Сегодня сумма НДС просто выделяется отдельной строкой в платежных документах и счетах-фактурах, выдаваемых контрагенту. В сумме платежа за продукцию НДС может поступить на расчетный счет или в кассу компании. До дня уплаты НДС в бюджет (для большинства компаний это - 20-е число месяца, следующего за месяцем получения НДС) налогоплательщик вправе свободно распоряжаться данной суммой. Например, может пустить ее в оборот или дать процентный заем партнеру. Главное, чтобы ко дню уплаты налога у налогоплательщика была на счете или в кассе сумма денег, достаточная для уплаты НДС в бюджет.
Если сейчас весь денежный поток проходит по расчетному счету, то завтра его, возможно, надо будет делить на два счета: расчетный и НДС-счет. По мнению разработчиков, подобные меры направлены на ограничение возможностей потратить деньги, находящиеся на НДС-счете. Их разрешается направить только на оплату НДС контрагенту (в составе расходов по приобретению имущества, товаров, работ, услуг) либо на уплату НДС в бюджет. Возможность снять все денежные средства с НДС-счета и потратить их, к примеру, на выплату зарплаты либо приобретение товаров исключается. С момента получения от контрагента суммы НДС на счет она фактически будет выведена из оборотных средств налогоплательщика. Например, если компания захочет предоставить заем на несколько дней своему партнеру либо провести операции с безНДСными объектами налогообложения (например, купить, а затем продать ценные бумаги), о привлечении на указанные цели всей суммы, числящейся на НДС-счете, придется забыть. Сумма налога мертвым грузом ляжет на спецсчете в ожидании дня, когда ее необходимо будет перечислить в бюджет. В подобной ситуации выиграют государство (укрепление гарантии получения налога в бюджет) и банки (деньги на НДС-счете можно пустить в оборот до дня уплаты налога).
Основным аргументом в пользу введения специальных НДС-счетов является необходимость принятия мер в области налогового администрирования, противодействующих уклонению от налогообложения НДС с помощью короткоживущих предприятий. При этом сторонниками введения таких счетов выделяются следующие возможные выгоды:
1) рост доходов от налога при сохранении действующей налоговой ставки;
2) устранение существующих искажений, при которых недобросовестные налогоплательщики, издержки которых на уклонение от налогообложения сравнительно низки, имеют конкурентные преимущества перед добросовестными налогоплательщиками, полностью исполняющими обязанности по уплате налогов;
3) новая схема не приведет к существенному росту издержек налогоплательщиков на исполнение законодательства;
4) за счет повышения прозрачности системы НДС повысится эффективность налогового администрирования в целом;
5) в краткосрочной перспективе не существует иных методов эффективного противодействия используемым методам уклонения от налогообложения.
Однако последствиями введения НДС-счетов могут быть следующими:
1) значительные денежные средства компаний (до 18% от оборота) будут изъяты и заморожены на указанных счетах. Если сегодня компания-налогоплательщик может использовать полученные от контрагентов суммы НДС как оборотные средства и распоряжаться ими по своему усмотрению до окончания налогового периода и наступления дня уплаты налога в бюджет, то введение системы НДС-счетов ликвидирует эту возможность. Кредиты смогут себе позволить далеко не все;
2) идея НДС-счетов не предполагает получения наличных денег. Создается впечатление, что государство вообще забыло о наличных расчетах между организациями;
3) неизбежен рост издержек предприятий на администрирование НДС-счетов. Администрирование этих счетов предполагает двойной учет. Осуществляя платеж контрагенту, сумму НДС необходимо будет делить на две части: одна часть - собственно деньги для оплаты продукции; вторая - НДСная часть платежа.
Соответственно все нужно правильно подсчитать, составить два разных платежных поручения, перепроверить и отвезти их в два различных банка для исполнения (ведь не факт, что расчетный счет и НДС-счет будут находиться в одном банке). Для этого нужны люди. Поэтому компаниям, судя по всему, придется раскошелиться на дополнительного сотрудника бухгалтерии.
4) Введение новой системы повлечет увеличение расходов на банковское обслуживание. Очевидно, издержки по содержанию персонала в банке, обслуживающего НДС-счета, опять же будут распределены между клиентами.
5) Система НДС-счетов в условиях неплатежей исключает возможность неденежных взаиморасчетов (договоры бартера и цессии, векселя, взаимозачеты).
6) Идея НДС-счетов повлечет за собой дорогостоящую перестройку программных продуктов. Поэтому вместо одного рабочего, создающего материальный продукт, организации придется взять еще одного бухгалтера, который будет вести учет ради учета.
Таким образом, при очевидных издержках для экономики возможные выгоды от введения НДС-счетов не представляются столь очевидными. Так, без принятия других жестких мер в области налогового администрирования подобное решение может не привести к устойчивому росту бюджетных доходов. Во-первых, одновременно с введением НДС-счетов предполагается принятие ряда решений в области либерализации предоставления налоговых вычетов и возмещения НДС из бюджета. Во-вторых, применение НДС-счетов не создает препятствий при уклонении от уплаты иных налогов, а также применении иных методов уклонения от уплаты НДС, например при использовании в расчетах неучтенной наличности. Более того, опыт Болгарии - единственной страны, применяющей НДС-счета, - показывает, что при переходе к обязательному использованию в расчетах НДС-счетов не происходит значительного роста налоговых поступлений. Кроме этого, введение НДС-счетов повлечет за собой и дополнительные издержки государства в области налогового администрирования, которые связаны с необходимостью осуществлять контроль за операциями налогоплательщиков по НДС-счетам.
Единственной страной в мире, применяющей специальные счета для уплаты НДС, является Болгария, где указанный инструмент в обязательном порядке действует для всех налогоплательщиков, начиная с 1 января 2003 года. Если говорить о бюджетных эффектах данной реформы, то необходимо отметить следующее:
- в течение первого квартала после обязательного введения системы НДС-счетов наблюдался существенный рост поступлений НДС по внутренним операциям;
- по состоянию на 1 августа 2003 года номинальный прирост доходов от внутреннего НДС в Болгарии (с учетом возмещения НДС экспортерам) составил 32,5% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года;
-согласно данным об исполнении бюджета по состоянию за январь-октябрь 2003 года номинальные доходы бюджета Болгарии от внутреннего НДС составили 114,4% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. С учетом корректировки на инфляцию и рост ВВП прирост доходов от внутреннего НДС составил 5%.[44]
Таким образом, использование специальных счетов для уплаты НДС в Болгарии на сегодняшний день не привело к существенному росту бюджетных доходов.
Как уже говорилось выше, основным аргументом в пользу введения НДС-счетов в России является снижение уклонения от налогообложения, т.е. борьба с фирмами-однодневками. Однако введение спецсчетов не сможет решить эту проблему. Платежи по спецсчету могут лишь облегчить работу по поиску компании, к которой ушли НДСные деньги. В то же время те, кто применяют мошеннические схемы по возврату НДС, и после введения названных счетов скорее всего найдут способ это делать. А крайними будут реальные работающие компании и российская экономика.
Использование фирм-однодневок в целях уклонения от обложения НДС может быть предотвращено даже в рамках действующего законодательства - путем совершенствования административных процедур. Усилия государственных органов необходимо сосредоточить в области последовательного улучшения как системы налогового администрирования, так и собственно конструкции российского НДС.
Среди областей, в которых необходимо принятие первоочередных мер, следует назвать процедуры регистрации налогоплательщиков. Целесообразно ввести федеральный реестр плательщиков налога на добавленную стоимость. Законодательством должно быть предусмотрено, что предприятия, являющиеся плательщиками НДС, должны предпринять необходимые действия для регистрации в подобном реестре, которому необходимо придать официальный статус. За уклонение от регистрации в реестре плательщиков НДС на предприятия должно накладываться взыскание в виде штрафа. Возможна связь номера налогоплательщика в реестре плательщиков НДС с индивидуальным номером налогоплательщика (ИНН), однако зарегистрировавшись в реестре и получив номер плательщика НДС, предприятие должно указывать этот номер на всех расчетных и иных документах, относящихся к коммерческой деятельности предприятия. Необходимо устраивать текущий мониторинг и контроль деятельности налогоплательщиков (включая мониторинг определенных показателей деятельности налогоплательщика, которые могут свидетельствовать об осуществлении им недобросовестных операций). Возможно также принятие мер по контролю за использованием трансфертного ценообразования, более четкое регулирование в законодательстве ответственности налогоплательщиков, их учредителей и должностных лиц за неисполнение налогового законодательства, координация работы и информационного взаимодействия налоговых и таможенных органов, органов внутренних дел. Увеличению эффективности налогового администрирования, по нашему мнению, послужат и такие изменения, как переход к уплате НДС по методу начислений.
Таким образом, введение специальных НДС-счетов- это предлагаемая мера направлена на борьбу с конкретным способом уклонения от налогообложения. Помимо этого, существуют и другие методы уклонения от налогообложения, они были рассмотрены в предыдущем пункте. Для борьбы с ними тоже необходимо искать и принимать меры. В частности, для борьбы с возникающими стимулами к применению ложных счетов-фактур возможно принятие следующих мер: