Смекни!
smekni.com

Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гип-нотерапию / Перев с франц. С. К. Чернетского (стр. 55 из 71)

Ты удовлетворена этим ощушением комфорта?

Расспрос*, играющий роль внушения. Пациент, чтобы понять вопрос, дол­жен спросить самого себя и тем самым внушить себе это ощущение комфорта.

(Указательный палец пациентки слегка приподнимается.)

Да, твой правый указательный палец делает знак ДА- Это очень хорошо...

Полезно подтвердить* пациенту, что что-то происходит, тем более что ха­рактер движения пальца свидетельствует в пользу непроизвольности* этого дви­жения. Слова «это хорошо» важнее, чем может показаться. Они представляют собой обратную связь*.

...потому что это ощущение может еще возрасти, ты можешь позволить своему телу еще глубже погрузиться внутрь себя, таким образом, что это будет очень ПРИЯТНО...

В гипнозе достаточно усиливать* то, что уже достигнуто. Комфорт уподоблен погружению. «Позволять» — очень удачное слово для того, чтобы вызывать появ­ление непроизвольных феноменов.

...И ты можешь также позволить своему разуму блуждать, потому что тебе не обязатель­но слушать меня... Твое бессознательное здесь для того, чтобы слушать то, что оно захо­чет слушать, и использовать мои слова так, как оно слышит их, то есть брать то, что может оказаться полезным для него. И твое бессознательное может также по-своему толковать мои слова. Мои слова могут стать словами кого-то другого в одной из твоих

15*

227

грез, словами родственника, друга, кого-то давно знакомого тебе, звуки могут стать дру­гими звуками: шумом ветра, шелестом листьев, неважно чем...

Желательно, чтобы пациент позволил своему сознанию блуждать и не слу­шал слова, которые должны быть восприняты на другом уровне, то есть бессоз­нательно. Двухуровневая* речь. Подчеркивается, что пациент может воспринять из этих слов то, что ему подходит, и приспособить то, что он слышит, к тому, что он надеется услышать.

...И ты можешь позволить... (Указательный палец пациентки начинает шевелиться.) Это очень хорошо: твой палец делает знак, что совершенно согласен...

Получение информации подтверждается через обратную связь*.

...и ты можешь позволить своему сознанию перебирать воспоминания, которые очень ПРИЯТНЫ, может быть, даже воспоминания детства, потому что в любом детстве есть моменты ПРИЯТНЫЕ., так же, как и трудные моменты, и можно вспоминать только о ПРИЯТНОМ...

Мы знаем, что любое обращение к детству способствует гипнотическому состоянию. При упоминании о приятных моментах детства пациентка нахмурила брови, поэтому фраза была дополнена упоминанием о трудных моментах. Тут мы имеем дело с необходимостью быть конгруэнтным* пациенту...

...так как эти ПРИЯТНЫЕ моменты являются для нас РЕСУРСАМИ, позволяющими бо­роться с моментами дискомфорта...

Кроме прямого* внушения, здесь можно видеть указание на возможность совершать работу*.

...Да, очень хорошо... Например, ты знаешь, что в данный момент ты находишься в состоянии обучения, но не знаешь, что учишься и не знаешь, чему ты учишься и к чему это может относиться... Но подобные ситуации бывали и прежде, и, в частности, в твоем детстве, когда ты совсем маленькой училась читать, это казалось непосильной задачей, нужно было узнавать всякие тонкости, черточки, точки, цифры, все казалось одинаково трудным, ты не знала, к чему все это может относиться, ты не видела никакого интереса, никакой пользы. Но твое бессознательное приняло эстафету, формируя образы, бессоз­нательные образы, психические образы, действовавшие автоматически, и теперь все это работает на тебя без малейших затруднений. Ты поняла, чему это служит, и, к твоему глубокому удовлетворению, твое бессознательное легко совершает все эти операции, казавшиеся такими трудными.

Точно так же и теперь, ты приобретаешь навык... которым в дальнейшем сможешь бес­сознательно пользоваться...

Здесь можно видеть обращение крайним навыкам*, что является минималь­ной регрессией, а также аналогию* с теперешней ситуацией.

228

...Если твое бессознательное согласно дать тебе погрузиться в себя еще глубже, оно может подать мне знак, так же, как и прежде, не спеша, но тебе на обязательно что-либо делать, если палец приподнимается сам, это будет сюрпризом, который может позабавить тебя, вот и все...

Речь идет о проверке ответа* пациента. Упоминание о бессознательном, ко­торое может показаться упрощенным, будет способствовать появлению непро­извольных* движений, являющихся чисто гипнотическими.

..Да, ты видишь, ты видишь (палецдвижется небольшими рывками) указательный палец правой руки... ты видишь... Он тем временем продолжает, он продолжает совершать небольшие движения... Ты теперь можешь позволить своему разуму еще глубже погру­зиться во все эти... ПРИЯТНЫЕ воспоминания, воспоминание вызывает новое воспоми­нание... и даже если эти образы отрывочны, даже если эти образы... не настоящие гре­зы, это не имеет значения, так как ты можешь почувствовать или нет весь эмоциональ­ный контекст этих воспоминаний... Ты можешь ощутить всю атмосферу этого дня, ты можешь вспомнить звуки и голоса, слышанные тобой тогда, ты можешь вдыхать... или чувствовать своей кожей жару или свежесть дня... Ты можешь чувствовать запахи... и это может происходить очень ЕСТЕСТВЕННО, очень СПОКОЙНО... Одно воспоминание бу­дет продолжать другое воспоминание... Большая пауза.

Речь идет о сопровождении* пациента в воспоминаниях, о которых мы ниче­го не знаем. Следует придерживаться крайней неопределенности (неопределен­ные* слова), чтобы наши слова приводили в действие цепочки ассоциаций* в воспоминаниях.

...Это очень хорошо... ты видишь... вот еще небольшие СПОНТАННЫЕ движения, ты не обращаешь на меня внимания...

(Терапевт приподнимает руку пациента, и она остается в каталепсии*.)

...Просто ты захвачена твоим воспоминанием... и способна забыть остальное, забыть все остальное, забыть, что ты здесь, забыть мое присутствие, которое не имеет значе­ния, мои слова, которые не представляют интереса, и остаться в воспоминании, которое более ПРИЯТНО... и блуждать по воле твоего бессознательного, забыв все остальное. Большая пауза.

Пациентку побуждают грезить*, прежде чем перейти к терапевтическому* внушению. Желательно, чтобы пациентка перестала слушать на сознательном уровне.

' ...Наш разум действует иногда удивительным образом, но он вполне способен решать сложные задачи...

Этот трюизм* несет в себе важное для данной пациентки внушение.

...как при поиске математического решения, которое не удается найти... а позже, без всякого усилия, решение предстает перед нашим сознанием...

229

Метафора* важнее, чем объяснение.

...Да, ты видишь (указательный палец пациентки пошевелился), твое бессознательное полностью согласно... так как оно уже имеет такой опыт, и точно так же наше тело готово действовать, и оно действует очень успешно без нашего вмешательства... Чем меньше мы вмешиваемся, тем лучше оно действует...

Пациентка отвечает* хорошо, и ото удобный момент для тою, чтобы слеша затронуть проблему...

...В нас существует что-то вроде биологических часов... то есть два человека могут про­снуться в одно и то же время с точностью до минуты, даже если накануне они заснули в разное время, потому что мы имеем внутри очень сложный биологический механизм. Но .' иногда эти механизмы могут различаться, как времена года, которые наступают неиз­бежно, но не точно в один определенный день, как дождь, который чаще идет в опреде­ленное время года, но может также... может также пойти неожиданно, и этот благотвор­ный дождь принимают тогда, когда он приходит...

Метафорическое' напоминание о текущей проблеме... Следует отметить, что некоторые метафоры сохраняют метеорологическую тематику, предложенную пациентом.

...Не позволяй мешать тебе, ты остаешься погруженной в свои грезы, даже если не слы­шишь мой голос, даже если на какое-то время я обращаюсь к кому-нибудь другому... (Пауза, связанная с тем, что у приятеля пациентки возникли технические проблемы с камерой.)

...Ты остаешься погруженной внутрь себя и позволяешь своему бессознательному при­нять командование, так как твое бессознательное способно управлять твоим телом при очень сложных действиях, помогать ему действовать очень хорошо... Пауза*.

Терапевтическое' внушение. Когда обращаются к телу, внушения часто бы­вают эффективными.

...Ты позволяешь своему телу РАССЛАБИТЬСЯ, своему лбу РАССЛАБИТЬСЯ, всем муску­лам РАССЛАБИТЬСЯ, и ты сможешь в будущем воспроизводить это ПРИЯТНОЕ ощуще­ние КОМФОРТА. Пауза.

Это небольшое упражнение на релаксацию* нелишне еще и потому, что сим­птомы, по-видимому, связаны с симпатикотонией.

...Через несколько мгновений ты вернешься сюда в ясном сознании, ты сможешь забыть все, что происходило во время этого сеанса, тебе не нужно будет ни помнить о том, чтобы забыть, ни забывать о том, чтобы помнить, ни просто делать что бы то ни было, так как твоя психика способна выбрать то, что важно, и забыть, отбросить все остальное...

230

Внушение забвения*, для того чтобы пациентка не вмешивалась в происхо­дящие процессы. Провоцирующая замешательство' форма этих предложений способствует амнезии*.

Сейчас ты позволишь своей левой руке спокойно опуститься, когда твое бессознательное поймет, что может помочь тебе... Пауза.

...и поскольку ему снова предоставляется его место, оно вполне способно разрешить лучше, чем ты сама, множество проблем. Когда твоя рука опустится, ты почувствуешь себя очень хорошо, полностью расслабившейся, полностью отдохнувшей, полностью про­снувшейся, в полном сознании...

Внушение реориентации*. «Пробуждение*» наступит, когда рука опустится (два неизбежных события). Это искусственно ассоциируется* с необходимостью бессознательной работы*.

...пока мы вместе не решим в другой раз проделать новое упражнение, когда ты этого пожелаешь, чтобы еще усилить твой личный самоконтроль...

Подготовка креиндукции*

...Твое бессознательное затрачивает столько времени, сколько ему требуется...