет, потому что это никогда не бывает продолжительным... Эти удары молота никогда не ' бывают продолжительными... и не обязательно тогда, когда я их жду... То есть это случа­ется, если я устала, но может случиться и тогда, когда я завтракаю.

Г.: Бывает ли это сильнее, когда ты раздражена, или устала, или напряжена?

Я: Когда устала.

Т.: Ну хорошо, у тебя бывают еще и другие боли.

П.: У меня болит живот в период месячных.

Т.: Во время цикла.

Я: Да.

Т.: Каждый раз, при каждом цикле?

П.: Да, каждый раз.

Т.: При каждом цикле, и это очень болезненно?

П.: Да, это очень болезненно, это продолжается два дня... первый день и второй день... В основном это бывает утром, когда я встаю, и, конечно, прекращается, если я принимаю обезболивающие.

Т.: Значит, ты принимаешь анальгетики...

П.: Да.

Г.: Ты вынуждена?

Я: Да, вынуждена. Это утомляет меня, я совершенно ничего не могу делать, ни на чем не могу сосредоточиться.

Г.: Ну хорошо, значит, ты хотела бы проделать упражнение, как ты это видела в фильме, так что объяснения тебо не требуются.

Собственно сеанс

Хорошо... слушай... вначале нужно, чтобы тебо было УДОБНО, потому что, только если тебе УДОБНО, ты можешь погрузиться внутрь себя...

Акцент делается на «удобно». Сообщение* построено таким образом, что пациентка исполнена ожидания* чего-то, что должно произойти. Слово «удобно» произносится так, что становится контекстуальным* внушением.

...Итак, это очень просто... Я попрошу тебя... если ты хочешь, ты можешь или смотреть на что-то, или думать о чем-нибудь, что видишь здесь или о чем-нибудь своем: вспоми­нать, например... Видишь, выбор большой... вое, что ты хочешь... Я: Да...

Фиксация внимания* является первым этапом всякого гипнотического опы­та*, будет ли это фиксацией на предмете, на образе* или на воспоминании*.

Т.: ...Нет нужды говорить, нет нужды двигаться, просто позволь своему разуму погрузиться внутрь тебя...

15-2917

225

Нет необходимости делать что бы то ни было. Такое указание всегда безо­шибочно.

...Итак, сейчас ты сидишь, ты слегка озадачена тем, что происходит, ты невольно слышишь невнятный шум, доносящийся с улицы, ты можешь боковым зрением видеть часть комнаты и чувствовать свое тело расположенным в кресле очень УДОБНО... И ты можешь чувство­вать определенный КОМФОРТ, охватывающий тебя по мере того, как бежит время, и вни­мать этому ощущению РАССЛАБЛЕНИЯ и всему, что сейчас происходит в твоем теле...

Здесь мы видим последовательное принятие*. Последовательность предло­жений, в которых объявляется очевидное, вынуждает пациентку в той же после­довательности внутренне повторять «да». Облегчается принятие на бессознатель­ном уровне последнего предложения, относящегося к комфорту, и это тем более интересно, что комфорт не контролируется волей. Связывание* такого предло­жения с бегущим временем является дополнительной предосторожностью*, что­бы не впасть в противоречие с реально происходящим. Чтобы фиксировать вни­мание, хороши кинестетические ощущения, обращенные вовнутрь, которые тем удачнее, чем они приятнее. Позитивные* слова, выделенные прописными бук­вами, произносятся немного медленнее и сопровождаются легким изменением положения головы.

...Мы просто будем ждать, мы очень внимательны и любопытны к тому, как ты достигнешь состояния, в котором обретешь контроль и которое позволит тебе одновременно легче сни­мать напряжение в будущем, а также, я надеюсь, достичь лучшего контроля над собой...

Исключительно открытое * внушение. Такая фраза имеет много функций: уси­лить ожидания* пациента, так как именно они являются двигателем любого гип­нотического феномена. Опыт* представлен как сотрудничество*. Акцент сделан на возможностях пациентки, чтобы избавить ее от чувства зависимости.

...Я не знаю, предпочтешь ли ты, предпочтет ли твое тело позволить глазам закрыться на мгновение или твои глаза захотят остаться открытыми. Они могут оставаться открытыми и не видеть, это тоже возможно, если только эта тяжесть, которая разливается по мера того, как ты расслабляешься, разливается в твоих плечах, разливается также и в твоих веках, и они стре­мятся закрыться, но все это не так уж важно, так как то, на что ты обращаешь внимание, или то, на что ты смотришь, не имеет значения... Значение имеет только... все то, что ты можешь ощутить в своем теле... и особенно... это ПРИЯТНОЕ... РАССЛАБЛЕНИЕ..

Негативное парадоксальное* внушение. «Я не знаю...» не может вызвать ту же реакцию, что и прямое* внушение. Конструкция этого сообщения, скорее всего, вызовет непроизвольное* закрытие глаз.

...Я не знаю, заметила ли ты, что твое дыхание уже сделалось глубже...

Уже можно ратифицировать* для пациента, что что-то начало происходить. Такая ратификация должна усилить* феномен.

226

...Может быть, мы можем условиться насчет языка, так как ты знаешь, что можно бессоз­нательно движением головы подавать знак ДА или знак НЕТ, даже не замечая этого. Таким же образом можно решить, например, что ты будешь говорить мне ДА с помощью указательного пальца правой руки и НЕТ - с помощью указательного пальца левой руки... И может даже случиться, что указательный палец твоей правой руки сможет приподни­маться сам, когда твое бессознательное захочет сделать знак ДА.

Постановка сигналинга' с использованием трюизма*. Пациентку просят по­давать знак* и предупреждают, что палец может двигаться и самостоятельно. Гипноз представляет собой «подсознательную* коммуникацию». Это наделяет па­циента возможностью и не должно его беспокоить. <

Но все это не требует спешки, твое бессознательное может совершать это в собственном темпе, не торопясь... Все это вполне хорошо, вполне нормально. Твой сердечный ритм тоже слегка замедлился.

Снова это предложение привязано ко времени*. Примечательно, что паци­ентке говорят о ее бессознательном* как о некой сущности. Такая речь с исполь­зованием терминов диссоциации* должна способствовать гипнотическому состо­янию*.