Важно предупреждать пациентов, особенно если они эмотивны, о возможности появления специфических*, странных феноменов. В данной ситуации эти феномены кажутся нам полезными, они делают робкого пациента как бы причастным к приключению. Говоря о них, оператор способствует их появлению.
...Все это вам, наверное, кажется немного странным... Полагаю, вы недоумеваете, что вы здесь делаете; ситуация любопытная, и вы можете сказать себе, что вы сейчас чему-то учитесь. И то, чему вы сейчас учитесь, это нечто такое, о чем вы ничего не знаете...
Еще одно последовательное принятие, поскольку пациентке остается только отвечать «да» на предложения, которые ей делаются. Она находится в состоянии обучения*. Ей дается на это несколько мгновений.
Пауза.
...Вспомните, вы уже обучались, когда впервые пошли в школу, вы учились читать, это казалось очень трудным. Это казалось вам даже невозможным, лишенным смысла, были буквы, которые очень походили друг на друга, как b и d, и вам казалось очень глупым стараться их запомнить, и были буквы печатные и письменные, и все это было крайне трудно. И вы не знали, для чего это нужно, но постепенно ваше бессознательное конструировало образы, и эти образы стали полностью автоматическими, и теперь вы можете читать, к своему большому УДОВЛЕТВОРЕНИЮ, без всяких затруднений. Так вот, это немного напоминает то, что вы делаете сейчас здесь,
17-2917
257
со мной; вы обучаетесь и только позже вы сможете увидеть и понять, для чего понадобилось это обучение...
Упоминание о раннем обучении*. Этот типично эриксоновский подход способствует минимальной возрастной регрессии*. Кроме того, это метафора* данной ситуации.
Пауза.
...Во время всего этого опыта, который мы проделываем вместе, вы можете констатировать, что всегда полностью присутствуете здесь; нет и речи о потере сознания; вопрос в том, и вы увидите это сами, что все, на что вы обращаете внимание, не имеет значения...
Ободряя* пациента, который, без сомнения, опасается потери самоконтроля, мы депотенциализируем* сознательное, просто говоря, что оно не имеет значения.
...И я хотел бы, чтобы вы были внимательны только к тому, что происходит внутри вас, в вашем теле и в вашей голове. Речь идет об определенном способе вхождения внутрь себя, о том, чтобы ЗАБЫТЬ, что я здесь, и просто найти воспоминания или грезы, которые могут помочь нам. Я очень хотел бы, чтобы вы нашли приятные воспоминания, воспоминания о вас, когда вам было УДОБНО, когда вам было ХОРОШО, когда вы были УВЕРенЫ В СЕБЕ...
Очень осторожно предлагается* идея «забвения» окружающего, способствующая гипнозу. Это перекликается с возможностью забыть об идентификации с проблемой. Пришло время найти приятные воспоминания*, которые станут ресурсами.
Это возможно? Да...
Поиск пут к диалогу, несмотря на то, что мы пока еще на сознательном уровне.
...Вы стараетесь вспомнить те моменты, когда были УВЕРЕНЫ В СЕБЕ, когда все ПРОИСХОДИЛО ЧУДЕСНЫМ ОБРАЗОМ, как по ВОЛШЕБСТВУ. Ваше тело само вас слушалось, и вы не думали ни о чем другом, не было беспокойства, все происходило САМО СОБОЙ, и ваше тело действовало само по себе...
Упоминания о волшебстве* отсылают нас к миру детства* и просто заинтересовывают. Кроме того, это позволяет сгладить случайную неконгруэнтность*, потому что волшебство все улаживает. И наконец, это готовит почву* для изумления*. Небезразлично и слово «чудо».
...Итак, когда вы вспомните... не торопясь, используя столько времени, сколько понадобится... когда вы отчетливо вспомните время, когда вы хорошо себя чувствовали, занимались чем-то, что вас ИНТЕРЕСУЕТ... это воспоминание, в котором вы были В ЛАДУ С СОБОЙ, УВЕРЕНЫ В СЕБЕ, когда вы найдете такое воспоминание, я хотел бы, чтобы вы
258
слегка пошевелили указательным пальцем правой руки, чтобы дать мне знак, что вы действительно нашли его... Не торопитесь...
Гипноз — это ответ*, и мы услышим этот «сознательный» ответ, подготавливающий почву для других, бессознательных ответов. Пауза.
...Да... (Пациентка подала знак.) Вы делаете это очень осторожно... и пока полностью остаетесь в этом воспоминании. Вы можете, если хотите, оставить глаза открытыми, это не имеет значения... Если вам проще закрыть глаза, вы позволяете вашим глазам закрыться... Вы позволяете совершаться тому, что совершается; если они хотят закрыться, они закроются сами...
Глаза пациентки все время открыты, и конечно, предпочтительнее закрыть их. Но если они остаются открытыми, значит, на то есть причины, к которым мы относимся с уважением.
...Важно, что вы продолжаете оставаться в этом воспоминании, которое для вас подобно РЕСУРСУ. .Это тот РЕСУРС, который мы будем использовать, чтобы вернуть ощушение ДОВЕРИЯ, когда потребуется.
Минимальные необходимые объяснения*.
Для этого вы должны отчетливо вспомнить все детали этой ситуации... Вы вспоминаете свой тогдашний возраст, вы снова видите место, где это происходило, все детали... Если там были люди, то вы можете их видеть, вы можете их слышать, слышать все звуки, связанные с этой ситуацией, и если там были запахи, было ли это на улице или в помещении... вы просто вспоминаете все это, не торопясь, используя столько времени, сколько вам нужно... И вы позволяете своему телу устроиться УДОБНО, полностью восстанавливая ПРИЯТТОЕ впечатление от своего тела, такого, каким оно было когда-то, в той ситуации, которую вы вспоминаете...
Пауза.
Техника визуализации* способствует доступу к ресурсам* и вхождению в гипноз.
...Если ситуация, которую вы вспоминаете, связана с музыкой, вам не обязательно говорить мне об этом, но вы делаете знак указательным пальцем своей правой руки... Да! (Палец делает знак.) Очень, очень хорошо! Можете ли вы снова услышать этот музыкальный отрывок? Да! (Палец делает знак.) Вы все время подаете мне знак рукой, едва заметно... Вы внимательно слушаете этот музыкальный отрывок...
Об этом было нетрудно догадаться. Очень важно знать, где находится пациент, чтобы эффективно сопровождать* его. Пауза.
...Вы слушаете его со всеми нюансами, совсем богатством оттенков и чувств, которые могут выражаться этим звучанием... и продолжаете его слушать, но меня вы не слушае-
17*
259
те, потому что я не важен - важно обрести это воспоминание, являющееся ХОРОШИМ воспоминанием.
В этом и заключается обучение* — сосредоточившись на музыке, отрешиться от всего остального. Между тем я беспокою пациентку, поскольку разговариваю, чего обычно не делают, слушая музыку.
И вы даете свободу своим глазам, и если ваши глаза хотят закрыться, вы не сопротивляетесь, вы позволяете им... И вы даже можете остаться с открытыми глазами и не видеть; это тоже часто случается, и это не имеет значения.
Новое упоминание о глазах в надежде получить идеомоторный' эффект. Примечательно, что разговор идет в терминах диссоциации*. Мы надеемся на появление непроизвольных* гипнотических феноменов. Слово «сопротивляться*» использовано не случайно, поскольку сопротивление возможно. На всякий случай предлагается* идея «негативной галлюцинации», которая, возможно, будет удачным решением для данной пациентки.
Важно только одно - чтобы вам удалось воссоздать это воспоминание и физическое ощущение той поры... И вы все время слушаете музыку, а не меня, потому что даже если вы меня не слушаете, а в моих словах есть что-то, что может быть полезным, ваше бессознательное использует это... Оно может интерпретировать мой голос, мой голос может стать голосом кого-то другого, кого вы знали тогда, кого-то, кого вы очень любили; мой голос может превратиться в шум, звук или музыку той поры... Да, очень хорошо... Вы позволяете себе ощутить комфорт ситуации, пережитой вами когда-то и очень благоприятной для вас. И если ваше бессознательное удовлетворено вновь обретаемым вами комфортом, оно может слегка приподнять ваш указательный палец... помимо вашей воли... вы позволяете это... И, быть может, вы почувствуете удивление, увидев, как ваш палец сам движется... Вам не нужно ничего делать, только внимать этой музыке, употребить во благо это чувство доверия, которое вы сейчас испытывали. Это воспоминание может становиться явственнее, может быть подобно грезам... Эти грезы могут развиваться как сновидение или как дневная задумчивость... это не важно. Вы просто позволяете грезам развиваться как они хотят, подобно причудливой мечте, подобно образам, переходящим в другие образы, рождающим образы более старые, подобно мечтам, сменяющим друг друга. Возможно, вы смогли бы увидеть себя в то время, когда только начинали учиться играть на виолончели, быть может, вы смогли бы вспомнить трудности и радости и снова
Эти ораторские приемы* важны как указатели*, направляющие ход мыслей. Пациентка непременно будет истолковывать слова, которые невольно слышит, и в этом смысле все, что она услышит, будет ею усвоено!
...Видите! Позвольте своему телу действовать {она реагирует)... Радость той поры, когда вы открыли для себя музыку, открыли, что это нечто важное для вас, нечто, чему вы решили посвятить себя. Если вы вспомните это время, которое должно быть временем вдохновляющим, радостным, вы позволите прийти этому ощущению... вы дадите ему подняться в
260
вас, вы позволите охватить себя радости ОТКРЫТИЯ, испытанной вами однажды... И если это приходит как грезы, это очень хорошо. Не обязательно последовательно думать о чем-то, но если за одной мыслью следует другая мысль, другое воспоминание, единственное, о чем я вас прошу, это отбирать мгновения ПРИЯТНЫЕ, КОМФОРТНЫЕ, мгновения ДОВЕРИЯ, РАДОСТИ, ОТКРЫтиЯ И ВООДУШЕВЛЕНИЯ ОТКРЫтиЕМ...
Эти слова вполне соответствуют происходящему. Очень важно отбирать только приятные воспоминания*. Мы не стремимся к бурному отреагированию*.
...И вы позволяете всему этому подняться в вас, и если чувство комфорта нарастает, вы ничего не делаете, вы просто позволяете своему пальцу приподняться, если он сам хочет приподняться. Если нет, то вам не нужно стараться подавать мне знак, ваше бессознательное прекрасно может сделать это само, поскольку именно так все и происходит, как если бы все совершалось само собой, как если бы ваше тело само наилучшим образом действовало в ваших интересах... Потому что ваше бессознательное существует, чтобы защищать вас, ваше бессознательное работает для вас, это наиболее важная часть вас самих, существующая, чтобы защищать вас...