Указание по инкорпорированию* внешних звуков немаловажно. Пациентка как бы следует нужным указателям*. Использованная формулировка* значительно удачнее, чем совет не слышать внешних звуков, который вызвал бы парадоксальный эффект. Одновременное создание возможности искажения времени* тоже может оказаться полезным. Пациентка воспользуется этим, если понадобится.
...Совершая эту работу, ваше бессознательное одновременно трудится над интеграцией вашей личности.
Открытые терапевтические* внушения.
Это воспоминание, эти грезы, вы сможете забыть их и в то же время вы сможете их запомнить или запомнить только некоторые моменты, это не важно.
239
Внушение амнезии*.
Важно только, что вам ХОРОШО, что эти ощущения БЛАГОПОЛУЧИЯ ВО ВСЕМ ТЕЛЕ, что это ощущение... вы им овладевали, чтобы вызывать его, что именно это ощущение будет возникать у вас чаще, чем охватывающий вас иногда дискомфорт, которому вы сможете противопоставить ПРИЯТНЫЕ телесные ощущения. <
Прямые* внушения.
Проходят часы, и вы внимательно следите, как разворачиваются ваши грезы... Эти грезы, раз начавшись, могут продолжаться при необходимости и ночью. Важнее всего то, что происходящая внутри вас интегрирующая и усиливающая ваш эмоциональный контроль работа, однажды начавшись, также продолжается, как это бывает при поиске решения математической задачи, когда ночью, во сне, разум продолжает трудиться, и утром появляется решение.
Банальная метафора*.
Такую программу вы, сами того не зная, сейчас закладываете... Эти программы помогают вам в решении ваших проблем, проблем, которые вы осознаете, и проблем, которых вы не знаете.
Любая боль имеет и психологические параметры.
Вы даете себе волю, и ваше тело расслабляется, вы учитесь чувствовать себя хорошо, комфортно в своем теле. Это все совершенно нормально. И в то время, пока совершается вся эта работа, когда секунды могут показаться вам очень долгими, вы полностью Отпускаете себя, вы слушаете мой голос, который можете интерпретировать по-своему...
Когда пациент перестает слушать утомляющую* речь терапевта, полезны повторения*, которые будут интегрированы на другом уровне*. .
...если вы хотите сказать мне что-нибудь, то можете подать мне знак, слегка пошевелив указательным пальцем правой руки, и я пойму, что вы хотите мне что-то сказать... Но если вы просто хотите продолжать опыт таким, как он есть... да, указательный палец правой руки двигается самостоятельно... итак, вы просто позволите своему телу пребывать в состоянии гипноза, в котором оно находится, вы разбудите вашу голову... Шум не мешает, все это очень обыкновенно, вы просто разбудите вашу голову, и мы сможем разговаривать, потому что ваши глаза откроются, и через несколько минут вы сможете вернуться в это очень глубокое состояние, в котором вы сейчас находитесь.
Пробуждение головы*.
Пациент вполне способен пробудить «только голову*» и оставить все тело в гипнозе. Возможны любые варианты диссоциации*, поскольку гипноз — это не что иное, как возможность «брать в скобки»* некоторые функции.
240
Сейчас вы просто пробуждаете вашу голову и оставляете свое тело в прежнем состоянии... Да, это ПРИЯТНО. Да, вы хотели бы мне что-то сказать...
П.: Да, мне кажется, что я не спала...
Т.: Нет, это не настоящий сон...
П.: Это не пробуждение...
Т.: Это не настоящий сон, но слово «сон» подходит лучше других. Это не имеет значения, но
забавно то, что я видел, как ваш палец двигался сам, это не вы захотели подвигать им...
тогда он двигался небольшими рывками... П.: Да...
Т.: Вы не контролировали его... Я: Нет...
Напоминание* о сне* не подходит, поскольку пациенты ив признают это обычным сном. Они правы в том, что стремятся избегать этого слова. В то же время оператору легко узнать, было ли движение* пальца произвольным* или нет.
Т.: Очень хорошо, очень хорошо... Вы тогда имели в виду, что хотели бы работать вместе... П.: Э-э... нет! Разве только то, что я себя еще очень скованно чувствую...
Возврат и окончание сеанса.
Ключевые слова:
Сопровождать, указатель, аллюзия, амнезия, усиливать, аналогия, предвосхищать, навык, объединять, автоматизм, кинестезии, замешательство, контроль, вызов, депотенциали-зировать (сознательное), имплицированное указание, директивность, диссоциация, искажение времени, дублирование, боли, детство (упоминание о нем), состояние (гипнотическое), исследовать, фиксация внимания, фокусировать, функционировать, формулирование, направлять, идеомоторность, импликация, бессознательное, использовать, индукция, позволить, утомлять, левитация, магия, метафоры, движение, мифы, уровень интеграции, невербальное, забвение, парадокс, скобки, пассивность, шаблонные фразы, подготовить почву, проецировать (в будущее), предложение, психотерапия, раппорт, ратификация, переосмыслить, краткое повторение, возрастная регрессия, связь, повторение, отвечать, сопротивление, обратная связь, разбудить голову, грезы, ощущения, последовательное принятие, подача сигналов, сон, спонтанность, внушение (аналогией, внутри одного порядка, замаскированное, составное, прямое, контекстуальное, открытое, терапевтическое), симптом, тема, традиционный (гипноз), работа, трюизм, голос, произвольное/непроизвольное.
16-2917
7. упорядоченная возрастная регрессия
Этот сеанс показывает, как используется замешательство* для достижения возрастной* регрессии.
Данная запись отличается тем, что на сеансе присутствует не пациент, а актер, изъявивший желание участвовать в опыте из любознательности. Чтобы максимально удовлетворить его желание, мы предложили необычный опыт упорядоченной возрастной регрессии*. Эта запись в несколько гротескной форме демонстрирует использование замешательства.
В качестве темы для индукции используется концепция реальности, которая весьма интересует актера.
Регрессия у артиста. 1985
Пациент никогда не подвергался гипнозу и не видел гипнотических сеансов. По желанию пациента во время опыта он находился в кресле-качалке.
Предварительная часть
Т.: Нужно устроиться удобно, так как, только удобно устроившись, можно погрузиться в себя... Как расстояние, нормально? Вам это подходит?
Расстояние*, разделяющее участников сеанса, является важным элементом комфорта, для каждого человека оно свое.
П.: Да...
Т.: Тогда вот что я хотел бы узнать: что это означает для вас и как вы представляете себе...
каким он может быть, этот гипнотический опыт*? П.: Я должен испытать то, о чем я слышал. Это проникновение внутрь себя... контакт со своим
бессознательным.
Такой ответ пациента редкость. Объяснения*, которые он получит, будут соответственно адаптированы. Все рассуждения по поводу гипноза в данном случае будут прекрасной подготовкой, и иногда их бывает достаточно для индукции*.
Т.: Итак, вы представляете это немного похожим на сновидение. Я спрашиваю вас об этом, поскольку считаю, что не может быть двух одинаковых опытов, что каждый имеет дело с тем, что у него есть, и так, как он хочет, вот и все... Об этом я вас и спрашивал: с чем это связывается у вас. Да, это может вращаться вокруг мечтаний или грез, которые близки к сновидениям, правил здесь нет...
Нужно, чтобы ожидания* были реалистичными.
242
...Мы как бы с изумлением ожидаем и хотим узнать, что же получится...
Слово «изумление*» является здесь открытым* внушением. Подразумевается (импликация*), что пациент привносит что-то свое.
...Вы произнесли слово «бессознательное». Это понятие довольно важно для нас... но вначале дадим ему определение: бессознательное - это все, что не присутствует в сознании. Не следует воображать себе что-то более сложное, чем следующее: все ресурсы, все прошлые навыки сохраняются здесь, в этом бессознательном... Они могут восстанавливаться, вам знакомо это... Это можно проверить в любое время: оно проявляется зачастую без всякого смысла, когда вы едете в автобусе, сидите в зале ожидания, вы погружаетесь в себя, в свои воспоминания... Для нас это и есть гипноз; это такой же гипноз, как и все, что начинается с момента, когда вы отключаетесь от окружающего и погружаетесь в себя. Не обязательно терять сознание и тому подобное, достаточно только слегка забыться; все эти опыты, которые чрезвычайно банальны, имеют одну и ту же природу. Важно оставить сознание немного в стороне, потому что сознание стремится вмешаться; когда хотят чему-нибудь научиться, во многих случаях стоит положиться на бессознательное. Когда вы учились танцевать, важнее было предоставить события их естественному ходу, нежели пытаться слишком анализировать свои движения и точно их рассчитывать. Важнее было несколько отвлечься, чтобы все осуществлялось с помощью внутренних ресурсов*, которыми вы обладали и о существовании которых не знали, этим ресурсам было предназначено проявиться при определенных условиях...
Следует делать упор на слове «бессознательное*», которое будет использоваться в дальнейшем. Кроме того, под предлогом объяснений формируется установка' на диссоциацию*. Длинные объяснения утомляют* и способствуют отключению внимания.
...Итак, какой же вид опыта вы предпочли бы? Потому, что вы тоже будете определять это: легкий, средний, глубокий?
Простая связь*.
П.: Я не знаю, что... лучше, потому что... я... Все, что я хочу, это немного лучше знать то, что я думаю. Не правда ли, пациент уже в легком замешательстве*?
Т.: Итак, наиболее интересующая вас проблема - это быть способным... или, скажем, испытывать определенное чувство освобождения во время игры - возможно, я плохо изъясняюсь.
П.: Да, но я думаю, что игра удается, когда ты в ударе; именно когда ты в хорошем контакте со своим бессознательным, тогда все получается легко, игра становится удовольствием и т. д.