235
она несет в себе полезную функцию. Аллюзия* на тему грез создает условие для легкого замешательства'. Трюизмы*, упоминающие о забвении, готовят почву* для вероятной амнезии*.
...Ваше бессознательное способно также действовать незаметно для вас, например, оно может заставить вас сделать знак головой, знак «да» или знак «нет», тогда как сами вы не планировали это действие и заметили его позже или не заметили вовсе. Это и есть то поведение, которое я хотел бы, чтобы вы научились испытывать и развивать...
Стремление ввести «сигналинг», то есть добиться, чтобы пациентка отвечала бессознательно и непроизвольно* на поставленные ему вопросы.
...Ваше бессознательное может также порождать движения, вы это знаете, и эти движения связаны с тем, что происходит в вашей голове... все это очень интересно, и теперь я хотел бы, чтобы вы сконцентрировались на одной из ваших рук, на любой из них, например, на той, на которую вы смотрите, спрашивая себя о том, что же может происходить в этой руке, и то, что может происходить, может оказаться для вас СЮРПРИЗОМ...
В данный момент исследуются* идеомоторные* ответы. Будет ли что-то происходить на уровне рук? В противоположность традиционному* гипнозу в данном случае не внушают* какое-либо конкретное движение. Просто ждут, зная, что то, что может произойти, будет производным от происходящего в голове пациентки. Мы считаем, что появление любого гипнотического феномена будет побуждать пациента функционировать* гипнотически и что это желательно.
...Вы просто ждете... вы полностью расслаблены и, видите, один палец слегка пошевелился... Вы просто спрашиваете себя... вы ждете, говоря себе... «Что произойдет?» Это ваше бессознательное начинает действовать определенным образом...
Подчеркивая появляющиеся феномены, терапевт способствует их развитию или, по крайней мере, предвосхищает их*.
...Видите, видите, один палец на правой руке, а также и на левой руке... Мы не знаем, может ли одна из рук, к примеру, приподняться, мы ждем, чтобы это увидеть, так как все движения связаны с происходящим в вашей голове, то есть с деятельностью вашего бессознательного, и все это очень интересно. Вы знаете, что одна из ваших рук может ПОДНЯТЬСЯ... да... левая или правая рука... я не знаю, одна или другая... Мы ждем, чтобы узнать, не продемонстрирует ли нам что-либо одна или другая... Вы просто внимательны к ощущениям, возникающим в той или другой руке, вы просто внимательны... Да... правая рука ПРИПОДНИМАЕТСЯ... это очень интересно, она ПРИПОДНИМАЕТСЯ маленькими рывками, которые очень типичны для бессознательных движений и отличаются от движений произвольных...
Здесь исследуется явление левитации* руки. То, что происходит в голове пациентки, является производным от слов, которые мы используем. Слова «под-
236
нять» или «приподнять» произнесены с подъемом голоса* и легким подъемом головы (невербальное* внушение). За пациентом сохраняется возможность выбора руки (дублирование*), но он должен ждать, чтобы узнать, какая из рук ответит, как если бы между руками было возможно соревнование (метафора*, связанная с профессиональными достижениями пациентки).
...Вы очень внимательны к своим ощущениям... будет ли это легкое покалывание или впечатление, что рука вам не принадлежит... какими бы ни были эти ощущения, все равно это хорошо, это совершенно нормально. Это просто показывает вам, что ваше бессознательное сейчас занимает более важное место в нашем опыте, и это то место, которое следует вашему бессознательному предоставить...
Здесь охвачено множество возможностей одного порядка*. Важное внушение включено здесь в составное* внушение. Требуется, чтобы бессознательное* заняло более значительное место у склонной к гиперконтролю и напряжению пациентки.
...Я спрашиваю себя, будет ли одна из ваших рук продолжать ПОДНИМАТЬСЯ и ПОДНИМЕТСЯ ли она до самого вашего лица. Если это происходит, то локсть сгибается, и локоть становится ЛЕГКИМ, и он движется как бы сам собой, так как чем выше ПОДНИМАЕТСЯ ваша рука, тем ближе вы к ПРИЯТНОМУ состоянию полного КОМФОРТА, при котором параллельно могут развиваться ваши грезы...
Эти внушения, начинающиеся со слов «я спрашиваю себя», характерны для индукции посредством левитации руки, к чему мы, по-видимому, близки. Описывая явления, их усиливают. Неплохо также переключить внимание на грезы.
...грезы - работа бессознательного. Вы сами не делаете ничего... В любом случае, что бы вы ни делали, если ваша рука хочет ПОДНЯТЬСЯ, она ПОДНИМЕТСЯ к вашему лицу, что бы вы ни делали. И это очень, очень хорошо, очень интересно, так как чем выше ваша рука ПОДНИМАЕТСЯ (я полагаю, что выше ПОДНИМАЕТСЯ правая рука)...
Тот факт, что рука поднимается посредством бессознательного механизма, равносилен шоку, который предстоит интегрировать в рамки доверительных отношений*.
...я думаю, что чем выше поднимается ваша рука, тем больше вы поддаетесь, тем больше места вы уступаете своему бессознательному, бессознательному, которое способно грезить... Да... видите, ваш локоть ПОДНИМАЕТСЯ, ваш локоть тоже может ПРИПОДНЯТЬСЯ, потому что как только ваша рука коснется лица, вы сможете глубоко уснуть,
' глубоко спать и грезить. Вы полностью поддаетесь этому, все это очень ПРИЯТНО, должно быть ПРИЯТНЫМ, потому что когда рука ПОДНИМАЕТСЯ, все мышцы РАССЛАБЛЯЮТСЯ, остальные мышцы расслабляются... И вы даете себе волю, вы должны достигнуть контроля над чувством ПРИЯТНОГО КОМФОРТА... И когда ваша рука коснется лица,
:' вы сможете глубоко уснуть и в тот же момент сможете погрузиться в грезы. Все это совершенно нормально, вы полностью поддаетесь этому...
237
• Только в исключительных случаях современный гипнотический сеанс бывает столь директивным*. Но здесь мы имеем дело с болями органического происхождения, и прямые* внушения в данном случае уместны. Оператор является как бы посредником, необходимым для того, чтобы пациентка смогла дать своему организму нужные указания. Чтобы достичь убедительности, здесь используется «вызов*», что также не характерно для нового гипноза: оператор доказывает пациентке, что она своей волей не может контролировать движение, так как эстафета передана другой инстанции. Что же касается прямого замаскированного* внушения, то в нем не утверждается прямо, что боль должна исчезнуть, а говорится, что ее место займет ощущение комфорта. Примечательна формулировка*: «Вы должны научиться контролировать приятное ощущение комфорта». Эти внушения построены так, что согласуются с тем, что происходит в действительности, а именно 6 неожиданным движением руки. Намеков*, упоминаний о сне*, как правило, избегают, поскольку они способствуют пассивности* и поддерживают негативные мифы* о гипнозе.
...Впрочем, потом вы сможете все это забыть, это все не важно, вы сохраните из этого опыта только то, что окажется полезным для вас...
Амнезия* в данном случае желательна. Неплохо, если ожидаемое улучшение будет приписано спонтанной положительной динамике заболевания.
...Ваша рука продолжает не спеша продвигаться к вашему лицу... Это все совершенно нормально; не засыпайте, пока она не коснется вашего лица, и в тот же момент вы сможете глубоко уснуть, как человек, который долго бодрствовал и очень хочет спать.
, Использование парадокса*, в то же время являющегося импликацией*. Па-радокс разряжает сопротивление*.
Вы все время видите легкие непроизвольные движения... Когда она коснется вашего лица, вы сможете глубоко и спокойно уснуть, очень, очень спокойно... Ваше бессознательное не торопится, оно использует все несбходимое для вас время. Вы сможете глубоко уснуть, очень, очень глубоко, поскольку ваша рука - в четырех сантиметрах от вашего лица... в одном сантиметре. СПИТЕ ГЛУБОКО, ГЛУБОКО СПИТЕ...
Вновь отметим, что этот сеанс некоторыми своими чертами напоминает традиционный* гипноз. Упоминание о сне* способствует появлению грез у данной пациентки, не склонной к мечтам и созданию образов*.
...И вы сможете отыскать ПРИЯТНЫЕ воспоминания, например, о периоде, предшествовавшем вашей болезни, когда ваше тело постоянно испытывало удовольствие... Вы можете увидеть себя в движении, если хотите, короче говоря... ПРИЯТНЫЕ воспоминания, найдите ПРИЯТНЫЕ воспоминания, и ваше тело РАССЛАБЛЯЕТСЯ, оно обретает это ПРИЯТНОЕ ощущение, которое вы унесете с собой после сеанса, так как это ПРИЯТНОЕ ощущение должно «перекрывать» те ощущения КОМФОРТА, которые порой появляются в вашем теле.
238
Вызывать воспоминания о периоде, предшествовавшем болезни, — эффективное средство борьбы с существующей болью*.
Вы должны уметь воссоздавать те ощущения, что были у вас до болезни, и вы можете увидеть себя грезящей о неких эпизодах вашей жизни, или об эпизодах воображаемых, или об эпизодах будущего, это не так важно, но вы воссоздаете ПРИЯТНЫЕ события с участием людей, которых вы любите.
Проецировать себя в будущее" — еще одно интересное средство устранения болей.
И вы подробно восстановите все ощущения. Все ощущения, относящиеся к этому воспоминанию... Вы вспоминаете их ярко, отчетливо. Вы ясно слышите голоса ваших друзей, если вы видите себя с друзьями... Или мой голос может стать их голосами, и вы можете слышать их голоса... Вы можете интерпретировать это как угодно... так, чтобы это было ПРИЯТНО, так, чтобы это хорошо вписывалось в ПРИЯТНОЕ воспоминание, в котором вашему телу ПРИЯТНО, где вы можете двигаться очень ЛЕГКО, очень ПРИЯТНО.
Использование настоящего* времени вместо прошедшего способствует минимальной возрастной регрессии*. Предоставленная пациентке возможность трансформировать голос терапевта, чтобы лучше использовать* его в своих воспоминаниях, также должна способствовать этой регрессии. Повторяющееся использование слова «приятно» является контекстуальным* внушением с возможным кумулятивным эффектом.
И когда я не говорю с вами, внешние шумы также интерпретируются вами в соответствии с этими приятными образами. Проходящие секунды могут казаться очень длительными периодами, во время которых происходит много разных событий, которые вы видите до мельчайших деталей...