Установка действует как ориентир*. Если гипнотическое функционирование* является результатом установки, ничто не мешает мне изменить эту установку и выйти из данного состояния, если я этого хочу, потому что мое сознание не упразднено. Если же, напротив, я полагаю, что гипноз - это состояние, в котором я теряю над собой контроль, я, быть может, не сделаю даже минимального усилия, чтобы от него освободиться. В этом заключается причина недоразумений, связанных с гипнозом, а точнее, причина существования двух гипнозов, кроющаяся в их предпосылках и в формирующих их установках.
28
ATTITUDE INCONSCIENTE. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА
En.: Unconscious attitude
Понятие установки требует уточнения. В какой мере мы ответственны за наши установки? В какой степени мы способны влиять на них?
Следуя Милтону Эриксону, хотя он явно и не использовал такое разделение, мы можем различать сознательную и бессознательную установки.
1. Сознательная позиция - это та, которая принимается сознательно, с пониманием причины. Она, как правило, может становиться бессознательной. Иногда возникает конфликт между сознательной и бессознательной установками, и пациент говорит: «Это сильнее меня...»
2. Бессознательные установки встречаются в психологии повсюду, они незаметно влияют на нес. Мы можем судить о них лишь косвенным образом. Эти установки записаны внутри нас, как парадигмы*. То, что Эриксон называл референтными рамками*, близко к понятию бессознательной установки.
Гипноз как точка соединения между сознательным и бессознательным, может предоставить возможность как конфронтации, так и гармонизации этих двух регистров. Только такой особый тип функционирования, каким является гипноз, позволяет менять требующие изменения бессознательные установки и определяемое ими поведение. Мы никогда не добьемся этого, если будем использовать только возможности сознания. Сознательная установка при посредстве гипноза может стать своего рода клавиатурой для воздействия на нас и наши бессознательные установки (концентрируясь перед важным действием, мы включаем подобный же механизм).
Объяснение гипноза состоянием транса* означает тавтологию (Sarbin, 1989). А вот говорить, что гипноз является предпочтительным видом психической деятельности*, достигаемым благодаря сознательной установке, значит пользоваться подлинно психологическим языком.
AUTOMATE. АВТОМАТ
En.: Automaton
Гипноз эстрадный* и в меньшей степени гипноз традиционный* иногда создают иллюзию о возможности превращения пациента в робота по приказу гипнотизера.
Согласно Льебо (1866), «усыпленный» превращается в автомат. Чтобы показать, как может выглядеть этот феномен, процитируем Бернгейма* (1916): «Таковы двигательные феномены внушения. Чрезмерно подчиняемые (sic) пациенты, обнаруживающие эту столь частую особую внушаемость*, напоминают настоящие автоматы, приводимые в действие волей оператора. Я говорю: «Встаньте» - и он встает; один это делает медленно, другой - после некоторого колебания или после повторного императивного внушения; возможны разные варианты. Я говорю: «Идите» - он идет. «Садитесь» - он садится. Я говорю: «Вы больше не можете двигаться» - и он останавливается, как пригвожденный к полу. Вы можете идти только назад, но не вперед» - ой пятится. «Ваша правая нога парализована» - он волочит эту ногу и хорошо владеет другой. «Ваши ноги больше не могут держать вас» - он падает, как парализованный».
Заключение Бернгейма очень интересно и снимает обвинения с гипноза, не признавая за ним подобную власть (Bernheim, 1916): «Все вышеописанные феномены: моторные, сен-зитивные, сенсорные, иллюзии, галлюцинации - являются производными от этой присущей людям внушаемости; мозг способен воспроизводить их во время сеанса, так же, как он вос-
29
производит их спонтанно; вот что я стремился выявить в каждом из этих феноменов. Так называемый гипнотический сон вовсе не обязателен для их появления».
Подобные феномены, конечно, существуют, но для их возникновения достаточно соответствующего внушения и внушаемости пациента. Гипноз, с нашей точки зрения, это нечто совсем другое.
AUTOMAT1SME. АВТОМАТИЗМ
En.: Automatic response
Согласно Вайтценхофферу, гипноз представляет собой переход с уровня сознательно-волевой деятельности на уровни, где в большей или меньшей степени преобладают автоматизмы (1988, II, стр. 9).
По его мнению, гипнотическое внушение* - это разновидность коммуникации*, вызывающая появление автоматизмов. Автоматизм может быть направлен на достижение определенной цели, на решение проблемы и создавать впечатление сознательного, осмысленного действия. Гипнотизер по своему выбору может либо привести автоматизм в действие, либо дать ему проявиться спонтанно, он может также направлять его, изменять, включать в цепь других автоматизмов и в результате создавать более сложный искусственный автоматизм (Weitzenhoffer, 1988).
Поскольку только феномены, появляющиеся без участия воли*, заслуживают называться гипнотическими, новый гипноз принимает эти определения.
AUTORITAIRE. АВТОРИТАРНЫЙ (ПОДХОД)
En.: Authoritarian (approach)
Гипноз Долгое время ассоциировался с авторитарным подходом, и многие эстрадные гипнотизеры имеют обыкновение говорить приказным тоном. Среди медиков такое тоже еще встречается, но в более мягкой форме.
В новом гипнозе почти не используется прямой* подход, и если это все-таки происходит, то выглядит примерно так: «Не согласитесь ли вы...?», «Я хотел бы...». Обороты типа «Я хочу, чтобы...» используются в исключительных случаях (см. пример Ноэми). Эриксон не отвергает авторитарный подход полностью, он может использоваться в определенных случаях (Erickson, 1986). Психотерапия зачастую состоит в том, чтобы дать возможность пациенту испытать нечто новое. Поэтому язык приказаний иногда может оказаться нужнее, чем язык рекомендаций (Watzlawick, 1988).
AUTOSUGGESTION. САМОВНУШЕНИЕ
#
En.: Self-suggestion
Это внушение, которое делается самому себе (Erickson & Rossi, 1981). 1. В повседневной жизни и при самогипнозе в частности мы можем делать внушение* сами себе. Этот подход неожиданно позволяет добиваться результатов, прежде казавшихся не-
30
возможными. Эмиль Куэ (1915) и Шарль Бодуэн* (1915) показали, что образы, спроецированные путем самовнушения в будущее, активизируют бессознательную умственную деятельность, направленную на достижение цели.
2. Следуя гипотезе, согласно которой во время гипноза пациент поддается только тем внушениям, которые для него приемлемы, Араоз утверждает, что любое гипнотическое внушение можно рассматривать как самовнушение (1982). До него это отмечал и Эриксон: «Действия терапевта побуждают пациента внушать самому себе» (Erickson & Rossi, 1976).
Это противоречит точке зрения классических гипнотизеров, смешивающих гипноз и внушение и с помощью этой уловки (см. принуждение* в гипнозе), успешно навязывающих пациентам поведение, на которое не было получено согласия.
AUTO-HYPNOSE. САМОГИПНОЗ
En.: Self-hypnosis
Под самогипнозом подразумевается феномен, эквивалентный гипнозу*, но достигаемый без участия другого человека.
По мнению разных авторов, данное понятие охватывает две возможности.
1. Первичный самогипноз - это результат личной практики, цель которой - погрузиться* в себя. Такая практика близка к различного рода медитациям, но кроме особых и исключительных случаев не обладает ни той интенсивностью, ни теми возможностями, которые достижимы в процессе гипноза, вызванного с помощью другого лица. В опытах* самогипноза примечательна особая активность пациента и то, что в его воображении сеанс происходит с участием другого лица. Именно так нашему другу Виктору Раушу удалось перенести холецистекгомию под самогипнозом (Rausch, 1980).
2. Вторичный самогипноз заключается в воспроизведении гипнотического состояния после сеанса обычного гипноза, во время которого оператором была внушена эта возможность ре-индукции*.
Во время самогипноза пациент одновременно является оператором, то есть он вполне может производить внушения* самому себе (см. самовнушение*). Прочие достоинства гипноза, такие, как релаксация*, личностная интеграция*, усиление способности к творчеству и т. д. также сохраняются.
AUTO-HYPNOSE NEGATIVE (NSH). НЕГАТИВНЫЙ САМОГИПНОЗ
En.: Negative self-hypnosis
Понятие предложено Араозом в 1981 г. для описания негативного самовосприятия, лежащего в основе формирования бессознательных патогенных процессов* («Я ничего не стою», «Я никогда не достигну этого...»).
Негативный самогипноз способствует формированию образов* и мощному самовнушению*. Поскольку подобное негативное мышление не является осознанным и сам этот процесс
31
ускользает от критики, оно квалифицируется Араозом как гипнотическое. Терапевтический гипноз определенно является методом выбора при решении этого круга проблем, которые очень характерны для сексопатологии (Araoz, 1982). \
AUTRE (SOUCI DE IS). ДРУГОЙ (ЗАБОТА О ДРУГОМ)
En.: Care (for the other)
В новом гипнозе главным действующим лицом является пациеит. Недостаточно просто говорить с ним, как при обычной беседе, или так, как это делается в традиционном гипнозе*. На самом деле должна происходить не передача информации пациенту, а сопровождение* его в пути следования и в психологической работе*.
В новом гипнозе недостаточно говорить с другим; говоря, нужно одновременно быть в гармонии с ним Если оператор не имеет доступа к личностным устремлениям пациента, задача может показаться невыполнимой. Но определенным приемам можно научиться. С помощью упражнений* учатся подстраивать свою речь к речи пациенту (см. резонанс* слов) и овладевают некоторыми техниками, такими, как употребление неопределенных слов*, что здесь особенно важно.
В любом случае, если сопровождение выполняется правильно, оператор говорит для (вместо) пациента