Систематическая теология Том I
Разум и откровение Бытие и Бог
Моим прежним студентам — здесь и за границей.
Содержание
Систематическая теология............................................. 5
Предисловие ............................................................................... 7
Введение.......................................................................... 9
А. Точка зрения ......................................................................... 11
1. Весть и ситуация ..........................................................................11
2. Апологетическая теология и керигма ......................................... 14
Б. Природа систематической теологии .................................... 16
3. Теологический круг ..................................................................... 16
4. Два формальных критерия всякой теологии .............................. 19
5. Теология и христианство .............................................................22
6. Теология и философия: вопрос ................................................... 25
7. Теология и философия: ответ...................................................... 28
В. Организация теологии.......................................................... 34
Г. Метод и структура систематической теологии .................... 39
8. Источники систематической теологии ....................................... 39
9. Опыт и систематическая теология ..............................................45
10. Норма систематической теологии............................................. 51
11. Рациональный характер систематической теологии................ 56
12. Метод корреляции .....................................................................63
13. Теологическая система ..............................................................68
Примечания .............................................................................. 71
Комментарии (О.Я. Зоткина)..................................................... 72
Часть I. Разум и откровение......................................... 77
I. Разум и поиск откровения..................................................... 79
А. Структура разума .................................................................. 79
1. Два понятия разума...................................................................... 79
2. Субъективный и объективный разум.......................................... 83
3. Глубина разума. ..................................................................·······-· 86
Б. Разум в существовании .................................................···.···· 88
4. Конечность и амбивалентности актуального разума ................. 88
5. Конфликт внутри актуального разума и поиск откровения ...... 90
В. Когнитивная функция разума и поиск откровения .......... 100
6. Онтологическая структура познания .......................................· 100
7. Когнитивные отношения .................................... 102
8. Истина и верификация .............................................................. 106
II. Реальность откровения ...................................................... 111
А. Смысл откровения.............................................................. 11 i
1. Знаки откровения ...................................................................... Ill
2. Проводники откровения ........................................................... 122
3. Динамика откровения: откровение изначальное и зависимое ........................ 129
4. Знание об откровении ............................................................... 131
Б. Актуальное откровение ...................................................... 134
5. Актуальное и окончательное откровение ................................. 134
6. Окончательное откровение во Иисусе как во Христе .............. 137
7. История откровения .................................................................. 139
8. Откровение и спасение.............................................................. 146
В. Разум в окончательном откровении................................... 148
9. Окончательное откровение преодолевает конфликт между автономией и гетерономией ........... 148
10. Окончательное откровение преодолевает конфликт между абсолютизмом и релятивизмом........... 151
11. Окончательное откровение преодолевает конфликт между формализмом и эмоционализмом ..... 154
Г. Основание откровения ....................................................... 156
12. Бог и тайна откровения............................................................ 156
13. Окончательное откровение и Слово Божие ............................ 158
Примечания ............................................................................ 160
Комментарии (О.Я. Зоткина) ................................................... 162
Часть II. Бытие и Бог................................................... 163
I. Бытие и вопрос о Боге ......................................................... 165
Введение: вопрос о бытии ............................................................. 165
А. Базисная онтологическая структура: «я» и мир ................. 169
1. Человек, «я» и мир ..................................................................... 169
2. Логический и онтологический объект ...................................... 173
Б. Онтологические элементы ................................................. 175
3. Индивидуализация и соучастие ................................................ 175
4. Динамика и форма ..................................................................··· 178
5. Свобода и судьба ..................................................................·.···· 182
В. Бытие и конечность........................................................···· 186
6. Бытие и небытие ..................................................................··.··· 186
7. Конечное и бесконечное .....................................................······ 189
8. Конечность и категории ........................................................···· 191
9. Конечность и онтологические элементы ............................······ 197
10. Бытие эссенциальное и экзистенциальное .....................········ 200
Г. Человеческая конечность и вопрос о Боге .....................···· 202
11. Возможность вопроса о Боге и так называемыйонтологический аргумент .......................·
12. Необходимость вопроса о Боге и так называемые космологические аргументы ......................205
II. Реальность Бога.................................................................. 208
А. Смысл «Бога» ...................................................................... 208
1. Феноменологическое описание ................................................ 208
2. Типологические соображения................................................... 215
Б. Актуальность Бога .............................................................. 230
3. Бог как бытие .............................................................................230
4. Бог как «Бог живой» ...................................................................236
5. Бог как созидающий ..................................................................245
5. Бог как соотносимый .................................................................261
Примечания ............................................................................ 279
Комментарии (О.Я. Зоткина)................................................... 280
Предисловие
В течение целой четверти века мне хотелось написать книгу о систематической теологии. Я никогда не мог мыслить теологически, не мысля при этом систематически. Любая, даже самая незначительная проблема, если она рассматривалась серьезно и полно, выводила меня ко всем прочим проблемам, вызывая предощущение какой-то целостности, внутри которой они могли бы найти разрешение. Однако вопросы всемирной истории, личностное предназначение и другие частные проблемы занимали мое внимание настолько, что я вынужден был воздерживаться от выполнения этой взятой мной на себя, задачи. И все-таки стенограммы тех моих тезисов, которыми я пользовался для чтения лекций, в какой-то мере заменили систему для моих учеников и друзей. В настоящем томе освещены те проблемы, о которых идет речь во вступлении и в первых двух частях этих тезисов. Содержание тезисов было сохранено и представлено в расширенном виде, тогда как сама тезисная форма была упразднена и заменена связным текстом. Перечень проблем, входящих в состав теологической системы, практически неограничен, как это явствует из примеров схоластических и ортодоксально-протестантских «Сумм». Впрочем, как личные, практические соображения, так и опасение, что мой труд может разрастись до невероятных размеров, удержали меня от намерения создать нечто подобное «Сумме». Для меня было невозможным заниматься всеми традиционными проблемами теологической системы. Те из них, которые не имели для структуры моей системы решающего значения, я вынужден был опустить, а те, которые уже обсуждались в других моих работах, я всего лишь упомянул. Кроме того, у меня не было возможности приводить обширные цитаты из Библии или работ классических теологов. Все мои усилия были направлены на выработку направления мышления; ему же посвящена и вся работа. Библейский и экклезиологический подходы к решению представленных в этой книге теологических проблем достаточно очевидны, хотя очевидность эта касается скорее подтекста, чем самого текста. И, наконец, мне казалось невозможным вступать в открытые дискуссии с различными представителями современной теологии и философии, хотя скрытая дискуссия с ними ведется почти на каждой странице.
Моим намерением (а оно кажется мне оправданным) было представить метод и структуру теологической системы, написанной с точки зрения апологетики и постоянно соотносимой с философией. В основе каждого из разделов моей системы лежит метод корреляции и его систематические следствия, иллюстрируемые в ходе обсуждения важнейших теологических проблем. И если бы мне удалось обосновать апологетическую адекватность и систематическую плодотворность этого метода, то я не стал бы сожалеть о тех ограничениях, которые этой системе присущи.
Этот том вряд ли появился бы на свет, если бы не помощь иных моих младших товарищей, которые делом доказали свое расположение ко мне той самоотверженностью, с которой они читали и критиковали первую и вторую редакции текста как с теологической, так и со стилистической точки зрения. Во-первых, я хотел бы отметить заслуги А.Т. Моллегена профессора христианской этики семинарии города Александрия, штат Вирджиния: именно он предоставил мне ценную информацию и внес существенные критические замечания, касающиеся пространных разделов первой редакции тома. Однако самый тяжелый труд взяли на себя мои бывший ассистент Джон Дилленбергер, нынешний сотрудник кафедры религии Колумбийского университета, и мой теперешний ассистент Корнелиус Лоев, который, постоянно работая с моим текстом, придал ему законченную форму и, кроме того, занимался решением всех технических вопросов, связанных с подготовкой рукописи. Не могу я не упомянуть и о моей бывшей секретарше, ныне покойной миссис Хильде Франкель, которой стоило большого труда перепечатать мою рукопись на машинке и сделать ее доступной для всех тех, кто мне помогал. Я благодарен работникам издательства Чикагского университета, которые в течение нескольких лет терпеливо ждали завершения моей работы.
Эту книгу я посвящаю моим студентам, которые живут здесь и в Германии: именно они годами уговаривали меня ускорить публикацию той теологической системы, с которой они познакомились на моих лекциях Именно их желание увидеть напечатанным то, что они уже слышали в аудиториях, стало для меня тем сильнейшим психологическим стимулом благодаря которому я смог положить конец моим колебаниям, обуздать мое стремление к абсолютному совершенству и, осознав неизбежные ограничения, все-таки поставить точку. Мне очень хочется, чтобы, читая эту книгу, мои ученики не обманулись в своих ожиданиях и чтобы благодаря ей им стало легче отвечать на те вопросы, которые им задают как в церквах, так и за их пределами.